Очно-дистанционное обучение

Государственное автономное учреждение

Дополнительного профессионального образования

Республики Карелия

«Карельский институт развития образования»

 

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности общеобразовательных организаций Республики Карелия в условиях сохранения рисков распространения COVID-19

Петрозаводск 2020

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности общеобразовательных организаций Республики Карелия в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Для руководителей общеобразовательных организаций РК. / Составители: Дементьева Е.В., Черненков В.И., Шарлаева И.В., Шулакова И.М. – Петрозаводск, 2020.

Настоящие рекомендации адресованы руководителям общеобразовательных организаций и направлены на оказание методической помощи при планировании режима работы организации в условиях сохранения рисков распространения COVID-19.

В методических рекомендациях руководители общеобразовательных организаций найдут материалы о начале учебного года по новым правилам в обычном (штатном) режиме, об обучении в две смены, о трех вариантах очно-дистанционного обучения; ознакомятся с содержанием локальных актов по организации образовательной деятельности, с возможными технологиями обучения, организацией внеурочной деятельности и ролью классного руководителя в условиях сохранения рисков распространения COVID-19.


 


Методические рекомендации по организации образовательной деятельности общеобразовательных организаций Республики Карелия в условиях сохранения рисков распространения COVID-19

2020/21 учебный год начинается 1 сентября в традиционной форме с учетом санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации за № 16 от 30.06.2020 г.[1], и рекомендаций Роспотребнадзора «Рекомендации по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19» (письмо Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24)[2]. Чтобы выполнить новые требования, директор в августе может внедрить ряд новшеств.

Начать учебный год по новым правилам в обычном (штатном) режиме

Чтобы начать работу по новым правилам в обычном (штатном) режиме:

1. Издайте приказ. Определите в нем порядок работы. В преамбуле укажите реквизиты новых санитарных правил, а в тексте – поручения работникам. Назначьте ответственного за контроль выполнения противоэпидемических мероприятий. В детском саду издайте приказ летом, в школе – накануне нового учебного года. (Приложение I)

2. Уведомите местный Роспотребнадзор об открытии образовательной организации не менее чем за один рабочий день (п. 1.4 СП 3.1/2.4.3598-20). Типовой формы уведомления нет, составьте его в свободном виде и оформите на официальном бланке. В уведомлении пропишите планируемый срок открытия, данные об образовательной организации – наименование, место осуществления и виды деятельности, контактные данные, количество работников и детей. (Приложение II)

3. Отмените кабинетную систему обучения.Закрепите кабинет за каждым классом (абз. 1 п. 3.2 СП 3.1/2.4.3598-20). Исключения делайте только для дисциплин, которые требуют специального оборудования. Например, уроков информатики, физкультуры, ИЗО, технологии, практических занятий по физике и химии. Решение оформите приказом. (Приложение III)

4. Составьте специальное расписание звонков(абз. 2п. 3.2 СП 3.1/2.4.3598-20). Измените для этого время начала уроков и перемен в каждом классе. Такой подход позволит максимально разобщить учеников во время термометрии, перемен и приема пищи в столовой.

Например, на первом этаже школы три холла. В каждом холле по 4 кабинета. Перемена длится 15 минут. Ученики, которые учатся в кабинете 1 в каждом холле, начинают занятия в 8:30, в кабинете 2 – в 8:45, в кабинете 3 – в 9:00, в кабинете 4 – 9:15. Такой сдвиг по времени начала занятий внутри каждого холла позволит школьникам не пересекаться на переменах.

С учетом погодных условий и особенностей территории школы рекомендуется максимально организовать пребывание учеников и проведение занятий по отдельным темам отдельных учебных предметов на свежем воздухе. Для уроков физической культуры используйте открытые спортивные площадки (при наличии), чтобы сократить количество занятий в спортивном зале.

Минимизируйте контакты между работниками школы, учителей в учительской. Требуйте соблюдения социальной дистанции между учителем и учениками, между учениками при проведении урочных и внеурочных занятий, классных часов.

Родители учеников не могут отказаться от учебы в обычном режиме и потребовать обучаться дистанционно, если школа работает в штатном режиме.

Проведите с родителями беседу. Объясните, что электронное обучение, дистанционные образовательные технологии – не форма обучения, а средство и способ организации учебного процесса (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Школа вправе самостоятельно решить, когда применять дистанционные технологии. Родители не участвуют в выборе средств и способов обучения, но могут высказать свое мнение.

Ограничьте посещение школы родителями и посторонними лицами. Строго соблюдайте противоэпидемические мероприятия, установленные санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20.

Издайте приказ о выполнении в Вашей школе санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических норм. Опишите профилактические действия, направленные на предупреждение распространения COVID-19 в Вашей школе. Назначьте ответственных. Опишите обязанности всех работников на период особого режима работы школы. Назначьте ответственного (ответственных) за педагогическую работу по гигиеническому воспитанию школьников и их родителей (законных представителей).

Обучение в две смены

Чтобы реализовать программы в полном объеме в 2020/21 учебном году, школа может принять решение перейти на обучение в две смены. Это поможет выполнить требования Роспотребнадзора и не позволит распространиться инфекции, если будет вторая волна.

Не все классы могут учиться во вторую смену. Первые, пятые, девятые, одиннадцатые классы, все классы компенсирующего обучения и классы с углубленным изучением предметов обучаются только в первую смену (п. 10.4 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Проанализируйте, сколько классов можно перевести на обучение во вторую смену. Постарайтесь свести их количество к минимуму.

 Классы, в которых много детей на подвозе, оставьте обучаться в первую смену. Если в классе таких детей мало, предложите их родителям временно перевести ребенка в тот класс параллели, который будет учиться в первую смену. Такой же вариант можно предложить, если переход на обучение во вторую смену создаст сложности для родителей. Например, сложно будет привезти ребенка в школу, некому забрать.

Внесите изменения о переходе на обучение в две смены в локальные акты школы – Положение о режиме занятий или Правила внутреннего распорядка. Закреплять обучение в две смены в календарном учебном графике не обязательно, но и не запрещено.

 Все документы, которые изменили, поручите техническому специалисту разместить на сайте школы, чтобы с ними могли ознакомиться школьники и родители. Обсудите новые условия обучения с родителями на собрании. Его можно оперативно организовать онлайн. Также вопрос включите в повестку августовского педсовета.

Образцы изменений смотрите по ссылке: //e.profkiosk.ru/media/94eb7d1a-e301-4362-b138-4d5f5e390480/

Помните: обучение в три смены в общеобразовательных организациях запрещено (п. 10.4 СанПиН 2.4.2.2821–10)

Составьте расписание учебных занятий для каждой из смен. Требования СанПиН к допустимой аудиторной нагрузке для первой и второй смен не отличаются.

Из-за перехода на обучение в две смены увеличивается нагрузка на работников школы. Запланируйте дежурство администрации в течение второй смены.

Очно-дистанционное обучение

Среди требований Роспотребнадзора к организации работы школы в новому учебном году – максимально разобщить школьников разных классов и выделить каждому классу отдельный учебный кабинет. Кабинетов в школе может просто не хватить, даже если обучение организовать в две смены. Вам придется выстроить образовательный процесс по-новому.

Вы уже работали в дистанционном режиме в конце 2019/20 учебного года. Чтобы выделить наиболее удачные практики и оперативно разработать новую модель очно-дистанционного обучения, создайте рабочую группу. Ее состав утверждается приказом. Образец приказа смотрите по ссылке: //e.profkiosk.ru/media/6ed2cf69-b1d3-49f6-b52a-627b587378a8/

Итоги анализа и новую модель рабочая группа представит на августовском педсовете. Слабые стороны, проблемы в организации образовательного процесса, которые выявит рабочая группа, лягут в основу методической работы на следующий учебный год. Основное направление методической работы – подготовка педагогов к организации обучения с использованием дистанционных и электронных технологий.

Есть три варианта, как организовать очно-дистанционное обучение. На заседании рабочей группы рассмотрите их и выберите наиболее подходящий для вашей школы.

Вариант 1: полностью перевести отдельные предметы и учебные курсы в дистанционный формат. Это должны быть такие курсы, которые не требуют очного присутствия. Например, нельзя полностью перевести на дистант уроки физики или химии, иначе не получится провести лабораторные и практические работы. А это нарушение требования ФГОС. Такой вариант изменит формат работы части педагогов, но не увеличит их нагрузку. А Вам придется разработать дополнительный инструментарий, чтобы оценивать качество дистанционных занятий. С другой стороны, посетить их станет легче – Вы сможете попросить у педагога запись урока и просмотреть его в любое удобное время.

Вариант 2: организовать смешанное обучение. То есть в рамках занятий будут чередоваться очные и дистанционные занятия по предмету. Такой вариант работы не увеличит нагрузку на педагогов, но позволит высвободить учебные кабинеты.

Вариант 3: разделить классы, в которых 26 и более учеников, на группы. Для каждой группы придется подготовить двухнедельное расписание занятий. В первую неделю одна группа класса занимается в очном режиме, вторую – дистанционно. Это наиболее трудоемкий вариант и для Вас, и для педагогов. Придется перестраивать рабочие программы, составлять специальное расписание. Также увеличится и нагрузка учителей, ведь групп будет больше, чем классов.

Выберите информационные образовательные ресурсы, образовательные онлайн-платформы, мессенджеры, которые будут соответствовать модели работы. Особенно это актуально для учеников начальных классов, так как каждая платформа предусматривает систему регистрации и аутентификации личности. Также на каждой образовательной платформе различный интерфейс. Если все педагоги будут работать на разных платформах, это создаст дополнительные сложности. Поэтому лучше остановиться на двух-трех максимум.

Когда утвердите новую модель работы, закрепите изменения и в локальных актах школы, и в регламентах работы сотрудников. Скорректируйте положения о дистанционном обучении, внеурочной деятельности, рабочих программах, текущем контроле и промежуточной аттестации. Также измените режим работы школы. Все новшества согласуйте с коллегиальными органами управления.

В рабочих программах учителя должны внести изменения в части используемых форм и технических средств обучения. Пусть пропишут те образовательные ресурсы и онлайн-платформы, которые вы выбрали для работы. Педагоги, которые будут работать дистанционно, должны адаптировать формы текущего контроля и промежуточной аттестации под новые реалии.

Если часть предметов уйдет на дистант, то и педагоги, которые их преподают, будут работать удаленно. Решить вопросы с тарификацией и рабочим графиком этих педагогов- компетенция директора. Заместитель директора по УВР контролирует качество дистанционных занятий и взаимодействует с родителями и учениками.

Дистанционные уроки и их организацию контролировать одновременно и проще, чем обычные, и сложнее. Проще – потому что всегда можно запросить запись занятия. Сложнее – потому что нужно разработать новые, максимально прозрачные и понятные всем участникам механизмы работы.

Чтобы снять вопросы учеников и родителей, поручите педагогам разработать график занятий. Это должно быть не просто расписание, а документ, в котором зафиксированы формы и методы работы, домашнее задание, материалы, которые понадобятся. (Приложение IV)

Контролировать качество работы удаленных сотрудников Вам придется в онлайн-формате. Делать это Вы можете в первую очередь через электронный журнал. В нем Вы сможете проверить, соответствуют ли темы уроков тематическому планированию. Еще отследите, как накапливаются отметки и насколько объективно их выставляет педагог.

Второй инструмент, который удобно использовать в работе, – Google-диск. Там можно создать таблицы для педагогов, которые работают удаленно. Учителя смогут заполнять таблицы онлайн: вносить дату, тему урока, отметку о его проведении, а заместитель директора по УВР – контролировать, соответствует ли урок рабочей программе и тематическому планированию. Также этот инструмент позволяет оставлять комментарии.

Спланируйте график посещения уроков и встреч с педагогами, которые работают удаленно. К уроку, который проходит на онлайн-платформе типа Zoom или Google Meet, Вы можете подключиться в любой момент. Если возможности присутствовать на уроке у Вас нет, попросите педагога сделать запись.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: