1. Раковина для умывания.
2. Вешалки для полотенец и туалетных принадлежностей.
3. Унитаз-слив.
4. Корзина для мусора.
5. Хозяйственный шкаф для хранения уборочного инвентаря.
Релаксационный сектор
Релаксационный сектор кабинета педагога-психолога может иметь на стенах фотообои (с пейзажем), мягкое ковровое покрытие на полу, горшки с комнатными растениями. Для усиления эффекта необходимо подобрать «пейзажную» музыку, соответствующую оформлению кабинета. Для аутотренинга на фоне березовой рощи, дубрав, лесных опушек можно использовать музыкальные произведения Дебюсси. Подойдет и магнитофонная запись с пением птиц и цикад. Морскому пейзажу лучше будет способствовать тема Шахерезады из оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского или магнитофонная запись с шумом моря, водопада, реки.
После напряженных коррекционных занятий или аппаратного лечения (если это детский сад компенсирующего вида) дети нуждаются в релаксационном воздействии. Его усиливают наблюдения за рыбками в аквариуме, струями воды в небольшом фонтанчике или водопаде. Фонтанчик своим журчанием усиливает впечатление естественного природного окружения. Здесь дети могут намочить ладони, лицо, побрызгаться. Импульсивные и агрессивные дети, попадая в эти условия, с наслаждением просеивают песок, перемывают камешки и ракушки, перебирают и раскладывают по ячейкам желуди, шишечки, фасоль, горох. В процессе таких занятий снимаются усталость, раздражение, дети успокаиваются, восстанавливают эмоциональное равновесие.
Эффективность релаксационного сектора кабинета увеличивается при использовании следующих эфирных масел:
• розовое эфирное масло, ромашка (уравновешивают процессы торможения и возбуждения, снимают подавленное состояние);
• полынь лимонная, сено (снимают раздражение, уменьшают нервное и мышечное напряжение);
• лаванда (устраняет перевозбуждение, снижает агрессию и истерические реакции, способствуют нормализации функции вегетативной нервной системы);
• розмарин (стимулирует сосредоточение внимания и развитие памяти);
• анис (используют при дыхательной недостаточности и сердцебиении);
• шалфей (укрепляет нервную систему, способствует устранению астено-депрессивных состояний);
• мята (приводит к расслаблению, улучшает мозговое кровообращение, нормализует пульс и дыхание).
Используя эфирные масла, психолог, однако, должен помнить, что стимулируюпще запахи способствуют введению организма в зону оптимальной работоспособности. Если же человек уже находится в ней, то дополнительное стимулирующее воздействие может вызвать чрезмерное нервно-психическое напряжение. При переутомлении возбуждающие запахи еще больше ухудшают работоспособность. Здесь нужны успокаивающие ароматы. Кроме того, следует учитывать, что на некоторые из них у детей может быть аллергия (например, на ромашку, лаванду).
В этом случае можно использовать ионизатор воздуха или Люстру Чижевского. Принцип работы этого аппарата основан на образовании аэроионного потока с помощью тихого разряда в воздухе. Вследствие этого помещение насыщается отрицательно заряженными аэроионами кислорода. Это обеспечивает чистоту воздуха, создает ощущение непривычной мягкости и мышечной раскованности, нормализует обменные процессы в крови.
Другим средством повышения эффективности работы релаксационного сектора кабинета может быть использование музыкальных средств реабилитации. Для этого в оборудование данной части кабинета должен быть включен магнитофон и аудиотека с записью голосов птиц и явлений природы, а также классической музыки1.
' Детский психолог. № 6, 1993.
Исследователи утверждают, что наиболее сильный и выраженный эффект дает однородная по своему характеру музыка. В сложном произведении, передающем бурную смену настроений, его суммарное итоговое воздействие трудно, а иногда просто невозможно предугадать. В связи с этим в психопрофилактических целях не следует брать объемных произведений целиком. Лучше проводить тщательный целенаправленный подбор музыкальных отрывков или произведений малых форм.
В большинстве исследований указывается, что достаточно провести 8-10 сеансов направленного прослушивания музыки, чтобы получить наглядное улучшение психического состояния пациента. Рекомендуется последовательно прослушивать 2-3 специально подобранных комплекса, состоящих из 3 произведений, вызывающих в итоге сходную реакцию.
Выбираются, в первую очередь, музыкальные композиции, в которых преобладает мелодия с выдержанным ритмом. Во время каждого сеанса первой звучит мелодия, в какой-то мере отвечающая душевному состоянию слушателя в данный момент. Например, если человека мучает меланхолия, навязчивая тревога, страх, то первой ему предлагают для прослушивания грустную мелодию, которая звучит для него как голос сострадания и сочувствия его подлинным или воображаемым невзгодам. Звучание следующего произведения призвано противостоять действию первой мелодии, как бы нейтрализуя его. В данном случае это будет светлая, воздушная мелодия, дарующая утешение и вселяющая надежду. Третье произведение, завершающее данный комплекс, выбирается с таким расчетом, чтобы его звучание обладало наибольшей силой эмоционального воздействия, чтобы оно породило у слушателя настроение, необходимое для оздоровления его психического состояния. Как правило, это динамическая музыка, вселяющая уверенность в себе, мужество, твердость духа.
Для проведения занятий аутогенной тренировкой с персоналом детского сада можно порекомендовать следующие варианты:
1. Успокаивающий вариант
| № | Упражнение | Музыкальный фон | Время |
| 1 | Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха | И. С. Бах. Прелюдия № 1 | 2 мин |
| 2 | Расслабление мимических мышц | И. С. Бах. Прелюдия № 8 | 4 мин 30 с |
| 3 | Расслабление мышц рук | И. С. Бах. Хор | 3 мин 30 с |
| 4 | Расслабление мышц туловища | Ф. Шопен. Прелюдия № 4 | 2 мин 5 с |
| 5 | Расслабление мышц ног | Ф. Шопен. Прелюдия № 13 | 4 мин 35 с |
| 6 | Регуляция ритма дыхания | Ф. Шопен. Прелюдия № 15 | 1 мин 10 с |
| 7 | Регуляция ритма сердечных сокращений | Ф. Шопен. Прелюдия № 15 | 1 мин 10 с |
| 8 | Выход из состояния расслабленности | Глюк. «Мелодия» | 4 мин 5 с |
| 9 | Общая активизация | Ф. Шопен. Прелюдия № 17 | 3 мин 45 с |
| Общее время | 25 мин 40 с | ||
2. Мобилизующий вариант
| № | Упражнение | Музыкальный фон | Время | ||
| 1 | Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха | И. С. Бах. Прелюдия № 1 | 2 мин | ||
| 2 | Расслабление мимических мышц | И. С. Бах. Прелюдия № 8 | 4 мин 30 с | ||
| 3 | Расслабление мышц рук | И.С.Бах. Хор | 3 мин 30 с | ||
| 4 | Расслабление мышц туловища | Ф. Шопен. Прелюдия № 4 | 2 мин 5 с | ||
| № | Упражнение | "Музыкальный фон | Время | ||
| 5 | Расслабление мышц ног | Ф. Шопен. Прелюдия № 13 | 4 мин 35 с | ||
| 6 | Мобилизация физического и психического тонуса | Глюк. «Мелодия» | 4 мин 5 с | ||
| 7 | Формирование состояния уверенности и репродукция предстоящей деятельности | М. Таривердиев. «Мгновение» Ж. Визе -Р. Щедрин. Тема «Тореадор» | 1 мин 45 с 45с | ||
| Общее время | 24 мин 15 с | ||||
После того как воспитатели и дети привыкнут к использованию музыки на занятиях психолога, ее можно включать в процессе проведения коррекционно-развивающих и воспитательских занятий в виде физкультурной минутки (мобилизирующей вариант) и в процессе осуществления режимных моментов, а также за полчаса до того, как в группе начнется «тихий час» (успокаивающий вариант).
Такова модель современного кабинета педагога-психолога ДОУ.
В заключение следует отметить, что на двери кабинета психолога обязательно должен быть вывешен график его работы с указанием конкретного времени приема родителей, а также сетка занятий с детьми разных возрастных групп. Это позволит постепенно наладить всю систему индивидуального сопровождения развития ребенка в ДОУ1. Рассмотрим ее подробнее.






