Планирование работы педагога – психолога ДОУ

Количество общего рабочего времени педагога-психолога ДОУ в год при 36-часовой рабочей неделе составляет примерно 1800 часов, 150 часов в месяц, согласно постановлению № 65 Минтруда России от 29.12.92 г.

Первоначально относительно распределения рабочего вре­мени педагога-психолога существовало специальное Инструк­тивное письмо Министерства общего и профессионального об­разования.

Обратимся сначала к нему.

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО ОТ 1 МАРТА 1999 Г. № 3 ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Минобразованием России в результате обмена информацией как с органами управления образованием субъектов Российской Федера­ции, так и с руководителями государственных и муниципальных об­разовательных учреждений системы общего профессионального обра­зования установлено:

• неэффективное использование рабочего времени педагога-психо­лога при существующих нормативных документах, регламенти­рующего деятельность;

• отсутствие возможности повышения своей профессиональной ком­петенции, что приводит к снижению эффективности деятельнос­ти педагога-психолога, в образовательных учреждениях различ­ных типов и видов;

• при существующей организации деятельности педагога-психоло­га происходит быстрая профессиональная дисквалификация его как специалиста, вследствие чего в отдельных регионах Россий­ской Федерации отмечается заметная текучесть психологических
кадров.

1 Использованы рабочие материалы Всероссийского совещания «Служ­ба практической психологии в системе образования России. Итоги и перс­пективы» от 6-7 июня 2002 г. (г. Москва).

Исходя из вышеизложенного, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководство­ваться тем, что нагрузка педагога-психолога в образовательных уч­реждениях составляет 36 часов в неделю, как у всех категорий педа­гогических работников образовательных учреждений (Закон Россий­ской Федерации «Об образовании», статья 55, пункт 5), из них:

• индивидуальная групповая работа с обучающимися воспитанника­
ми, консультативная работа с учителями, воспитателями и родите­
лями обучающихся воспитанников составляет 24 часа в неделю;

• подготовка к индивидуальной и групповой работе, обработка, ана­
лиз, обобщение результатов деятельности, интерпретация полу­
ченных данных и заполнение отчетной документации (см. При­
ложение), за'траты времени на повышение профессиональной ком­
петенции педагога-психолога составляют 12 часов в неделю, что
не требует обязательного присутствия педагога-психолога в обра­
зовательном учреждении.

Руководителям органов управления образованием субъектов Рос­сийской Федерации при осуществлении инспекционных проверок рекомендуется использовать установленное распределение рабочего времени педагога-психолога как критерий оценки эффективности его деятельности.

Заместитель министра Е. Е. Чепурных.

Сегодня данное инструктивное письмо отменено, хотя в не­которых ДОУ пытаются придерживаться именно такого соотно­шения обязательных (присутственных) и необязательных часов работы психолога в ДОУ. Однако в правилах внутреннего распо­рядка сегодня целесообразно учитывать рекомендации, представ­ленные в инструктивном письме № 29/1886-6 от 24.12. 2001.

Согласно этому документу, общее рабочее время психолога составляет 36 часов в неделю, из них:

18 часов предусмотрено использовать на непосредственную индивидуальную, групповую, профилактическую, диагнос­тическую, коррекционную и развивающую работу с детьми, экспертно-консультационную и профилактическую работу
с родителями и педагогами (I);

18 часов — на подготовку к индивидуальной и групповой
работе с воспитанниками, обработку, анализ, обобщение по­лученных результатов, подготовку к экспортно-консульта­ционной и профилактической работе с педагогами и родителями, заполнение аналитической и отчетной документации и др.

Обязательным для педагога-психолога является проведе­ние с детьми группы занятий по социально-психологической адаптации каждой группы детей. На эту деятельность, в кото­рой задействованы 4 возрастные группы, педагогу-психологу специального дошкольного учреждения отводится 3 часа рабо­чего времени в неделю.

Планирование непосредственной работы педагога-психоло­га в специальном ДОУ с детьми и их родителями может быть следующим:

• групповые занятия с детьми, касающиеся повышения уров­
ня их социально-психологической адаптированности: 3-
4 часа в неделю;

• подгрупповые занятия с детьми, имеющими психологиче­
ские особенности (РДА и др.) — 2 часа в неделю;

• индивидуальные коррекционно-развивающие занятия —
8 часов в неделю;

• изучение детей — 4 часа в неделю;

• изучение форм взаимодействия родителей с детьми — 4 часа
в неделю;

• беседы с родителями — 2 часа в неделю;

• родительские тренинги — 2 часа в неделю.

Кроме того, что педагог-психолог дошкольного учреждения проводит индивидуальные и групповые занятия, он же осуще­ствляет психологическую поддержку ребенка в течение адап­тационного периода и оказывает квалифицированную помощь ребенку и членам его семьи в кризисных ситуациях. Работа с семьей ребенка находится под постоянным вниманием психо­лога. Именно он работает со всеми членами семьи, улучшая микроклимат семьи, согласовывая единые требования семьи и педагогического коллектива, предъявляемые к ребенку. Кроме того, под его непосредственным патронажем находится работа семейных клубов, родительских групп поддержки, родительских ассоциаций и других добровольных объединений. Поэто­му на работу с родителями детей, посещающих специальный детский сад, отводится около 8 часов в неделю.




















double arrow
Сейчас читают про: