Количество общего рабочего времени педагога-психолога ДОУ в год при 36-часовой рабочей неделе составляет примерно 1800 часов, 150 часов в месяц, согласно постановлению № 65 Минтруда России от 29.12.92 г.
Первоначально относительно распределения рабочего времени педагога-психолога существовало специальное Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования.
Обратимся сначала к нему.
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО ОТ 1 МАРТА 1999 Г. № 3 ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Минобразованием России в результате обмена информацией как с органами управления образованием субъектов Российской Федерации, так и с руководителями государственных и муниципальных образовательных учреждений системы общего профессионального образования установлено:
• неэффективное использование рабочего времени педагога-психолога при существующих нормативных документах, регламентирующего деятельность;
• отсутствие возможности повышения своей профессиональной компетенции, что приводит к снижению эффективности деятельности педагога-психолога, в образовательных учреждениях различных типов и видов;
• при существующей организации деятельности педагога-психолога происходит быстрая профессиональная дисквалификация его как специалиста, вследствие чего в отдельных регионах Российской Федерации отмечается заметная текучесть психологических
кадров.
1 Использованы рабочие материалы Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы» от 6-7 июня 2002 г. (г. Москва).
Исходя из вышеизложенного, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, как у всех категорий педагогических работников образовательных учреждений (Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 55, пункт 5), из них:
• индивидуальная групповая работа с обучающимися воспитанника
ми, консультативная работа с учителями, воспитателями и родите
лями обучающихся воспитанников составляет 24 часа в неделю;
• подготовка к индивидуальной и групповой работе, обработка, ана
лиз, обобщение результатов деятельности, интерпретация полу
ченных данных и заполнение отчетной документации (см. При
ложение), за'траты времени на повышение профессиональной ком
петенции педагога-психолога составляют 12 часов в неделю, что
не требует обязательного присутствия педагога-психолога в обра
зовательном учреждении.
Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации при осуществлении инспекционных проверок рекомендуется использовать установленное распределение рабочего времени педагога-психолога как критерий оценки эффективности его деятельности.
Заместитель министра Е. Е. Чепурных.
Сегодня данное инструктивное письмо отменено, хотя в некоторых ДОУ пытаются придерживаться именно такого соотношения обязательных (присутственных) и необязательных часов работы психолога в ДОУ. Однако в правилах внутреннего распорядка сегодня целесообразно учитывать рекомендации, представленные в инструктивном письме № 29/1886-6 от 24.12. 2001.
Согласно этому документу, общее рабочее время психолога составляет 36 часов в неделю, из них:
• 18 часов предусмотрено использовать на непосредственную индивидуальную, групповую, профилактическую, диагностическую, коррекционную и развивающую работу с детьми, экспертно-консультационную и профилактическую работу
с родителями и педагогами (I);
18 часов — на подготовку к индивидуальной и групповой
работе с воспитанниками, обработку, анализ, обобщение полученных результатов, подготовку к экспортно-консультационной и профилактической работе с педагогами и родителями, заполнение аналитической и отчетной документации и др.
Обязательным для педагога-психолога является проведение с детьми группы занятий по социально-психологической адаптации каждой группы детей. На эту деятельность, в которой задействованы 4 возрастные группы, педагогу-психологу специального дошкольного учреждения отводится 3 часа рабочего времени в неделю.
Планирование непосредственной работы педагога-психолога в специальном ДОУ с детьми и их родителями может быть следующим:
• групповые занятия с детьми, касающиеся повышения уров
ня их социально-психологической адаптированности: 3-
4 часа в неделю;
• подгрупповые занятия с детьми, имеющими психологиче
ские особенности (РДА и др.) — 2 часа в неделю;
• индивидуальные коррекционно-развивающие занятия —
8 часов в неделю;
• изучение детей — 4 часа в неделю;
• изучение форм взаимодействия родителей с детьми — 4 часа
в неделю;
• беседы с родителями — 2 часа в неделю;
• родительские тренинги — 2 часа в неделю.
Кроме того, что педагог-психолог дошкольного учреждения проводит индивидуальные и групповые занятия, он же осуществляет психологическую поддержку ребенка в течение адаптационного периода и оказывает квалифицированную помощь ребенку и членам его семьи в кризисных ситуациях. Работа с семьей ребенка находится под постоянным вниманием психолога. Именно он работает со всеми членами семьи, улучшая микроклимат семьи, согласовывая единые требования семьи и педагогического коллектива, предъявляемые к ребенку. Кроме того, под его непосредственным патронажем находится работа семейных клубов, родительских групп поддержки, родительских ассоциаций и других добровольных объединений. Поэтому на работу с родителями детей, посещающих специальный детский сад, отводится около 8 часов в неделю.






