Под психологическим просвещением понимается повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
В процессе данной работы педагоги ДОУ и родители должны понять, что, по выражению доктора педагогических наук, профессора Б. 3. Вульфова, «педагогика без психологии -это то же самое, что врач без лекарств: знает, что и как делать, но без них все равно не может обойтись», хотя часто кажется, что «педагогика» и «психология» говорят на «разных языках».
Педагоги порой проявляют психологическую «безграмотность»: не знают возрастных и психологических особенностей детей, психологии управления детским коллективом и группой и др. С другой стороны, в рекомендациях психологов они не находят ответа на важные для себя вопросы: как поступать в той или иной реальной конфликтной ситуации, на что должна быть направлена коррекционно-развивающая деятельность педагога в работе с конкретной проблемой конкретного ребенка в конкретной ситуации.
|
|
Таким образом, «психологическая некомпетентность» педагогов и «педагогическая малограмотность» психологов часто служат причиной их разговора на «разных» языках, что не способствует эффективности совместной работы педагогического коллектива. Соответственно, первым объектом внимания психолога, который только пришел устраиваться на работу в детский сад, должно стать формирование адекватной социальной перцепции, т. е. восприятия, членами педагогического коллектива его функций и сфер деятельности. Это возможно через:
• повышение психологической компетентности педагогов;
• расширение знаний основ педагогики у психологов.
Формы работы по психологическому просвещению разно
образны: это лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях и родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, наглядная агитация, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы, организация деловых игр, семинаров-практикумов, «круглых столов», дискуссий, курсов повышения квалификации и др.
Проведение на протяжении учебного года систематической работы с педагогическим коллективом по психологическому просвещению позволяет:
• отработать содержание и методы психологического сопровождения развития детей, родителей и педагогов ДОУ;
• овладеть проектной деятельностью по моделированию и корректированию
процесса комплексного сопровождения развития ребенка;
• отработать приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива, и сформировать у воспитателей личностные установки, связанные с совместным решением проблемных ситуаций при их обсуждении с родителями детей и
специалистами ДОУ.
|
|
Психологическое просвещение воспитателей
Естественно, что оптимальный подход к организации данного направления работы психолога требует учета индивидуального подхода к молодым и опытным специалистам ДОУ. В рамках данного подхода можно использовать традиции формирования культуры наставничества в детском саду и представления педагогической психологии о путях формирования профессиональной деятельности.
В современной психологии выделяется 3 стадии формирования профессиональной деятельности, на которые мы опираемся в процессе организации наставничества опытных педагогов ДОУ над молодыми.