Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:
1. Поступление на работу в детский сад:
А) Не ищи зайца в бору: на опушке сидит.
Б) Ехал к вам, да заехал к нам.
В) Попался, как ворона в суп.
2. Посвящение в должность воспитателя:
А) Посла не секут, не рубят, а только жалуют.
Б) Летать летаю, а сесть не дают.
В) Напишешь пером, что не вывезешь волом.
3. Первый самостоятельный опыт работы:
А) Прежде веку не помрёшь.
Б) Его пошли, да и сам за ним иди. В) Как ступил, так и по уши в воду.
4. Отношение к наставничеству более опытных педагогов:
А) Наука учит только умного.
Б) Болящий ожидает здравия даже до смерти.
В) Кабы знать, где упасть, так и соломки бы подослал.
5. Проведение занятий с детьми:
А) Не бьет стрела татарина.
Б) Учи других — и сам поймешь.
В) Ехала кума неведомо куда.
6. Проведение режимных моментов:
А) День в день, топор в пень.
Б) Жив, жив Курилка...
В) Что ни хватъ, то ерш да еж.
7. Родительские собрания:
|
|
А) Не трудно сделать, да трудно задумать.
Б) Первый блин комом.
В) Жаловался всем, да никто не слушает.
8. Участие в педагогических советах ДОУ:
А) Живет и эта песня для почину.
Б) Стрелял в воробья, а попал в журавля. В) Фасон дороже приклада.
Конец учебного года:
А) Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что
доброго мастерства.
Б) За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают. В) Вечер плач, а заутре радость.
Ключ к тесту:
Если у Вас преобладают ответы:
типа А — у Вас сформированы устойчивые представления о себе как «идеальном педагоге» (каким бы Вы хотели стать), «потенциальном педагоге» (каким Вы могли бы стать) и «реальном педагоге» (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже сейчас учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности;
• типа Б — у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге.
Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны — и Вы увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности;
• типа В — у Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя — педагога и
Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!
Оценить эффективность работы педагогов-наставников по-; Может следующий шуточный тест.
|
|
Тест «опытного» воспитателя
Отметьте, какие из пословиц русского народа, на Ваш взгляд,
• наибольшей степени соответствуют представлениям о Вашей деятельности:
1. Воспитатель детского сада — это...
А) Добрая лошадка все свезет.
Б) Без матки пчелки — пропащие детки.
В) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копия вскормлены.
2. Педагогический коллектив — это...
А) В мире, что в море.
Б) У одной овечки да семь пастухов. В) Склеенная посуда два века живет.
3. Обучать детей — значит...
А) Что посеешь — то и пожнешь.
Б) Была бы нитка, дойдем и до клубка.
В) В дорогу идти — пятеры лапти сплести.
4. Воспитывать детей — значит...
А) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет.Щ Б) Перемелется — все мука будет. В) Наказом воевода крепок.
5. Развивать детей — значит...
А) Сей день не без завтра.
Б) Высоко летаешь, да низко садишься. В) Палка о двух концах.
6. Работа с родителями — это...
А) Бумага некупленная, письмо домашнее.
Б) В добрый час молвить, в худой промолчать.
В) По способу пешего хожденья.
Ключ к тесту
Если у Вас преобладают ответы:
• типа А — Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функций воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что Вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию;
Типа Б — у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего Вам удается реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Значит, именно Мы сейчас больше всего нужны современному дошкольному образованию, чтобы сохранить и возродить лучшие традиции работы старшего воспитателя ДОУ;
типа В — приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Вам стоит задуматься над тем, не является ли Интим призванием стать заведующим детским садом.
Если говорить серьезно, то опытных воспитателей от молодых отличает, в первую очередь, не столько профессиональная компетентность, сколько сформированность диспозиционно-установочных структур личности, которые «отвечают» за умения:
• усматривать проблему в разных ее проявлениях;
• упрощать ее (в сложной ситуации выделять 1-2 ключевые (оставляющие проблемы);
• вырабатывать методологию ее решения на основе синтеза, интеграции знаний из разных областей науки, теории и практики.
Это возможно благодаря развитию 2 видов способностей воспитателей в процессе осуществления педагогической деятельности:
• проектировочно-гностических способностей, к которым относятся педагогическое целеполагание и педагогическое мышление;
• рефлексивно-перцептивных способностей, в которые входят педагогическая рефлексия, педагогический такт и педагогическая направленность.
Для каждого типа личности могут быть намечены свои направления саморазвития.
Разработать индивидуальную программу саморазвития педагогов ДОУ помогает письменный опрос по темам (по Т. И. Дубровцевой):
• направления педагогической работы, по которым существуют затруднения и необходима помощь;
• направления педагогической работы, по которым наработан интересный опыт и им можно поделиться с коллегами.
Результаты опроса соотносятся с данными по определению
самооценки и уровня притязаний воспитателей с помощью следующей шкалы:
Оценочная шкала психолого-педагогической компетентности воспитателя ДОУ1
Показатели | Баллы | |||||||||||||||||
С — самооценки | 0 | 1 | 2 | 3 | ||||||||||||||
УП — уровня притязаний | С | УП | С | УП | С | УП | С | УП | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||||||
1
| Аналитические умения: | |||||||||||||||||
1.1 | Наблюдать, анализировать, |
|
|
|
|
|
| |||||||||||
| диагностировать уровень раз- |
|
|
|
|
|
| |||||||||||
| вития, воспитанности и обу- |
|
|
|
|
|
| |||||||||||
| ченности каждого ребенка |
|
|
|
|
|
| |||||||||||
1.2 | Анализировать конкретные |
|
|
|
|
|
| |||||||||||
| педагогические ситуации, |
|
|
|
|
|
| |||||||||||
| оценивать их и учитывать |
|
|
|
|
|
| |||||||||||
| при организации активного |
|
|
|
|
|
| |||||||||||
| педагогического воздействия |
|
|
|
|
|
| |||||||||||
1.3 | Анализировать, оценивать |
|
|
|
|
|
| |||||||||||
| реально существующие пе- |
|
|
|
|
|
| |||||||||||
| дагогические явления, при- |
|
|
|
|
|
| |||||||||||
| чины, условия и характер |
|
|
|
|
|
| |||||||||||
| их возникновения и разви- |
|
|
|
|
|
| |||||||||||
| тия (например, агрессив- |
|
|
|
|
|
| |||||||||||
| ность, враждебность у опре- |
|
|
|
|
|
| |||||||||||
| деленной части детей) |
|
|
|
|
|
| |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||||||
1.4 | Анализировать педагогическую деятельность других педагогов (на основе наблюдения), выделять положительный опыт, замечать недостатки в их работе |
|
|
|
|
| ||||||||||||
1.5 | Анализировать свою собственную педагогическую деятельность, выделять удачные приемы в работе, недостатки и промахи с целью дальнейшего совершенствования своей педагогической деятельности |
|
|
|
|
| ||||||||||||
Итого: |
|
|
|
|
| |||||||||||||
2 | Проектировочные умения: | |||||||||||||||||
2.1 | Проектировать результаты педагогической деятельности и воздействия, планировать пути осуществления педагогических воздействий (проектировать развитие личности каждого ребенка и коллектива в целом)
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
2.2 | Прогнозировать результаты обучения и воспитания, возможные трудности в воспитании и обучении отдельных детей |
|
|
|
|
| ||||||||||||
2.3 | Выделять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, определять условия их решения |
|
|
|
|
| ||||||||||||
1 Таблица разработана на основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме ст. преп. МГПИ Л. П. Гладких.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||
2.4 | Планировать свою работу по руководству разными видами деятельности детей |
|
|
| |||||||||
2.5 | Теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы вое питательно -образовательной работы |
|
|
| |||||||||
3 | Конструктивные умения: | ||||||||||||
3.1 | Анализировать и отбирать учебно-воспитательный материал в соответствии с целями обучения и воспитания, с учетом уровня обу-ченности и воспитанности детей |
|
|
| |||||||||
3.2 | Осуществлять дидактическую переработку материала, превратить его в доступный детям, отвечающий конкретным дидактическим или воспитательным целям |
|
|
| |||||||||
3.3 | Находить наиболее рациональное решение, связанное с размещением детей во время разных видов деятельности |
|
|
| |||||||||
Итого: |
|
|
| ||||||||||
4 | Организаторские умения: | ||||||||||||
4.1 | Управлять поведением и активностью детей, увлекать ребят играми, занятиями и другими перспективами |
|
|
| |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||
4.2 | Группировать воспитанников в процессе деятельности с учетом их взаимоотношений и индивидуальных особенностей |
|
|
| |||||||||
4.3 | Быстро принимать оптимальные решения и находить наиболее сильные средства педагогического воздействия |
|
|
| |||||||||
4.4 | Применять целесообразную для данной ситуации форму требований, варьировать их в зависимости от индивидуальных особенностей детей и конкретных педагогических условий |
|
|
| |||||||||
4.5 | Четко, лаконично и доступно объяснять детям задания, требования правила |
|
|
| |||||||||
Итого: |
|
|
| ||||||||||
5 | Коммуникативные умения: | ||||||||||||
5.1 | Устанавливать педагогические целесообразные взаимоотношения с детьми, а также с их родителями |
|
|
| |||||||||
5.2 | Находить контакт и правильный тон общения с разными людьми, в разных обстоятельствах |
|
|
| |||||||||
5.3 | Располагать к себе, при необходимости перестраивать с ними взаимоотношения, находить индивидуальный подход к отдельным детям |
|
|
| |||||||||
Итого: |
|
|
| ||||||||||
Ответы оцениваются в баллах следующим образом:
0 — нет;
1 — иногда;
2 — часто;
3 — всегда.
Итоговый балл, полученный по каждому разделу, показывает, какой из них требует доработки. По итогам диагностики методистом и психологом составляется карта совершенствования педагогического мастерства и повышения психолого-педагогической компетенции сотрудников ДОУ на учебный год.
Факторы, стимулирующие и препятствующие профессиональному саморазвитию педагогов, могут быть выявлены с помощью устного опроса и анкетирования. Приведем для примера вопросы анкеты.
Анкета
Что, на Ваш взгляд, является наиболее значимым для Вашего профессионального роста? В зависимости от степени значимости оцените факторы в пределах от 1 до 4 баллов.
1. Обучение на курсах повышения квалификации.
2. Пример и влияние преподавателей на курсах повышения
квалификации.
3. Пример и влияние коллег по работе.
4. Возможность экспериментирования и участия в методической работе ДОУ.
5. Пример и влияние администрации и старшего воспитателя.
6. Организация труда в ДОУ и условия работы.
7. Заработная плата.
8. Внимание администрации к проблемам воспитателей.
9. Принцип распределенной ответственности между администрацией и педагогами.
10. Доверие со стороны администрации и старшего воспитателя.
11. Использование инновационных технологий.
12. Занятия самообразованием.
13. Интерес к работе с детьми.
14. Взаимодействие с родителями детей.
15. Принцип распределенной ответственности между родителями и педагогами.
16. Возможность получения признания в коллективе.
Оценка
1 группа факторов (4 балла), стимулирующих Ваше саморазвитие, тесно связана с мотивами Вашей профессиональной деятельности и педагогическими установками.
2 группа факторов (3 балла) относится к категории «поддерживающих» Ваш интерес.
3 группа факторов (2 балла) зависит от психологической обстановки в коллективе ДОУ и действует на Вас опосредованно.
4 группа факторов (1 балл) — индифферентные (безразличные для Вас) факторы.
При анализе интересов и способностей сотрудников ДОУ с помощью метода экспертных оценок и проективных методов диагностики, естественно, нужно учитывать данные бесед с воспитателями и наблюдений. Кроме того, что это позволяет сопоставить истинные и только представляющиеся таковыми факторы, препятствующие осуществлению профессиональной деятельности, можно определить степень корреляции между описанными типами личности и склонностью людей к формированию тех или иных акцентуаций характера:
• предприимчивый тип личности — импульсивный тип,
• спортивный тип — конформный тип,
• ремесленный тип — паранойяльный тип,
• интеллектуальный тип — гипертимный тип,
• художественный тип — неврастенический тип,
• контролирующий тип — истероидный тип,
• общительный тип — гипотимный тип,
• музыкальный тип — психоастенический тип.
Эту взаимосвязь нужно учитывать в плане профилактики конфликтов в педагогическом коллективе, но утверждать ее наличие возможно только при подтверждении того или иного предположения данными клинической диагностики и динамического наблюдения.