В основу различения стилей педагогической деятельности; А. Я. Никоновой и А. К. Марковой были положены следующие основания:
• содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация педагога на процесс или результат своего труда, развертывание ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде);
• динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.);
• результативность (уровень знаний и навыков учения у детей, а также интерес к занятию).
Рассмотрим основные стили педагогической деятельности в зависимости от ее характера.
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС)
Педагога с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Ему свойственна высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Объяснение нового материала строится логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с детьми.
Педагог часто практикует коллективные методы работы, стимулирует спонтанные высказывания детей. Во время опроса обращается к большому числу детей, в основном из сильной подгруппы, в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно.
Для педагога с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование процесса обучения — для отработки на занятии он выбирает наиболее интересный, а трудный, но неинтересный для детей материал предпочитает отдавать родителям в качестве домашних заданий для отработки дома.