Программа семинара: среднестатистическая и функциональная норма психического развития ребенка. Понятие «детей, входящих в группу риска». Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей, имеющих психофизические нарушения. Психологические основы коррекционно-воспитательной работы. Организация работы по формированию социально-психологической адаптации. Сопровождение детей, имеющих психофизические нарушения, в ДОУ и семье.
Цели практических занятий, педагогических упражнений и анализа педагогических ситуаций:
• учить слушателей организовывать проведение углубленной диагностики детей, имеющих психофизические нарушения;
• создавать коррекционно-развивающую среду для коррекции и компенсации выявленных нарушений;
• организовывать психологическое сопровождение детей, имеющих психофизические нарушения, в ДОУ и семье.
Содержание семинара: мини-лекция, ролевая игра, анализ педагогических и проблемных ситуаций.
Семинар 2
Психологическое сопровождение родителей
Программа семинара: понятие «сопровождения родителей» воспитанников ДОУ. Цели, задачи службы психологического сопровождения. Формы работы с родителями. Содержание сопровождения на каждом этапе работы с родителями. Организация функционирования «поддерживающих групп». Индивидуальный подход к консультированию и обучению родителей с разными стилями обучающей деятельности: «слуховым», «кинестетическим», «зрительным».
Цель практических занятий, педагогических упражнений и анализа педагогических ситуаций: научить дифференцировать формы работы с родителями и определять содержание психологического сопровождения на каждом этапе работы с родителями.
Содержание: мини-лекция, метод проектирования, конкурс1 «Защита проектов».
Семинар 3
Психологическое сопровождение педагогов
Программа семинара: Мотивация к педагогической деятельности. Структура педагогических способностей. Профилактика профессиональной деформации педагога в процессе организации службы сопровождения в ДОУ. Понятие «профессиональной деформации» педагога. Сущность феномена «эмоционального сгорания». Пути профилактики и реабилитации.
Цели практических занятий, педагогических упражнений анализа педагогических ситуаций: учить слушателей распознавать признаки социально-психологической напряженности в педагогическом коллективе.
Содержание: мини-лекция, эксперимент, метод экспертных оценок.
Существенное значение в разнообразии содержания подобных семинаров имеет использование педагогом-психологом специальных педагогических игр (по Н. Ф. Дику);
• позиционные игры — взаимодействие между участниками игры предполагает выяснение позиций по технологиям, программам посредством «борьбы мнений»; ролевая игра — отличается от позиционной тем, что в ней определяются и позиции, и роли;
• сюжетные игры — отражают и роли, и позиции в определенном сюжете;
• ситуационные игры — имеют и дело, и реальное явление, и роли, и сюжет, но ведущим является ситуация, т. е. напряженное действие, в относительно непродолжительное время (ситуационные игры всегда связаны с проигрыванием и анализом проблемных и конфликтных ситуаций);
• имитационные игры — связаны с такими темами, которые нельзя обыграть посредством ни позиций, ни ролей, ни через ситуации (имитировать можно абстракции);
• организационно-деятельностные игры — самый сложный вид игры, так как он связан с выработкой теоретических концепций и практических рекомендаций в рамках проблемы, коллективное написание рекомендаций, разработок; • функциональные игры — связаны с работой инициативных творческих групп, действующих на протяжении продолжительного времени.
В процессе использования игровых технологий увеличиваются возможности развития так называемого социального интеллекта педагогов ДОУ. Это выражается в:
1. получении новой информации о себе как педагоге и коллеге, особенностях своего взаимодействия с другими людьми;
2. осознании и переосмыслении представлений о себе и своем поведении, своем месте в педагогическом коллективе благодаря налаживанию механизмов «обратной связи» с коллегами и психологом ДОУ;
3. выстраивании новых форм познания поведения и регулирования межличностных взаимодействий;
4. закреплении позитивного опыта сначала в условных, затем в реальных ситуациях педагогического взаимодействия.
Играя, педагоги могут пересмотреть образы идеального и реального себя, свои возможности и обязанности, научиться подбирать оптимальные поведенческие стратегии в типичных и нетипичных педагогических ситуациях, овладеть умением! «подать себя», отказавшись от сложившихся стереотипов в оценке их личности и поведения.
III СТАДИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Эта стадия получила название «стадии оптимизации функциональных связей компонентов структуры готовности к осуществлению педагогической деятельности» (В. Д. Шадриков).К ее концу у педагога ДОУ формируются 2 подгруппы индивидуальных качеств: одна из них обеспечивает выполнение! целостной целенаправленной профессиональной деятельности, а другая — ее рефлексию и усвоение специфического содержания.
В определении целей и разработке содержания работы педагога-психолога на данном этапе ему необходимо учитывать возраст сотрудников ДОУ, педагогический стаж и особенности профессионально-педагогической деятельности (Н. В. Клюева 2000)1.