Психологическое сопровождение детей «группы риска»

Программа семинара: среднестатистическая и функцио­нальная норма психического развития ребенка. Понятие «де­тей, входящих в группу риска». Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей, имеющих психофизиче­ские нарушения. Психологические основы коррекционно-воспитательной работы. Организация работы по формированию со­циально-психологической адаптации. Сопровождение детей, име­ющих психофизические нарушения, в ДОУ и семье.

Цели практических занятий, педагогических упражнений и анализа педагогических ситуаций:

• учить слушателей организовывать проведение углубленной диагностики детей, имеющих психофизические нарушения;

• создавать коррекционно-развивающую среду для коррекции и компенсации выявленных нарушений;

• организовывать психологическое сопровождение детей, име­ющих психофизические нарушения, в ДОУ и семье.
Содержание семинара: мини-лекция, ролевая игра, анализ педагогических и проблемных ситуаций.

Семинар 2


Психологическое сопровождение родителей

Программа семинара: понятие «сопровождения родителей» воспитанников ДОУ. Цели, задачи службы психологического сопровождения. Формы работы с родителями. Содержание со­провождения на каждом этапе работы с родителями. Организа­ция функционирования «поддерживающих групп». Индивиду­альный подход к консультированию и обучению родителей с разными стилями обучающей деятельности: «слуховым», «ки­нестетическим», «зрительным».

Цель практических занятий, педагогических упражнений и анализа педагогических ситуаций: научить дифференциро­вать формы работы с родителями и определять содержание психологического сопровождения на каждом этапе работы с родителями.

Содержание: мини-лекция, метод проектирования, конкурс1 «Защита проектов».

Семинар 3

Психологическое сопровождение педагогов

Программа семинара: Мотивация к педагогической дея­тельности. Структура педагогических способностей. Профилак­тика профессиональной деформации педагога в процессе орга­низации службы сопровождения в ДОУ. Понятие «профессиональной деформации» педагога. Сущность феномена «эмоционального сгорания». Пути профилактики и реабилитации.

Цели практических занятий, педагогических упражнений анализа педагогических ситуаций: учить слушателей распознавать признаки социально-психологической напряженности в педагогическом коллективе.

Содержание: мини-лекция, эксперимент, метод экспертных оценок.

Существенное значение в разнообразии содержания подоб­ных семинаров имеет использование педагогом-психологом специальных педагогических игр (по Н. Ф. Дику);

позиционные игры — взаимодействие между участника­ми игры предполагает выяснение позиций по технологиям, программам посредством «борьбы мнений»; ролевая игра — отличается от позиционной тем, что в ней определяются и позиции, и роли;

сюжетные игры — отражают и роли, и позиции в опреде­ленном сюжете;

ситуационные игры — имеют и дело, и реальное явление, и роли, и сюжет, но ведущим является ситуация, т. е. напря­женное действие, в относительно непродолжительное вре­мя (ситуационные игры всегда связаны с проигрыванием и анализом проблемных и конфликтных ситуаций);

имитационные игры — связаны с такими темами, которые нельзя обыграть посредством ни позиций, ни ролей, ни че­рез ситуации (имитировать можно абстракции);

•   организационно-деятельностные игры — самый сложный вид игры, так как он связан с выработкой теоретических концепций и практических рекомендаций в рамках про­блемы, коллективное написание рекомендаций, разработок; • функциональные игры — связаны с работой инициатив­ных творческих групп, действующих на протяжении про­должительного времени.

В процессе использования игровых технологий увеличива­ются возможности развития так называемого социального ин­теллекта педагогов ДОУ. Это выражается в:

1. получении новой информации о себе как педагоге и коллеге, особенностях своего взаимодействия с другими людьми;  

2. осознании и переосмыслении представлений о себе и своем поведении, своем месте в педагогическом коллективе благодаря налаживанию механизмов «обратной связи» с коллегами и психологом ДОУ;

3. выстраивании новых форм познания поведения и регулирования межличностных взаимодействий;

4. закреплении позитивного опыта сначала в условных, затем в реальных ситуациях педагогического взаимодействия.
Играя, педагоги могут пересмотреть образы идеального и реального себя, свои возможности и обязанности, научиться подбирать оптимальные поведенческие стратегии в типичных и нетипичных педагогических ситуациях, овладеть умением! «подать себя», отказавшись от сложившихся стереотипов в оценке их личности и поведения.


III СТАДИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эта стадия получила название «стадии оптимизации функциональных связей компонентов структуры готовности к осуществлению педагогической деятельности» (В. Д. Шадриков).К ее концу у педагога ДОУ формируются 2 подгруппы инди­видуальных качеств: одна из них обеспечивает выполнение! целостной целенаправленной профессиональной деятельности, а другая — ее рефлексию и усвоение специфического содержания.

В определении целей и разработке содержания работы педагога-психолога на данном этапе ему необходимо учитывать возраст сотрудников ДОУ, педагогический стаж и особенности профессионально-педагогической деятельности (Н. В. Клюева 2000)1.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: