Личностно-творческий компонент педагогической культуры родителей

 

Личностно-творческий компонент характеризует степень усвоения ценностей педагогической культуры, их преобразова­ния и интерпретации. Он отражает присвоение родителями Педагогических и психологических установок на воспитание гей и возможность их гибкого использования и комбинирова­ли для повышения эффективности воспитательных воздействий в семье.

Уровень педагогической грамотности родителей по данному параметру часто соотносится со степенью сплоченности семьи в достижении целей воспитания. Видимо, поэтому значительная часть матерей и отцов семей с низким и средним уров­нем педагогической культуры оценивают межличностные взаимоотношения в семье как противоречивые и изменчивые, хотя никто из родителей не указывает на автономность и обособленность членов своей семьи.

Соответственно, в этом случае будет идти речь о выборе  психологом не только содержания, но и организационных форм  психологического просвещения родителей. Можно организовать  семейные клубы по интересам и предложить создать аудио- и видео-библиотеки для родителей или ввести традицию еже­месячных «Семейных гостиных». Психолог может предложить проведение совместных мероприятий родительского актива с: детским садом (посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров, музеев и выставок, организацию экскурсий, прогулок на природу, физкультурных досугов, проведение праз­дников в детском саду). В процессе их проведения создаются условия для «раскрытия» взрослых — психологу остается только поощрять их к тому, чтобы они «делились» своими педагоги­ческими находками с другими родителями и воспитателями. С подобной целью, например, можно организовать кружки типа «бабушкин самовар», «Оч. умелые ручки», «Папина мастерская» И Т. Д.

В этом случае психолог ДОУ может помочь родителям и близким детей:

 

 

• сформировать умение выделять наиболее существенное,
принципиально необходимое для развития педагогическо­го процесса в семье через «открытие» для себя внутреннего мира ребенка, его понимания и принятия;

• перевести «мировоззренческие схемы» взрослого на поня­тийно-образный язык детской психики без утраты куль­турной полноты передаваемых знаний. При этом происхо­дит распределение культурных смыслов и образов и их
включение в сферу совместной деятельности;

• прийти к пониманию того, что обучение воспитывает по­средством культуры, одновременно неся ее в себе, в своем содержании. Исходя из этого, процесс обучения не может быть отвлечен от этической составляющей культуры лич­ности и сферы личностных отношений — родители долж­ны изменяться вместе с детьми в процессе совместной де­ятельности.

При этом психологическое просвещение родителей рас­сматривается как постоянный процесс саморазвития взрос­лых, основанный на сознательном их стремлении к совершен­ствованию своей личности, усвоении психологических основ взаимодействия в семье. Технология психологического про­свещения взрослых по данному направлению описана в книге В. А. Петровского, А. М. Виноградовой, Л. М. Клариной «Учим­ся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детс­кого сада»1, поэтому мы не будем на ней подробно останавли­ваться.



Задания для самоконтроля

 

1. Дайте определение понятия психологического просвеще­ния.

2. На основании чего психологом составляется индивидуаль­ная программа саморазвития педагога ДОУ?

3. Перечислите особенности психологического сопровождения сотрудников ДОУ, зависящие от их педагогического стажа?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: