Аксиологический компонент педагогической культуры родителей

Аксиологический компонент позволяет определить сово­купность педагогических ценностей. В первую очередь он де­монстрирует особенности целеполагания процесса воспитания детей в семье и его взаимосвязь с ценностными ориентациями родителей. Кроме того, аксиологический компонент педагоги­ческой культуры находит свое выражение в представлениях родителей об идеальном ребенке, как образе — результате семейного воспитания.

Исследования1 показывают, что целью воспитания в семьях, обладающих высоким уровнем педагогической грамотнос­ти, у большинства родителей выступает создание условий для саморазвития ребенка. Взрослые уверены, что их образовательный уровень имеет решающее значение для семейного воспитания и является гарантом полноценного развития ребенка в семье. Соответственно, проблемные семинары и консультации, связанные с психологическим просвещением, в особенности такие, на которые приглашаются разные специалисты, и тем более научные сотрудники, они обычно воспринимают как сред­ство повышения своего образовательного уровня и легко идут на контакт. Проблемы заключаются в изменении их педагогических установок, потому что родители имеют собственную образовательную позицию. Заинтересованы они обычно в том, чтобы понимать мотивы поведения ребенка и особенности его эмоционального мира, воспитания и обучения, связанные с развитием психических функций (внимания, памяти, мышления) и разные возрастные периоды.

Целью воспитания в семьях, обладающих средним уров­нем педагогической грамотности, по мнению родителей, явля­ется интеллектуальное развитии ребенка, которое, в основном, выражается в подготовке детей к школе. Значительно мень­шая часть родителей делает акцент на развитие творчества и художественных способностей детей. Характерно, что большинство матерей и отцов считают роль детского сада в воспитании и обучении детей ключевой. Они склонны передавать ответствен­ность за результаты образования сына или дочери на сотрудников ДОУ, в том числе воспитателей и психологов. Соответствен­но, основной проблемой, связанной с их психологическим про-свещением, является проблема распределения ответственности за воспитание и обучения ребенка между садом и семьей и налаживания преемственности между целями, задачами, методами и содержанием домашнего и общественного воспитания. заинтересованы родители в том, чтобы научить ребенка уме­нию самостоятельно организовать себя в процессе деятельнос­ти, и в первую очередь процесса обучения.

Цель воспитания детей в семьях, обладающих низким уров­нем педагогической грамотности, определяется через удовле­творение различных потребностей детей. При этом цели вос­питания и обучения не дифференцируются. Основной акцент большинство матерей и отцов делают на трудовое воспитание и физическое развитие ребенка. Соответственно, основной зада­чей психологического просвещения родителей будет работа по осознанию родителей необходимости всестороннего и гармонич­ного развития ребенка и проведение лекций по поводу использования эффективных методов воспитания и обучения детей.

1 Использованы результаты дипломного исследования студентки очно- заочной формы обучения факультета педагогики и методики дошкольного образования Тищенко Л. С.

Так или иначе, восприятие родителей неразрывно связано |0 определенным отношением к ребенку, отражается на роди­тельских установках. Около 11% родителей не могут описать Положительных качеств своих детей. Неспособность к глубо­кому сопереживанию, пониманию эмоционального состояния ребенка, сочувствию к нему — серьезная проблема ро­дительско-детских отношений. Хотя в остальных случаях эмо­циональное отношение можно охарактеризовать, как положительное, но «скрытое неприятие» к ребенку с отклонениями в развитии можно обнаружить очень часто. Оно проявляется или в моменты неудач ребенка, или в периоды пониженного настроения родителей, под влиянием различных неприятностей. Таким образом, можно говорить о латентных нарушени­ях в таких семьях. Когда присутствует фактор напряженнос­ти и беспокойства за какой-нибудь неверный шаг ребенка, рас­цениваемый неадекватным в обществе, взрослые чаще, чём обычно, допускают к ребенку амбивалентное отношение, на­пример при встрече со старыми друзьями, долго не видевши­мися с ними, и т. п. Латентные нарушения проявляются обыч­но в следующем:

• родители начинают ограничивать свой круг общения с людь­ми и ребенка с другими детьми («во дворе с детьми не гуля­ем», «гости редко бывают»);

• понижается или, наоборот, гипертрофирована активность родителей в воспитании ребенка, так что личная жизнь оказывается без внимания («сын везде с нами», «мы давно с мужем нигде не были»);

• появляются значительные расхождения между идеальным и реальным образами сына или дочери.

Чтобы наглядно продемонстрировать степень расхождения между идеальными и реальными образами ребенка и родите лей в сознании взрослых, можно предложить им модифицированный А. В. Либиным тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» (1966). Изменение методики позволяет проанализировать, как родители видят себя в роли воспитателя и ребенка в роли воспитуемого, используя те же параметры оценки.

Родителям предлагается выполнить по три рисунка себя и; ребенка. Каждая фигура моделируется из 10 геометрических элементов. При этом используются круг, треугольник и квадрат. Первый рисунок представляет собой доминирующий тип второй — тип, присутствующий как состояние, а третий — бу­дущие перспективы.

При этом преобладание в фигуре квадратов свидетельствует о практикоориентированной направленности воспитания обучения детей в семье, стремлении достичь целей воспитания через связь их с жизнью и деятельностью детей. С другой стороны, наличие в рисунке квадратов во время изображения себя подчеркивает приверженность взрослых традиционным методам и формам воспитания, прикладные способности родителей, внимание к процессу физического воспитания детей.

Преобладание в изображении себя треугольников говорит о] стремлении родителей интеллектуализировать процесс воспитания и обучения детей, подобрать наиболее рациональные методы и приемы. Наличие треугольников в изображении сына или дочери подчеркивает внимание взрослых к умственному воспитанию детей, стремлению поощрять творческую инициативу и развитие соответствующих способностей.

Преобладание в фигуре кругов свидетельствует о внимании взрослых к созданию положительной психологической атмосферы в семье, некотором преобладании методов воспита­ния над методами обучения, акценте на формирование культу­ры поведения и нравственных качеств характера. Круги в изоб­ражении ребенка являются признаком признания его комму­никативных и организаторских способностей.

Кроме анализа преобладания тех или иных геометриче­ских элементов в фигуре, рекомендуется обращать внимание пи то, на какой части изображения взрослый делает акцент, ис­пользует слишком много деталей, рисует более длительное время, чаще задумываете и переспрашивает перед тем, как ее нарисовать. Голова при этом символически обозначает ценностные ориентации и педагогические установки родителей, руки и шея — стиль общения с ребенком, туловище — внимание к био­логическим потребностям детей, ноги — контакт с реальнос­тью, уровень адаптированности, умение использовать жизнен­ные ситуации для саморазвития и самообучения.

Анализ результатов исследования позволяет наметить на­правления психологического просвещения родителей, обсуж­дая рисунки вместе с ними. Особенное внимание при этом сле­дует уделить анализу индивидуально-типологических харак­теристик1 изображений.

Исследования свидетельствуют о том, что 80% родителей детей потенциально могут изменить воспитательную позицию по отношению к ребенку, стиль общения с ним. Об этом говорит оценка своего состояния на данный момент и в будущем. Так, если на данный момент для взрослого характерен «интуитив­ный» тип, 'то в будущем он видит себя в роли «ученого».

«Интуитивный» тип указывает на чувствительность челове­ка, повышенную истощаемость, заботу о других, нетерпимость к ограничению свободы. Для «ученого» типа характерно душевное равновесие. Люди с этим типом рационально продумывают свое поведение, на все разрабатывают свои теории. Из этого можно сказать, что взрослый видит себя в будущем более уверенным человеком, способным верно осуществлять воспитание ребенка.

1 Можно использовать книгу:

Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Гра-Фпческие методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992.

Интересен следующий пример. Ребенок только что поступил в специальный детский сад. Родители еще не знают, как вести занятия с ребенком дома, но настроены выполнять все, что им скажут. Доминирующий тип — «ответственный исполнитель», в будущей перспективе — «ученый». Люди первого типа очень ответственны, требовательны к себе и другим, высоко ценят правду, но часто страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.

Оценка родителями возможностей ребенка с отклонениями в развитии хорошо видна при анализе фигуры ребенка. Если взрослый воспринимает ребенка в перспективе как тип «ученого», «руководителя», это означает, что возможности ребенка, скорее всего, переоцениваются. Если как тип «ответственного исполнителя», «изобретателя» — то, в целом, они адекватно оценивают возможности ребенка. Для тех же родителей, которые недооценивают способности детей, характерно наделение ребенка таким типом, как «тревожно-мнительный» (ранимы, сомневаются в себе), «интуитивный».

В 60% случаев родители рисуют фигуры взрослого (воспитателя) и ребенка (воспитуемого) полностью одинаковыми, они верят, что выбранный стиль воспитания соответствует возможностям ребенка с отклонениями в развитии. Из них 2/3 родителей переоценивают возможности детей, считают, что ребенок полностью исправится и пойдет в нормальную школу и 1/3 -недооценивает. Идентификация ребенка со взрослым на рисунке показывает, с одной стороны, насколько верно родители оценивают свой стиль воспитания ребенка, с другой стороны отражает их мнение о том, что «особый» ребенок может «исправиться», только если будет слушаться во всем взрослого.

В целом можно отметить, что среди исследованных родителей, чьи дети посещают группу 3-4 года обучения, преобладает тип «ученого», 1-2 года обучения — «тревожно-мнительный» и «интуитивный» типы. Это говорит о том, что с опытом общения] с сотрудниками ДОУ компенсирующего или комбинированного! вида родители приобретают большую уверенность в своих силах. Однако очень редко они оценивают себя как «руководителя»: данная роль предполагает наличие в человеке хороших

Организаторских способностей, умение контролировать и влиять на поступки других людей, адаптированность в социальной сфере. Например, в семьях, имеющих умственно отсталых де­тей, родители с трудом могут организовать целенаправленную деятельность такого ребенка, сталкиваясь с нарушениями внимания, памяти, поведения.

Среди исследованных родителей, имеющих нормально раз­минающихся детей, наоборот, довольно часто встречается тип «руководителя».

Следует отметить, что проведение любой методики требует тщательного изучения подаваемых инструкций, насколько они будут  понятны испытуемому. Приведем пример. Мама одной девочки (олигофрения в степени дебильности, 7 лет), возвратив

пустой лист, сказала: «Мы люди не ученые — рисовать не умеем, не знаем как». Проведение теста, основанного на предпочте­нии геометрических фигур, предполагает разницу выполнения: При высоком уровне педагогической культуры родителей в их

рисунке отражаются черты их профессиональной деятельности, при низком — последние оказываются вовсе не вовлечен­ными в процесс взаимодействия родителей и детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: