Принципы обучения родителей

Полное представление об особенностях воспитания ребен­ка с отклонениями в развитии родители могут получить лишь при том условии, если специально будут обучены этому.

Как известно, любая наука, будь то общая или специальная педагогика, психология, начинается с определения предмета, задач и ее основных принципов. Учитывая важность осуществ­ления коррекционно-воспитательной работы со стороны всех членов семьи «необычного» ребенка, следует предположить, что азы семейной педагогики они должны получить не просто в виде отдельных знаний, практических рекомендаций, а в виде принципов, раскрывающих сущность воспитания и обучения аномальных детей.

1. Учет структуры нарушения умственно отсталого ребен­ка. Ведущим дефектом олигофрена является недоразви­тие познавательной деятельности.

2. Принцип доступности. Содержание обучения должно от­ражать актуальный уровень развития ребенка, т. е. тот уро­вень, на котором познавательные задачи являются доступ­ными для ребенка.

3. Принцип повторяемости. Программный материал должен
предлагаться так, чтобы дети в той или иной деятельности
закрепляли новые знания, способы действия.

4. Принцип концентричности. Программа строится так, что
каждая тема предлагается от простого к сложному.

5. Принцип деятелъностного подхода к развитию психики
ребенка. Психические процессы развиваются в практической деятельности, поэтому детям необходимо предлагать ту или иную деятельность.

 6. Коррекционный принцип. Содержание обучения должно

быть направлено на коррекцию того или иного нарушения

в данный возрастной период, учитывая генетический ход

развития психики ребенка.

Также следует учитывать методические принципы постро­ения занятий:

1) смена видов деятельности;

2) повторяемость программного материала;

3) обеспечение переноса способа деятельности;

4) игровая форма занятий.

То, что дефектолог и воспитатель знакомы с данным подхо­дом к отбору содержания коррекционно-педагогической рабо­ты, не означает, что о нем знают члены семей, имеющих детей с отклонениями в развитии.

Приведем пример. В детском саду педагог дает родителям задание на выходные: закрепить порядковый счет в пределах пяти. Что делают родители? Наклеивают на лист бумаги пред­метные картинки и считают их вместе с ребенком. Происходит простое продолжение деятельности, которую осуществлял пе­дагог в детском саду. Вместо того чтобы дома посчитать сколь­ко фруктов лежит в вазе, сколько тарелок нужно для обеда и т. п., мать ограничивается дома занятием за большим письменным столом, к тому же не соответствующим возрасту ре­бенка.

Если просто говорить родителям о необходимости приме­нения в обучении ребенка наглядных и практических методов обучения, взрослые посчитают, что все делают правильно. Необ­ходимо обратить их внимание на важность применения этих методов в свободное от занятий время. На первых порах зада­ния педагога должны быть предельно просты и включать эле­ментарные инструкции, типа такой: «Сначала посчитайте дере­вья около дома, потом дома нарисуйте это же количество тетради».

Преимущество семейного воспитания ребенка заключает­ся не в строгом выполнении заданий, а в привнесении в процесс воспитания и обучения эмоционально значимых для ре­бенка впечатлений, которые лежат в основе мотивации дея­тельности и развитии направленности личности. Разнообразие впечатлений, получаемых в результате вовлечения дошколь­ника во многие виды деятельности в различных ситуациях общения будет способствовать более прочному закреплению знаний, умений, навыков, а также развитию способности исполь­зовать их в самостоятельной деятельности. Например, в игре с машинкой Костя Н. (7 лет, олигофрения в степени дебильнос-ти) рассказывает своему другу Никите (7 лет, олигофрения в степени дебильности) о том, что в его машине едет мама, папа и он: «Смотри, здесь я, папа и мама. Раз, два, три. Мы едем вместе по дороге». Если раньше он играл с машинками (без пассажи­ров) вместе с другом, то теперь он только строит совместно с ним дорогу, а едет по ней без него. Очевидно, было стремление мальчика показать, что в выходные он хорошо провел время с родителями и получил положительный опыт общения с ними.

Анализируя особенности семейного воспитания умственно отсталых детей в семье, можно прийти к выводу, что недостат­ки сводятся к нарушению тех или иных принципов воспита­ния и обучения. Предъявляя высокие требования к ребенку, родители не обращаются к наглядности. Научив чему-то, боль­ше не возвращаются к данной теме, нарушая принцип повторя­емости. Увидев в магазине игрушку, не соответствующую воз­расту ребенку, покупают ее, не учитывая актуальный уровень развития и т. д.

Итак, подобно тому как содержание обучения в специаль­ном дошкольном учреждении для детей с нарушенным ин­теллектом подчиняется определенным принципам, такой же подход может быть положен в основу работы с родителями по поводу семейного воспитания. Обучение родителей данным принципам может взять на себя педагог-психолог.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: