Человечество как планетарная судьба

Разделяя общую планетарную судьбу, мы можем взять на себя ответственность за воплощение той части антропоэтики, которая каса-

Можно спросить себя наконец, не может ли школа быть практически и конкретно лабораторией демократической жизни. Конечно, речь идет об огра­ниченной демократии, потому что учитель Не может быть избран своими учени­ками и необходимая коллективная самодисциплина не может упразднить пред­писанную дисциплину, а также потому, что принципиальное неравенство между теми, кто знает, и теми, кто учится, не может быть уничтожено.

Тем не менее (и потому что автономия, обретенная школьниками-подростками, требует этого) власть класса не может быть безусловной, и, по-видимому, должны быть установлены правила постановки и обсуждения во­просов, решаемых посредством самоуправления, в частности, учрежден совет класса, избранный учениками или даже внешними арбитрами. Французская ре­форма лицеев, проведенная в 1999 г., устанавливает механизмы такого рода.

Но класс, главным образом, должен быть местом обучения искусству аргу­ментированных Дебатов, необходимым правилам ведения дискуссий, осозна­нию потребностей и процедурам понимания стиля мышления других людей, умению выслушивать и уважать взгляды меньшинства, людей, отклоняющихся от общепринятых норм. Словом, обучение искусству понимания других должно играть главную роль в демократическом обучении.

ется отношения между отдельным индивидом и человеческим родом как целым.

Земное сообщество должно трудиться, для того чтобы человече­ский род, оставаясь биолого-репродуктивной основой для человека, развивался и привел в итоге, при содействии индивидов и обществ, к рождению Человечества как общего сознания и планетарной соли­дарности человеческого рода.

Человечество перестало быть сугубо биологическим понятием, оно должно получить полное признание своего неразрывного включения в биосферу. Человечество перестало быть понятиям, лишенным корней: оно укоренено в свою «Родину», Землю, а Земля является Родиной, подверженной опасности. Человечество перестало быть абстрактным понятием: это жизненная реальность, потому что оно отныне и впер­вые в истории находится под угрозой смерти. Человечество перестало быть только идеальным понятием, оно стало сообществом, имеющим общую судьбу, и только сознание этого сообщества может его при­вести к сообществу жизни. Человечество является отныне главным образом этическим понятием — оно есть то, что должно быть реали­зовано всеми и во всем каждым из нас.

В то время как человеческий род продолжает свое историческое путешествие под угрозой саморазрушения, появился императив: со­хранить Человечество, реализуя его.

Конечно, господство, притеснение, варварство среди людей оста­ются и усиливаются на планете. Речь идет о фундаментальной антропо-исторической проблеме, для которой не существует априор­ного решения. Но в ее решении возможен существенный прогресс, на основе которого только и можно реализовать многомерный процесс, который содержит тенденцию цивилизовать каждого из нас, наши общества, Землю.         

Политика человека, политика цивилизации, реформа мышле­ния, антропоэтика, подлинный гуманизм, сознание Земли-Родины — каждая из этих неотложных задач и все они вместе — могут умень­шить позор в мире.

Расцвет индивидов и свободное выражение ими взглядов и мне­ний еще будут долго оставаться (см. раздел III) нашим этическим и политическим замыслом для планеты: это предполагает развитие от­ношения индивида - общества в демократическом смысле и развитие отношения индивида - рода в смысле реализации Человечества. Это означает, что индивиды остаются вовлеченными во взаимное развитие звеньев триады индивид – общество – род. У нас нет ключей, которые бы открыли двери к лучшему будущему. Мы не знаем, куда направлен путь. «El camino se hace al andar» (Антонио Мачадо). Но мы можем определить наши конечные цели: продолжение очеловечивания человека в процессе гуманизации, через приобщение к земному гражданству. В интересах планетарно организованного сообщества: разве не такова подлинная миссия Организации Объединенных Наций?
                   Перевод с французского Е.Н. Князевой,

 

Морен Эдгар (Morin Edgar) (p. 8.07.1921, Париж) — французский философ и со­циолог. Основатель (1978 г.) и бессменный директор (до 1993 г.) Центра трансдис­циплинарных исследований (социология, антропология, история) (Centre d'Etudes Iransdisciplinaires (Sociologie, Anthropologic, Histoire, CETSAH) при Национальном центре научных исследований (CNRS) в Париже. CETSAH существует до сих пор,'.1 Морен остается его почетным директором. Э. Морен — президент Ассоциации сложного мышления (Association pour la pensee complexe), созданной во Франции, но развертывающей ныне свою деятельность в широкой международной сети ученых и преподавателей, в том числе через ЮНЕСКО. Начав свою научную карьеру как социолог, изучающий первоначально феномен кино в социологическом плане, он естественным образом перешел к рассмотрению самых общих философских во­просов перестройки мышления и языка, что, по его убеждению, должно позволить человеку лучше понять тот сложный и неопределенный мир, в котором мы жи­вем, и приблизиться к раскрытию глубинной тайны вещей. Почетный профессор многих университетов мира, он главным образом известен как родоначальник, раз­работчик и активный приверженец «сложного мышления». Решительно отказыва­ясь от разделения знания на обособленные дисциплинарные области, он призывает навести мосты и воссоздать связи между различными областями дисциплинарного знания, понимать знания в их контексте и в совокупности, когда, собственно, они и обретают свой подлинный смысл.

Морен формулирует и обобщает ряд принципов сложного мышления, которые составляют основу закладываемой им эпистемологии сложного. Системный или организационный принцип привязывает познание частей к познанию целого; при этом осуществляется челночное движение от частей к целому и от целого к ча­стями. Голографический принцип показывает, что во всяком сложном явлении не только часть входит в целое, но и целое встроено в каждую отдельную часть. Принцип обратной связи, введенный еще Норбертом Винером, позволяет познавать саморегулирующиеся процессы. Причина и следствие замыкаются в рекурсивную петлю: причина воздействует на следствие, а следствие — на причину. Принцип рекурсивной петли развивает понятие регуляции в понятие самопроизводства и са­моорганизации; это — генерирующая петля, в которой продукты сами становятся производителями и причинами того, что их производит. Принцип автоэкоорганизации (автономии/зависимости) заключается в том, что живые существа являются са­моорганизующимися существами и поэтому расходуют энергию, чтобы поддержать свою автономию; их автономия неотделима от их зависимости от окружения, стали быть, нам нужно их понимать как автоэкоорганизующие существа. Диалогические принцип заключается в установлении дополнительной, конкурентной, антагонистической связи между двумя противоположностями; лучше всего его иллюстрирует формула Гераклита «жить, умирая, и умирать, живя». Принцип повторного введения познающего во всякий процесс познания восстанавливает субъекта и отводи! ему подобающее место в процессе познания, ибо не существует «зеркального» по знания объективного мира, познание есть всегда перевод и конструкция. Всякое наблюдение и всякое понятийное представление включают в себя знания наблюда­теля, воспринимающего и мыслящего существа. Нет познания без самопознания, наблюдения без самонаблюдения.

Эдгар Морен — автор около 50 книг, среди которых как сочинения философского характера, так и труды, в которых рассматриваются фундаментальные проблемы антропологии и социологии, основные направления реформы образования, вопросы политики и истории XX века, а также сочинения автобиографического и мемуарного характера. Но главный философский труд его жизни — это, безуслов­но, «Метод» (1977-2001 гг.), который включает в себя на сегодняшний день шесть томов. В 2005 г. вышел в свет первый том этого труда: Морен Э. Метод. Природа Природы. М.: Прогресс-Традиция, 2005.

Публикуемый здесь текст Э. Морена подготовлен как документ ЮНЕСКО, по священный основным направлениям реформы образования на всех уровнях. Этот текст переведен на многие языки мира. На русском языке публикуется впервые.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: