Разделяя общую планетарную судьбу, мы можем взять на себя ответственность за воплощение той части антропоэтики, которая каса-
Можно спросить себя наконец, не может ли школа быть практически и конкретно лабораторией демократической жизни. Конечно, речь идет об ограниченной демократии, потому что учитель Не может быть избран своими учениками и необходимая коллективная самодисциплина не может упразднить предписанную дисциплину, а также потому, что принципиальное неравенство между теми, кто знает, и теми, кто учится, не может быть уничтожено.
Тем не менее (и потому что автономия, обретенная школьниками-подростками, требует этого) власть класса не может быть безусловной, и, по-видимому, должны быть установлены правила постановки и обсуждения вопросов, решаемых посредством самоуправления, в частности, учрежден совет класса, избранный учениками или даже внешними арбитрами. Французская реформа лицеев, проведенная в 1999 г., устанавливает механизмы такого рода.
Но класс, главным образом, должен быть местом обучения искусству аргументированных Дебатов, необходимым правилам ведения дискуссий, осознанию потребностей и процедурам понимания стиля мышления других людей, умению выслушивать и уважать взгляды меньшинства, людей, отклоняющихся от общепринятых норм. Словом, обучение искусству понимания других должно играть главную роль в демократическом обучении.
|
|
ется отношения между отдельным индивидом и человеческим родом как целым.
Земное сообщество должно трудиться, для того чтобы человеческий род, оставаясь биолого-репродуктивной основой для человека, развивался и привел в итоге, при содействии индивидов и обществ, к рождению Человечества как общего сознания и планетарной солидарности человеческого рода.
Человечество перестало быть сугубо биологическим понятием, оно должно получить полное признание своего неразрывного включения в биосферу. Человечество перестало быть понятиям, лишенным корней: оно укоренено в свою «Родину», Землю, а Земля является Родиной, подверженной опасности. Человечество перестало быть абстрактным понятием: это жизненная реальность, потому что оно отныне и впервые в истории находится под угрозой смерти. Человечество перестало быть только идеальным понятием, оно стало сообществом, имеющим общую судьбу, и только сознание этого сообщества может его привести к сообществу жизни. Человечество является отныне главным образом этическим понятием — оно есть то, что должно быть реализовано всеми и во всем каждым из нас.
В то время как человеческий род продолжает свое историческое путешествие под угрозой саморазрушения, появился императив: сохранить Человечество, реализуя его.
|
|
Конечно, господство, притеснение, варварство среди людей остаются и усиливаются на планете. Речь идет о фундаментальной антропо-исторической проблеме, для которой не существует априорного решения. Но в ее решении возможен существенный прогресс, на основе которого только и можно реализовать многомерный процесс, который содержит тенденцию цивилизовать каждого из нас, наши общества, Землю.
Политика человека, политика цивилизации, реформа мышления, антропоэтика, подлинный гуманизм, сознание Земли-Родины — каждая из этих неотложных задач и все они вместе — могут уменьшить позор в мире.
Расцвет индивидов и свободное выражение ими взглядов и мнений еще будут долго оставаться (см. раздел III) нашим этическим и политическим замыслом для планеты: это предполагает развитие отношения индивида - общества в демократическом смысле и развитие отношения индивида - рода в смысле реализации Человечества. Это означает, что индивиды остаются вовлеченными во взаимное развитие звеньев триады индивид – общество – род. У нас нет ключей, которые бы открыли двери к лучшему будущему. Мы не знаем, куда направлен путь. «El camino se hace al andar» (Антонио Мачадо). Но мы можем определить наши конечные цели: продолжение очеловечивания человека в процессе гуманизации, через приобщение к земному гражданству. В интересах планетарно организованного сообщества: разве не такова подлинная миссия Организации Объединенных Наций?
Перевод с французского Е.Н. Князевой,
Морен Эдгар (Morin Edgar) (p. 8.07.1921, Париж) — французский философ и социолог. Основатель (1978 г.) и бессменный директор (до 1993 г.) Центра трансдисциплинарных исследований (социология, антропология, история) (Centre d'Etudes Iransdisciplinaires (Sociologie, Anthropologic, Histoire, CETSAH) при Национальном центре научных исследований (CNRS) в Париже. CETSAH существует до сих пор,'.1 Морен остается его почетным директором. Э. Морен — президент Ассоциации сложного мышления (Association pour la pensee complexe), созданной во Франции, но развертывающей ныне свою деятельность в широкой международной сети ученых и преподавателей, в том числе через ЮНЕСКО. Начав свою научную карьеру как социолог, изучающий первоначально феномен кино в социологическом плане, он естественным образом перешел к рассмотрению самых общих философских вопросов перестройки мышления и языка, что, по его убеждению, должно позволить человеку лучше понять тот сложный и неопределенный мир, в котором мы живем, и приблизиться к раскрытию глубинной тайны вещей. Почетный профессор многих университетов мира, он главным образом известен как родоначальник, разработчик и активный приверженец «сложного мышления». Решительно отказываясь от разделения знания на обособленные дисциплинарные области, он призывает навести мосты и воссоздать связи между различными областями дисциплинарного знания, понимать знания в их контексте и в совокупности, когда, собственно, они и обретают свой подлинный смысл.
Морен формулирует и обобщает ряд принципов сложного мышления, которые составляют основу закладываемой им эпистемологии сложного. Системный или организационный принцип привязывает познание частей к познанию целого; при этом осуществляется челночное движение от частей к целому и от целого к частями. Голографический принцип показывает, что во всяком сложном явлении не только часть входит в целое, но и целое встроено в каждую отдельную часть. Принцип обратной связи, введенный еще Норбертом Винером, позволяет познавать саморегулирующиеся процессы. Причина и следствие замыкаются в рекурсивную петлю: причина воздействует на следствие, а следствие — на причину. Принцип рекурсивной петли развивает понятие регуляции в понятие самопроизводства и самоорганизации; это — генерирующая петля, в которой продукты сами становятся производителями и причинами того, что их производит. Принцип автоэкоорганизации (автономии/зависимости) заключается в том, что живые существа являются самоорганизующимися существами и поэтому расходуют энергию, чтобы поддержать свою автономию; их автономия неотделима от их зависимости от окружения, стали быть, нам нужно их понимать как автоэкоорганизующие существа. Диалогические принцип заключается в установлении дополнительной, конкурентной, антагонистической связи между двумя противоположностями; лучше всего его иллюстрирует формула Гераклита «жить, умирая, и умирать, живя». Принцип повторного введения познающего во всякий процесс познания восстанавливает субъекта и отводи! ему подобающее место в процессе познания, ибо не существует «зеркального» по знания объективного мира, познание есть всегда перевод и конструкция. Всякое наблюдение и всякое понятийное представление включают в себя знания наблюдателя, воспринимающего и мыслящего существа. Нет познания без самопознания, наблюдения без самонаблюдения.
|
|
Эдгар Морен — автор около 50 книг, среди которых как сочинения философского характера, так и труды, в которых рассматриваются фундаментальные проблемы антропологии и социологии, основные направления реформы образования, вопросы политики и истории XX века, а также сочинения автобиографического и мемуарного характера. Но главный философский труд его жизни — это, безусловно, «Метод» (1977-2001 гг.), который включает в себя на сегодняшний день шесть томов. В 2005 г. вышел в свет первый том этого труда: Морен Э. Метод. Природа Природы. М.: Прогресс-Традиция, 2005.
Публикуемый здесь текст Э. Морена подготовлен как документ ЮНЕСКО, по священный основным направлениям реформы образования на всех уровнях. Этот текст переведен на многие языки мира. На русском языке публикуется впервые.