Тема 4. Структура слуховой системы человека. Громкость звука

Структура слуховой системы и ее основные функции.  Динамический диапазон слуха. Громкость звука. Аудиограммы. Закон Вебера-Фехнера.

 

Литература:

Алдошина, И. Музыкальная акустика: учебник / И. Алдошина; Р. Приттс. – СПб: Композитор, 2006. – С. 98 – 108.

Воронкин, А. С. Краткий курс физики для высших учебных заведений искусств: уч. пособ. для стул, напр. подготовки 6.020204 «Музыкальное искусство» спец. «Звукорежиссура» всех форм обучения / А. С. Воронкин. – Луганск: Изд-во ЛГИКИ, 2011. – С. 119 – 129.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение громкости звука.

2. Какова структура слуховой системы человека?

3. Назовите основные функции слуховой системы человека.

4. На какие части делится периферическая слуховая система? Дайте их краткую характеристику.

5. Опишите устройство улитки.

6. Что такое кортиев орган?

7. Как устроена внутренняя слуховая система человека?

8. Сформулируйте закон Вебера-Фехнера.

9. Как обозначается громкость звука, в каких единицах она измеряется?

10. Что такое динамический диапазон слуха? Каков динамический диапазон слуха человека?

11. Что такое аудиограмма?

 

Задачи для самостоятельного решения:

4.1. Чему равен уровень громкости (в дБ) звуковой волны в воздухе, который соответствует амплитуде смещения колеблющихся «молекул воздуха» 1,2 мм при частоте 80 Гц?

4.2. Какому звуковому давлению соответствует уровень 112 дБ?

4.3. Уровень громкости на расстоянии 12 м от громкоговорителя равен 100 дБ. Какова акустическая выходная мощность громкоговорителя?

 

Тема 5. Оценка уровней громкости звука.

Уровни громкости звука. Изофоны. Единицы измерения громкости и уровня громкости звука. Адаптация слуха. Восприятие громкости сложного звука. Критические полосы слуха. Уровень громкости в фонах и сонах для разных звуков. Градации громкости в музыке

Литература:

Алдошина, И. Музыкальная акустика: учебник / И. Алдошина; Р. Приттс. – СПб: Композитор, 2006. – С. 96 – 199.

Вологдин Э.И. Слух и восприятие звука: Курс лекций. – СПб.: СТ "Факультет ДВО", 2004. – С. 10 – 25.

Воронкин, А. С. Краткий курс физики для высших учебных заведений искусств: уч. пособ. для стул, напр. подготовки 6.020204 «Музыкальное искусство» спец. «Звукорежиссура» всех форм обучения / А. С. Воронкин. – Луганск: Изд-во ЛГИКИ, 2011. – С. 137 – 155.

 

Контрольные вопросы

1. От каких параметров зависит громкость звука?

2. При каких условиях не слышен интенсивный звук?

3. Что такое изофоны и как их получают?

4. В каких единицах оценивают абсолютную громкость звука?

5. Какие вы знаете формулы, связывающие громкость звука в сонах со звуковым давлением и интенсивностью звуковой волны?

6. В каких единицах измеряется уровень громкости?

7. На какой частоте уровень громкости в фонах и децибелах совпадают?

8. Как связаны громкость в децибелах и громкость в сонах?

9. Дайте определение адаптации слуха.

10. Что такое временнАя постоянная слуха и чему она равна?

11. Назовите этапы обработки звукового сигнала слуховой системой человека.

12. Что такое критические полосы слуха?

13. Как воспринимается сложный звук в зависимости от того, находятся его составляющие в одной или в разных критических полосах?

14. Укажите уровень громкости в фонах и в сонах для звучания аплодисментов; оркестра; пиано; форте.

 

Задачи для самостоятельного решения:

5.1. Нормальный разговор человека оценивается уровнем громкости звука 50 фон. Определить уровень громкости звука, соответствующего трем одновременно говорящим людям.

5.2. Звук частотой 1 кГц имеет уровень интенсивности 50 дБ. Найти уровни равногромких с ним звуков с частотами 1 кГц, 5 кГц, 2 кГц, 300 Гц, 50 Гц.

5.3. В лабораторном помещении, находящемся в цехе, уровень интенсивности шума достигал 80 дБ. С целью уменьшения шума было решено обить стены лаборатории звукопоглощающим материалом, уменьшающим интенсивность звука в 1500 раз. Какой уровень интенсивности шума станет после этого в лаборатории?

 

 

Тема 6. Динамический диапазон передачи.

Общие понятия. Качественные характеристики канала звукопередачи. Уровень передачи звукового сигнала. АЧХ. Нелинейные искажения. Помехи в канале звукопередачи. Динамический диапазон передачи.

Литература:

Меерзон, Б. Я. Акустические основы звукорежиссуры: Часть 1: Курс лекций на 1 и 2 курсах звукорежиссерского факультета. – М.: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовченко, 2000. – С. 28 – 44.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое сигнал передачи?

2. Назовите основные характеристики сигнала.

3. По какой формуле рассчитывается объем сигнала?

4. Что такое канал звукопередачи? Назовите его основные части.

5. Что такое уровень передачи звукового сигнала? Как обозначается, в каких единицах измеряется? По какой формуле рассчитывается уровень передачи звукового сигнала?

6. Что такое коэффициент передачи сигнала?

7. Что такое амплитудно-частотная характеристика? Какова идеальная амплитудно-частотная характеристика канала звукопередачи?

8. Что такое завалы низших частот? Как они влияют на звук?

9. Что такое завалы высших частот? Как они влияют на звук?

10. Что такое нелинейные искажения в канале звукопередачи?

11. Что такое коэффициент нелинейных искажений? По какой формуле рассчитывается?

12. Что такое коэффициент гармонических искажений? По какой формуле рассчитывается?

13. Как связаны КНИ и КГИ?

14. Какие виды помех в тракте звукопередачи вы знаете?

15. Что такое динамический диапазон передачи? Какими параметрами он характеризуется?

Задачи для самостоятельного решения:

 

6.1. Рассчитать значение коэффициента нелинейных искажений, если U1, U2, U3 и U4 соответственно равны 32 В, 6 В, 2 В и 1 В.

6.2. Телевизионный сигнал изображения занимает полосу частот шириной примерно 6,5 МГц. Изображение передается с частотой 25 кадров в секунду. Считая, что динамический диапазон телевизионного сигнала составляет 48 дБ, определите время, необходимое для передачи одного ТВ-кадра по телефонному каналу с полосой частот от 300 до 3 400 Гц и динамическим диапазоном 20 дБ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: