Эволюция операционного менеджмента

Краткий конспект Лекций по дисциплине «Операционный менеджмент»

ТЕМА. Понятие, предмет и краткая история дисциплины Операционный менеджмент. Производственные системы. Операционная система предприятия

Введение

Сложно представить существование современного общества без использования достижений науки и техники. Наука проникает во все сферы деятельности человека, определяет их эффективность, комфорт и качество жизни людей. Одна из важнейших сфер деятельности — это научно-практическая сфера управления производственными системами, которая получила название «операционный менеджмент».

Операционный менеджмент является развитием дисциплины «Управление производством». Современный операционный менеджмент служит основой для многих направлений менеджмента, таких как управление качеством процессов и продукции, запасами ресурсов, операциями и других.

Операционный менеджмент — это сравнительно новая сфера научной деятельности (возникла во 2-й половине ХХ в.), которая быстро развивается и внедряется в практику деятельности организаций. Производственные системы в разных странах имеют свою специфику вследствие демографических, социально-экономических, исторических и ряда других причин. Решение сложных проблем производственных систем требует интеграции знаний целого ряда научных дисциплин, таких как «Теория систем», «Теория управления», «Менеджмент», «Теория вероятностей», «Организационное поведение» и др.

Операционный менеджмент — это комплексная прикладная наука, методы и средства которой направлены на повышение эффективности управления производственными системами, зависящей от большого количества факторов.Сложность заключается не только в большом количестве факторов, но и в том, что влияние многих из этих факторов на эффективность производственных систем изучено недостаточно и меняется в зависимости от условий функционирования организации. Исследованиями влияния различных факторов на эффективность производственных систем занимается большое количество научных коллективов и отдельных ученых в разных странах. В результате этих исследований появились научно обоснованные рекомендации по формированию систем управления, обеспечению качества продукции, организации управления производством и др. Эти материалы воплощены в комплексе международных стандартов ИСО—9000, ряде европейских и государственных стандартов. Однако эти методические материалы носят обобщенный характер и не обеспечивают необходимую детализацию практических расчетов с учетом конкретных условий деятельности организации. Операционный менеджмент конкретизирует использование этих методик в практике управления организациями, но требует достаточно высокого уровня квалификации персонала.

Эволюция операционного менеджмента

Область операционного менеджмента относительно молодая, но история его богата и интересна. Роль дисциплины усиливается тем, что операционная деятельность усложняется с развитием инновационных технологий, повышается роль личности в достижении эффективности производства. Эволюция в операционном менеджменте увязывается со следующими важными событиями и личностями, которые создали инновации, породившие эти события.

Важные события и даты их появления

 

Разделение труда - базируется на положении о том, что при предоставлении рабочему возможности сосредоточиться на выполнении одного вида работы производительность его труда выше, чем рабочего, выполняющего несколько работ. Экономическое обоснование этого тезиса дано Адамом Смитом (AdamSmith, 1723-1798) в книге «Богатство народов», первое издание которой вышло в 1776 г. А. Смит утверждает, что специализация повышает производительность труда за счет:

• быстрого роста мастерства рабочего;

• исключения потерь рабочего времени;

• расширения возможностей применения инструментов и машин.

Среди последователей А. Смита и предшественников Ф. Тейлора (F.Taylor) выделяют создателя цифровых вычислительных машин английского математика Ч. Бэббиджа (CharlesBabbage, 1792-1871). Много лет изучая производственные предприятия в Англии и на континенте, он написал работу «OntheEconomyofMachineryandManufactures» (1832 г.), где сделал попытку применения некоторых общих принципов к организации промышленности. Он исследовал экономику производства, осуществил анализ потребности в рабочей силе при расчленении технологического процесса на «частичные работы», т.е. отдельные операции.

Идея разделение труда получила научное развитие в трудах Ф. Тейлора, а ее полное воплощение осуществлено в массовом серийном производстве автомобилей на конвейерах, организованном Г. Фордом (H.Ford) в 1913 г.

Взаимозаменяемость (унификация) и стандартизация деталей. Эту концепцию связывают с именем Э. Уитни (EliWhitney), американского изобретателя, который в 1790 г. разработал сборочную линию по производству мушкетов с такой системой допусков, что любая часть могла подойти к любому изделию. Таким образом они были полностью стандартизированы. До этого времени каждая деталь изготавливалась к отдельному мушкету.

Научное исследование работы основано на принципе разделения труда, на систематическом учете и измерении действий работника, а также на стандартизации орудий, условий и методов труда. Основоположником этого направления единодушно признан Ф. Тейлор (1856-1915 гг.). К началу двадцатого столетия он известен как создатель «науки менеджмента» (ScientificManagement). Тейлор считал, что менеджмент должен намного изобретательнее и энергичнее способствовать улучшению методов работы. Тейлор и его последователи, Г. Гантт(G.Gantt), Ф. Гилбрет и Л. Гилбрет(F. Gilbreth, L. Gilbreth), в период 1920-1930 гг. были среди первых, кто добился улучшения способов производства.

Тейлор утверждал, что менеджмент должен брать на себя больше ответственности в части:

• соответствия работника своей должности;

• обеспечения надлежащих тренировок (стажировок);

• обеспечения подходящих методов и инструментов работы;

• установления разумных стимулов к работе для достижения совершенства.

К 1913 г. промышленник Г. Форд один из руководителей фордовского производства Ч.Соренсен(Ch.Sorensen), объединили свои знания в области создания сборочной линии. Идея такой линии произвела революцию в американской промышленности. За год они сократили время сборки автомобиля с 13 часов до 2 часов 38 минут. В январе 1914 г. Форд, установив первый автоматический конвейер, смог собирать автомобиль за 1 час 30 минут. Таким образом, Форд и его соратники претворили в жизнь революционную концепцию по конвейеризации: люди стоят на месте, а объект движется. Конвейеризация получила успешное применение в мясоконсервной промышленности и промышленности заказов товаров по почте.

Большую роль в организации управления операционной системой сыграли план-карты Г. Гантта (1916), которые отображали время и последовательность выполнения операций. Разработанная план-карта известна в современном менеджменте как диаграмма Ганта.

Развитие операционного менеджмента способствуют оценки влияния психологических и социальных факторов на производительность труда. Для подтверждения этого положения в течение 5 лет (1924-1928 гг.) были проведены эксперименты на заводах компании «WesternElectric» в г. Хоторне (Hawthorne, США). Возглавлял эти исследования Эл. Мэйо(El.Mayo).Целью экспериментов, проводившихся непосредственно на предприятии, было изучение «социальной организации трудовых групп». Суть концепции Эл. Мэйо состоит в том, что сама работа, сам производственный процесс и «чисто физические требования» к нему имеют относительно меньшее значение, чем социальное и психологического положение рабочего в процессе производства. Поэтому все проблемы производства должны рассматриваться с позиции человеческих отношений, с учетом социального и психологического факторов.

Контроль качества - это еще один исторический вклад в области операционного менеджмента. В. Шухарт(V.Shewhart) объединил свои знания по статистике с требованиями контроля качества и благодаря этому создал основу для применения методов математической статистики при контроле качества. Главное его достижение - изобретение карт контроля качества (1924 г.), известных как карты Шухарта.

Новые принципы и идеи по улучшению управления качеством продукции разработаны Эд. Демингом(Ad.Deming), по образованию статистиком. Он был приглашен в послевоенную Японию в 1948 г., где его идеи о том, что необходимо отслеживать, измерять и минимизировать отклонения в характеристиках качества продукции и процессов, нашли благодатную почву для применения. Эд. Деминг, как и Ф. Тейлор, считал, что менеджмент должен больше способствовать улучшению рабочей среды и процессов, что приведет к повышению качества продукции и управления организацией.

Оптимизация сложных проектов производства и планов операций связана с разработкой методов «оптимизации на сетях»: CMP (CriticalPathMethod) - метод критического пути и PERT (ProgramEvaluationandReviewTechnique) - программа оценки и техника пересмотра. В методах CMPи PERTосновное внимание уделяется временному аспекту планов. Оба метода определяют календарный план проекта. Различие состоит в том, что в методе CMPпродолжительность операций - детерминированные величины, а в методе PERT- случайные величины. Оба метода составляют единый метод сетевого планирования и управления (СПУ).

Компьютеры и информационные технологии. Появление ЭВМ и информатики является поворотным моментом в истории человеческого общества. Считается, что создание ЭВМ совершило революцию в информатике. И это все связано прежде всего с именами английского ученого

Ч. Бэббиджа (первая попытка создания цифровой вычислительной машины, 1834 г.), американского ученого Дж. Атанасова(Atanasoff) (первый проект ЭВМ, 1938 г.), американского ученого Джона фон Неймана (1946 г.), английского конструктора серийной ЭВМ М. Уилкс (1949 г.) (создание программных комплексов:CAD(1970 г.) - компьютерное проектирование (Computeraided), FMS(1975 г.) - гибкая производственная система (Flexiblemanufacturingsystem), CIM (1990 г.) - интегрированное компьютерное производство (Computerintegratedmanufacturing).

Теория исследования операций - математика для управления главным образом операционной системой. Цель исследования операций состоит в том, чтобы выявить наилучший (оптимальный) способ достижения цели управления в условиях ограниченных ресурсов - технических, материальных, трудовых и финансовых.

Теория исследования операций зародилась в 40-е годы ХХ столетия в связи с необходимостью решения военных стратегических и тактических задача, а также задач оптимального использования ресурсов. С ее развитием началось целенаправленное применение математических методов для решения задач управления. К ним относятся методы математического программирования (линейное и нелинейное, целочисленное, динамическое и стохастическое программирование), аналитические и вероятностно-статистические методы, сетевые методы, методы теории массового обслуживания, теории игр (теория конфликтных ситуаций) и ряд других.

Одним из основных достижений теории исследования операций является типизация моделей управления и методов решения задач. Например, транспортная задача, задачи управления запасами, календарное и объемное планирование, замена оборудования и другие важные задачи. Основополагающие труды - это труды ученых Л. Канторовича (1945 г.), А. Койфмана (1965 г.), Дж. фон Неймана и О. Моргенштерна (1970 г.) и многих других.

Тотальный менеджмент качества - новое мировоззрение в управлении организацией. Оно направлено на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и получения выгоды для членов организации и общества. К основоположникам теории тотального менеджмента качества относят: Эд. Деминга (1950), Дж. Джурана(J.Juran, 1950), Ф. Кросби (F. Crosby, 1960), А. Фейгенбаума(A. Feigenbaum, 1983), МалькольмаБолдриджа(M. Baldrige, 1982 г.).

Реинжиниринг бизнеса. Основная идея, связанна с реинжинирингом, заключается в том, что организациям необходимо выявить свои ключевые процессы и сделать их настолько «тощими» и эффективными, насколько это возможно. От второстепенных процессов (и следовательно, от работников, связанных с этими процессами) необходимо освобождаться. Разработчиками идеи реинжиниринга являются Джеймс Чампи(JamesChampy)), один из учредителей консалтинговая компания CSCIndex, и Майкл Хаммер (MichaelHammer), профессор в области компьютерных наук в MIT (MassachusetssInstituteofTechnology).

«Не автоматизируйте, а вычеркивайте процессы» - провозглашал М. Хаммер. Основы идеи реинжиниринга лежат в результатах исследования, проводившегося в MITв 1984-1989 гг.

Дж. Чампи и М. Хаммер издали в 1993 г. книгу: «Реинжиниринг корпорации (ReengineeringtheCorporation), идеи которой породили множество программ реинжиниринга, множество подходов к его осуществлению и множество консалтинговых фирм. Дж. Чампи и М. Хаммер определили реинжиниринг как «фундаментальное новое мышление и радикальное перепроектирование бизнеспроцессов для достижения значительного улучшения таких критических параметров деятельности, как издержки, качество, услуги, скорость».

Интернет. Виртуальные организации. Современные информационные технологии (IT) позволяют компаниям не создавать огромной штаб-квартиры, которая в прошлом была фундаментом бизнеса. Сейчас сотрудники могут работать дома или, если это необходимо, время от времени в офисах. Связанные друг с другом компьютерными сетями, общаясь при помощи электронной почты, люди работают эффективнее. Они не тратят время на дорогу и на регулярное присутствие в офисе. Организация может иметь огромную экономию на операционных расходах.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: