Причины изучения операционного менеджмента

Операционный менеджмент изучают по следующим основным причинам.

1. Операционный менеджмент - одна из трех основных функций любой организации и она непосредственно относится ко всем другим функциям бизнеса. Очень важно знать, как функционирует сегмент операционного менеджмента.

2. Менеджерам необходимо знание о том, как производить продукцию и услуги, отвечающие требованиям потребителей. Функция производства - часть деятельности общества, которая создает продукцию, используемую обществом.

3. Операционный менеджмент - это важная часть организации. Большой процент годового дохода большинства фирм тратится на операционную деятельность. Изучение операционного менеджмента необходимо для того, чтобы менеджерам понять, как эффективно управлять ресурсами и основным бизнес-процессом и увеличить их прибыльность.

4. Управление операциями - сложный вид деятельности, включающий в себя разнообразные взаимосвязанные компромиссные решения. Изучение операционного менеджмента позволит принимать быстрые и эффективные решения.

5. Фокусирование деятельности компаний на оперативной эффективности производства.

Операционный менеджмент продолжает развиваться благодаря вкладам различныхдисциплин, включая индустриальную инженерию, научный менеджмент. Эти дисциплины, наряду со статистикой, менеджментом и экономикой, заложили основу для повышения производительности. Инновации в естественных науках (биологии, анатомии, химии, физики) также влияют на развитие операционного менеджмента. Это развитие включает новые связи, химические процессы, схему правления, гамма-лучи для улучшения санитарного состояния пищевых продуктов. Разработка продуктов и процессы часто зависят от развития биологических и естественных наук.

Особенно важный вклад в операционный менеджмент вносят информационные технологии. Информационные технологии - это наилучшее из всех возможных средств управления в организации, с помощью которого она может собрать огромный массив данных о своем бизнесе и о показателях функционирования. Проблема возникает тогда, когда эти данные преобразуются в информацию, что требует от компании наличия специальных систем обработки данных, а также сотрудников, способных к правильной постановке задач и анализу полученной информации.

Информационные технологии способствуют повышению производительности и сокращению производственного цикла. На сегодняшний день во многих организациях информационные технологии стали еще одной из функций, вместо того чтобы быть основным ресурсом.

Для принятия решений в операционном менеджменте нужны личности, которые хорошо обучены менеджменту, хорошо знают информационные технологии и естественные науки.

 

Современные концепции операционного менеджмента

В быстроизменяющейся производственной среде можно выделить ряд объективно существующих факторов, определяющих современные концепции управления производством товаров и оказанием услуг. Современные концепции операционного менеджмента включаюткомплекс ключевых положений, отражающих сущность и перспективы процессов управления производственными системами, которые являются основой экономики страны.

Возможность долговременного существования организации в жесткой рыночной среде определяется ее конкурентоспособностью. Основную роль в обеспечении конкурентоспособности организации играет эффективность операционного менеджмента.Использование современных методов и средств операционного менеджмента позволяет определять:

· концептуальные основы создания конкурентоспособной продукции или услуг организации на основе анализа предпочтений потребителей;

· концепции создания и производства товаров и услуг в соответствии с социально-экономическим развитием общества;

· концепцию обеспечения качества и полезности товаров и услуг, производимых организацией;

· концепцию оптимального формирования и использования ресурсов организации в оперативном и стратегическом планах;

· концепцию минимизации затрат ресурсов организации и бережливого производства, включающую модульное построение производства;

· основу организационной культуры, способствующей повышению эффективности деятельности персонала.

Конечным продуктом управленческой деятельности — операционного менеджмента — являются управленческие решения. С появлением жесткой конкуренции во второй половине ХХ в. увеличилась сложность разработки управленческих решений и резко сократилось время их принятия и реализации. Поэтому методы и средства управления, которые использовались ранее, в настоящее время или неэффективны, или неприемлемы. Жизненный цикл продукта t, в течение которого удовлетворение потребностей внешней среды изменяется от максимального уровня до критического значения, для большинства товаров и услуг резко сократился. Иллюстрация этого процесса представлена на рис. 1.1.

 

Рис. 1.1. Изменение продолжительности жизненного цикла продуктов с течением времени


 

В настоящее время этот цикл стал настолько коротким, что управление созданием и производством товаров и услуг потребовало принципиально новых методов и средств разработки управленческих решений.Разработка управленческих решений в ХХI в. требует прежде всего научного подхода к информационному обеспечению и использованию информации.Объем информации стал настолько большим, что без предварительной обработки его эффективное использование не представляется возможным.

Многокритериальный выбор оптимальной альтернативы решения проблемы потребовал применения достаточно сложных математических методов. Поэтому эффективность современного операционного менеджмента связана с использованием методов и систем поддержки принятия многокритериальных решений (ППР), включающих БД и сложные алгоритмы обработки информации.

При разработке управленческих решений в современной конкурентной среде необходимо учитывать интересы различных потребителей, у которых требования к полезности(качеству) продукции могут существенно различаться. Это определило изменение отношения к управлению производством, которое для обеспечения конкурентоспособности продукции стало ориентироваться не только на маркетинговые исследования рынка, а на исследования «интегрированного маркетинга» — исследования требований к полезности (ценности) продукта возможных заказчиков. Процесс создания продукта рассматривается как цепочка создания ценностей для потребителя,что позволяет доминировать в ценовой политике на рынке.Одной из основных задач управления производством товаров и услуг становится устранение потерь, связанных с использованием процессов и ресурсов.

Необходимость сокращения издержек производства определила внедрение научных методов оптимизации в процессы хранения и перемещения материально-технических ресурсов, формирования запасов ресурсов и полуфабрикатов на всех стадиях производства.Минимизация затрат организации при производстве товаров или оказании услуг реализуется в концепции «бережливое производство» (LeanProduction).Сущность этого направления операционного менеджмента заключается в том, что в цепочке производственных операций должны быть только те, которые создают ценность для конкретного потребителя или заказчика.

В оперативном и стратегическом управлении на современном этапе особое внимание уделяется формированию производственного потенциала организации (ППО). Именно ППО определяет конкурентоспособность организации и ее продукции, а также целесообразность инвестиций в ее деятельность. Производственный потенциал организации определяет место организации в сфере бизнеса по отношению к конкурентам и ряду субъектов внешней среды, таким как банки, потенциальные заказчики, административные органы и другие.

Ориентация производственной деятельности организации на потребителя и высокий уровень конкуренции определили тенденцию перехода от крупносерийного производства к выполнению индивидуальных заказов (концепция приоритета потребителя).В современной рыночной ситуации в конкурентной борьбе важную роль играет борьба за получение заказов.Для потребителя в рыночной среде большое значение имеет фактор времени. Поэтому потребитель отдает предпочтение организации, которая может предоставить товар или услуги с учетом его индивидуальных предпочтений, в минимальные сроки и при этом в максимальном объеме осуществить сервисные услуги.Это потребовало новых подходов к созданию товаров, организации и оснащению производства. Происходит комплексная интеграция проектирования, производства и сопровождения продукции организации. Основную роль в этом процессе играют информационные технологии. На их основе созданы системы автоматизированного проектирования (САПР), автоматизированные системы технологической подготовки производства (АСТПП), автоматизированные системы управления производством (АСУП), которые составляют единый комплекс и позволяют в короткие сроки осуществлять выполнение принятых заказов.

Резкая смена рыночной ситуации и сокращение жизненного цикла товаров и услуг потребовала от производства возможности быстрого перехода на выпуск новых товаров при сохранении экономической эффективности. Это определило концепцию гибкого производства, в котором все бизнес-процессы синхронизируются с запросами покупателей. Основную роль в достижении гибкости производства играет оборудование с программным управлением. На первой стадии это были станки, у которых ручное управление заменено на электронное. При этом количество управляемых параметров в процессе изготовления продукта оставалось неизменным (3—5), в то время как в электронном управлении их количество практически не ограничено. Несоответствие возможностей механики и электронной системы управления оборудования потребовало создания нового поколения станков, у которых перемещение инструмента относительно поверхности обрабатываемой детали осуществляется по 5—6 координатам (у станков с ручным управлением перемещение инструмента относительно детали осуществляется только по двум координатам — две ручки управления на две руки человека). Появление нового поколения оборудования определило изменение подхода к проектированию изделий. Одно из направлений нового поколения оборудования — создание обрабатывающих центров. Обрабатывающий центр представляет собой координатную систему в виде трех взаимно перпендикулярных стальных плит, в которые вмонтированы обрабатывающие головки и высокоточные измерительные устройства. С помощью обрабатывающих головок можно осуществлять в автоматизированном режиме несколько видов обработки установленной заготовки, которые ранее осуществлялись на нескольких станках.

Изменение требований к производственной системе определило появление гибких производственных модулей, совокупность которых может составлять гибкое автоматизированное производство (ГАП).

Изменение технологического оснащения и культуры производства повлекло за собой изменение психологического климата и организационной культуры организаций. Основой мотивации производственной деятельности людей становится самореализация. На производстве создаются комнаты психологической разгрузки, фитоцентры и другие комплексы, способствующие созданию психологической атмосферы, в которой наиболее полно реализуются профессиональный и творческий потенциал сотрудников. Мировая практика показывает, что средства, вложенные в совершенствование психологического климата, окупаются за счет увеличения прибыли в течение двух — трех лет.

Стремление производителей обеспечить конкурентоспособность продукции, связанную с максимальным удовлетворением требований потребителей, изменило концепцию менеджмента качества товаров и услуг. Потребитель осуществляет выбор товара или услуги на основании их полезности — воображаемой психологической и потребительской ценности для данного потребителя. В современной концепции операционного менеджмента важное место занимает теория полезности. Использование этой теории позволяет эффективно формировать цепочку ценностей в процессе производства продукции или услуг.

В экономике развитых стран все большее значение имеет индустрия создания различного рода услуг. Во-первых, в этой сфере занята значительная часть населения. Во-вторых, качество услуг непосредственно связано с уровнем жизни людей. Несмотря на существенные различия, сферы оказания услуг и производства товаров имеют много общего. На современном этапе развития сферы оказания услуг в нее интенсивно внедряются наиболее эффективные методы операционного менеджмента, используемые в управлении производственными системами.

Развитие информационных и телекоммуникационных технологий изменило отношение потребителей к приобретению товаров и услуг. Важными аргументами для потребителястановятся имидж организации и марка товара. Поэтому создание положительного имиджа организации становится одним из направлений операционного менеджмента.

В конце ХХ в. изменилось отношение к макроэкономическим системам. Возросла роль крупных систем. Сети (транспортные, информационные, электроснабжения и другие) всегда были важной частью экономики. Но если раньше крупные сети характеризовались формированием монопольно высоких цен на рынке, то современный сетевой бизнес по отношению к мелкому производителю позволяет существенно снизить себестоимость и расширить ассортимент конечного продукта за счет оптимизации цепочки создания ценности для потребителя.

Появление крупных сетей определило возможность разделения логистики на независимое управление информационными и физическими потоками. Традиционно эти потоки были взаимосвязаны. Создание крупных складских систем и открытого информационного пространства (прозрачность информации) позволило отделить логистику товаров от информационных потоков. Такое разделение дало возможность потребителю конкретизировать свои потребности на основании массива информации и сформулировать индивидуальные требования к поставщику товара со складских сетей.

Широкое разнообразие производственной деятельности организаций в сферах производства и оказания услуг определило появление различных подходов к управлению, основными из которых являются функциональный, системный, процессный и проектный.

Функциональный подход к управлению заключается в том, что деятельность организации подразделяется по принципу схожести работ, выполняемых подразделениями и сотрудниками. Существует пять основных функциональных направлений в деятельности организации: маркетинг, производство, персонал, финансы и НИОКР. Кроме этого, можно выделить некоторое количество вспомогательных функций, например безопасность, юридическое сопровождение. Функциональные руководители наделяются полномочиями и ответственностью по их управлению. Функциональный руководитель отвечает за максимально результативную и эффективную деятельность вверенного ему подразделения. Данный подход применяется для управления регулярной (многократно повторяющейся) деятельностью. Недостатком функционального подхода к управлению является то, что высокая эффективность функциональных подразделений не обеспечивает эффективность деятельности организации в целом. Системный подход основан на том, что организация — это система, эффективность которой определяется совокупностью взаимодействующих компонент. Так, производительность организации определяется наиболее слабым звеном в технологической цепочке. Представление организации в виде системы и оптимизация параметров ее деятельности являются сложной задачей, которая требует больших материальных, интеллектуальных и временных затрат. Поэтому в современной практике широко используется процессный подход, при котором оптимизируются параметры наиболее важных процессов. Особенностью процессного подхода является то, что управление направлено на параметры процесса, а не на работу персонала. Это позволяет оперативно перестраивать содержание технологических операций процесса производства товаров и услуг для создания максимальной ценности для конкретной группы потребителей. При этом возможна экономия ресурсов за счет исключения той части операций, в результате выполнения которых создаются не востребованные данной группой потребителей свойства товаров или услуг. Если границы управления процессом четко определены, то считается, что это бизнес-процесс, выполнение которого осуществляется единой командой во главе с «владельцем» бизнес-процесса. Команда бизнес-процесса отличается высоким уровнем мотивации на достижение серьезных результатов работы.

В крупных организациях, как правило, одновременно выполняют несколько тем или проектов. В этом случае используется проектный подход к управлению. Считается, что проект — это разовая деятельность, для реализации которой создается кросс-функциональная команда. Полномочия и ответственность, связанные с достижением целей проекта, делегируются руководителю проекта. Участники проектной команды попадают под двойное управление — руководителя проекта (проектная, разовая деятельность) и линейного руководителя (регулярная деятельность), — которое реализуется в матричной организационной структуре.

При использовании любого подхода в управлении необходимо соотносить получаемый эффект с затратами на его реализацию. В крупных организациях для управления разными подразделениями используются различные подходы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: