Организация выполнения планов

В общем плане организация выполнения процесса предполагает создание системы отношений, обеспечивающей распределение задач и ресурсов между отдельными подразделениями и сотрудниками, установление системы их взаимодействия (организационной структуры), осуществление координации их действий по реализации планов, принятых решений и достижению целей организации.

В процессе реализации данной функции взаимодействуют три основных компонента: люди, экономические отношения и технические средства.

Цель функции организации – подготовка и обеспечение выполнения запланированных действий, и достижение запланированных целей.

В процессе организации выполнения процессов и операций можно выделить: а) организацию структуры управления процессом, б) организацию выполнения плановых заданий исполнителями.

Под организационной структурой управления процессом понимают структуру распределения задач управления, принятия решений, прав и ответственности между звеньями органа управления, направленную на достижение поставленных целей. Как правило, структура управления видоизменяется при смене условий функционирования процесса.

В зависимости от характера реализуемого процесса в организационной структуре могут использоваться следующие виды департаментизации: линейная, функциональная, по результату и матричные (проектная и матричная). Департаментизация это принцип группирования (объединения) работ и исполнителей.

 

ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Планирование - процесс проектирования желаемого будущего и эффективных путей его достижения. Конечным результатом этого процесса являются плановые решения, которые служат основой для последующей, целенаправленной деятельности и документально оформляются в виде планов. Виды планирования в мировой практике приведены в табл. 12.1.

Таблица 12.1

Типичные виды планирования в мировой практике

Виды планирования Типичный период планирования
Долгосрочное (стратегическое) 1-5 лет
Среднесрочное (тактическое) 6-18 месяцев
Краткосрочное (оперативное) 1-6 месяцев
План-график работы (оперативное) 1-4 недели
Диспетчеризация Режим реального времени

 


Основные задачи по уровням планирования состоят в следующем. Долгосрочные планы:

• определение потребности в производственных мощностях;

• определение местоположения и размещения оборудования;

• дизайн продукции;

• проектирование производственной системы.

Среднесрочные планы предусматривают определение общего уровня:

• занятости;

• выпуска продукции;

• запасов готовой продукции;

• субподрядов;

• задержки в исполнении заказов.

Краткосрочные планы - это детальные планы, определяющие:

• загрузку оборудования;

• состав рабочих задач;

• последовательность и регламент выполнения работ;

• размер производственной партии и объем заказов.

В рыночной экономике планирование деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется самостоятельно как внутрифирменное планирование. Планирование деятельности организации - одна из общих функций управления организацией, вид управленческой деятельности, направленный на определение целей, путей, средств и этапов их достижения, необходимых ресурсов, затрат и результатов, а также проектируемого изменения состояния системы.

 В мировой практике к важной стадии среднесрочного планирования относят агрегатное планирование, которое преобразует стратегические планы в планы, определяющие использование производственных мощностей и оперирующие более детальными категориями - численностью рабочих, количеством запасов готовой продукции и величиной спроса.

Главной целью агрегатного планирования является создание плана производства, который эффективно использует ресурсы организации для полного удовлетворения спроса.

Эффективное использование ресурсов означает достижение минимума затрат или максимума прибыли на планируемый период. Операционные менеджеры стараются определить лучшие способы для прогнозирования спроса путем оценки производственных темпов, уровня рабочей силы, сверхурочных работ и других переменных величин. Для осуществления агрегатного планирования выделяют четыре исходных требования:

1) инструмент для измерения продаж;

2) прогнозирование спроса на планируемый период;

3) метод определения переменных затрат;

4) модель, которая объединяет прогнозы и затраты для принятия решений на планируемый период.

 

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ АГРЕГАТНОГО (СОВОКУПНОГО) ПЛАНИРОВАНИЯ

Агрегатное планирование - это первая стадия согласования потребностей в ресурсах и возможностей предприятия удовлетворить потребности. Ей предшествует прогноз ожидаемого спроса на среднесрочный период, разработка корпоративной стратегии и политики, а также оценка экономических, конкурентных и политических условий (рис. 12.1).

После оценки внутренних и внешних возможностей предприятия, разрабатывается бизнесплан на долгосрочный и среднесрочный периоды. Его задача - выстроить производственную стратегию. Основная цель бизнес-планирования - координирование среднесрочных планов различных сфер деятельности организации: маркетинга, производства и финансов, снабжения.

Агрегатное планирование предусматривает преобразование бизнес-планов в детальные производственные планы, определяющие распределение объема выпуска продукции - агрегатов по имеющимся производственным мощностям. В качестве источников мощности для выпуска продукции рассматривают основное производство, работу в сверхурочные часы, субподрядные организации и другое (табл. 12.1). Изменение источников выпуска продукции увязывают с изменениями потребностей в трудовых ресурсах, в запасах готовой продукции, а также в стоимости хранения и других параметров производства.

Рис.12.1. Последовательность агрегатного планирования


 

Периоды агрегатного производственного плана - это год с разбивкой на кварталы или месяцы. Полученный агрегатный план является базой для разработки так называемого контрольного плана-графика (Masterschedule). Контрольный план-график - результат разбивки совокупного плана по более мелким временным периодам и конкретным видам продукции. Например, месяц или квартал разбивается по неделям (см. пример 1). Соответственно этим периодам распределяется объем выпуска агрегатного продукта по объемам выпуска конкретной продукции или изделий. Характерной особенностью контрольного плана-графика (MS) является то, что он не показывает планового производства. Показатели контрольного плана-графика на каждую неделю - прогноз о потребностях в продукции, заказы потребителей, планируемый уровень наличных запасов готовой продукции. Планируемые объемы и сроки производства конкретной продукции представляются в основном плане-графике производства (MPS) (см. раздел 13). Контрольный план-график является основой для краткосрочного планирования

 

КОНЦЕПЦИЯ АГРЕГАТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Считается, что агрегатное планирование является по своей сути всесторонним подходом к планированию. Обычно оно не фиксируется на конкретных товарах и услугах. Вместо этого все внимание сфокусировано на группе сходных продуктов и даже на целой производственной линии. Например, в целях агрегатного планирования компания по выпуску телевизоров не будет исследовать отдельно 21, 25 и 27-дюймовые модели. Все модели объединяются вместе и рассматриваются как один товар - отсюда и термин «совокупное (или агрегатное) планирование».

Аналогичный прием и у компании по выпуску велосипедов. Она объединяет модели различных стилей и размеров в одну категорию - «велосипеды», т.е. агрегатный продукт или агрегат.

Компании, владеющие сетью ресторанов и закусочных (такие как McDonald*s, BurgerKingandWendy*s) планируют занятость и объемы производства, не распределяя спрос по всем видам предлагаемых товаров; они фокусируют внимание на совокупном спросе и том совокупном объеме производства, который они могут обеспечить.

Одна из схем, определяющая роль агрегатного планирования в системе планирования производства дается на рис. 12.2. Исходя из агрегатного плана, где представлены мощности, требуемые на продукт-агрегат, разрабатывается производственный план с распределением мощностей по продуктам, составляющим агрегат, затем разрабатывается основной план-график производства (MPS). В нем определены объемы и сроки выпуска товара или группы товаров с учетом объема и сроков поставок, а также объем наличных запасов. На основе MPSопределяются потребности вразличного вида ресурсах. После создания уверенности в том, что выполнение плана обеспечено, составляется график выполнения заказов, который согласуется с потребителями продукции предприятия.

Рис. 12.2. Взаимосвязь агрегатного планирования и планирования производства


 

Отличие производственного плана (PP) от агрегатного состоит в том, что в нем распределение производственных мощностей произведено детально по видам выпускаемой продукции и указывается время производства продукции (см. раздел 13). Контрольный план-график - это распределение показателей агрегатного плана по более мелким периодам времени. Так как контрольный график не несет информации о сроках изготовления продукции, то в него вводятся данные из основного плана-графика производства (MPS), который представляет собой расписание изготовления отдельных видов продукции по более мелким периодам времени. То есть дается развертывание производственного плана (PP).

 

ЦЕЛИ И ВОЗМОЖНОСТИ АГРЕГАТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Цель агрегатного планирования - создание реального плана производства на общем уровне, который позволяет достичь баланса ожидаемого спроса и предложения. Кроме этого, принимается во внимание также минимизация затрат на осуществление агрегатного плана, хотя затраты не являются здесь единственным основополагающим фактором.

Агрегатное планирование служит обоснованием запрашиваемого объема финансирования. Входные переменные модели агрегатного планирования определяются совокупностью внутренних и внешних факторов (рис. 12.3).

Рис. 12.3. Факторы производственного планирования

 

К внешним факторам относят:

* рыночный спрос и цены;

* доступное количество сырья;

* модель поведения конкурентов;

* производственные мощности субподрядчиков;

* заключение субдоговора на выполнение работ с внешними фирмами.

* экономические условия.

Внутренние факторы - это:

* производственная мощность;

* ресурсы рабочей силы;

* возможность работы в сверхурочные часы или на половину ставки;

* поддерживаемый уровень материальных запасов;

* поддерживаемый уровень запасов готовой продукции;

* необходимая производственная деятельность.

Взаимосвязь внешних и внутренних факторов исследуется прежде всего через отношение спроса и предложения. Совокупное планирование работает с количественными и временными характеристиками ожидаемого спроса. Имеем три ситуации в отношении между этими рыночными категориями:

* спрос превышает предложение: следует позаботиться о наращивании мощностей, можно за счет субподрядчиков;

* спрос ниже, чем предложение: основная задача организации - найти источники дополнительного спроса;

* колеблющийся по периодам спрос: основная задача организации – добитьсявыравнивания спроса в различные периоды.

Основные факторы, определяющие спрос:

1) ценовая политика. Изменение цен широко применяется в периоды спада и пика спроса. Важным фактором ценовой политики является эластичность цены на товар или услугу. Чем больше эластичность, тем более эффективным будет влияние изменения цен на спрос;

2) форма продвижения товара;

3) оформление резервных заказов. Организация может регулировать уровень спроса с помощью резервных заказов. Эти заказы принимаются в одни период, а поставки по ним осуществляются в другие периоды;

4) дополнительный спрос. Многие организации сталкиваются с необходимостью обеспечения заказчика в периоды пика спроса. Затем возникает проблема, каким образом использовать введенные мощности в часы «нормального» спроса

Факторы предложения:

1) найм и увольнение рабочих;

2) сверхурочные работы или неполный рабочий день;

3) временные рабочие;

4) запасы готовой продукции;

5) субподряды - позволяют приобрести временные производственные мощности, хотя это характеризуется меньшим уровнем контроля выпуска продукции и может привести к более высоким расходам и проблемам с качеством. Вопрос выбора между закупкой и производством или оказанием услуги и наймом обычно зависит от таких факторов, как:

* доступные производственные мощности;

* необходимый опыт и квалификация;

* вопросы качества;

* затраты;

* объем и стабильность спроса.

Что касается управления внутренними факторами, то сейчас используется такой подход, как адекватная реакция. При этом подходе определение начала производства конкретного изделия основано на точном анализе предшествующего спроса и производства в сочетании с экспертной оценкой будущего спроса. Ключевым элементом этого подхода является четкое разделение изделий на те, для которых спрос достаточно предсказуем, и на те, для которых спрос практически непредсказуем. Входные параметры агрегатного планирования сведены в табл. 12.2.

Таблица 12.2

Входные параметры агрегатного планирования

Параметры Показатели
Ресурсы на плановый период Уровень производства/ уровень рабочей силы
  Производственные мощности
Прогноз спроса Объем и динамика спроса
Политика компании по кадровым и организационным вопросам Нормальный режим Субподряды Сверхурочные работы Изменения уровня запасов Задержка и перенос исполнения заказов
Расходы Нормальный режим Сверхурочные работы Субподряды Найм и увольнение рабочих Поддержание запасов Изменение уровня запасов Перенос исполнения заказов

 

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ план

Производственный план (ProductionPlan- PP) — это официальный календарный план деятельности компании. Календарное планирование производства начинается с разработки производственного плана на основе агрегатного плана. Агрегатный план не доходит до уровня отдельных видов или групп однородной продукции. Для составления плана производства требуется прогноз заказов и продажи с раскладкой по видам продукции.

Определяющими факторами календарного планирования являются прогноз рыночного спроса, маркетинговый план, долгосрочный или стратегический план и бюджет. Таким образом, производственный план формируется по однородным группам продукции и по периодам времени (месяцы или кварталы) и согласуется с планом, созданным управлением компании. Он составляется на период, превышающий период составления основного производственного план-графика (MasterProductionSchedule- MPS), как правило, на период, необходимый для изменения потребностей в ресурсах. Производственный план служит базовым документом для создания основного производственного графика. Деятельность по созданию плана именуется как «производственное календарное планирование» или «планирование продаж и производства».

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В РЕСУРСАХ

Цели планирования потребностей в ресурсах (ResourceRequirementsPlanning- RRP) состоят в следующем. Планирование потребностей в ресурсах - это распределение имеющихся ресурсов по планируемым объемам производства групп однородной продукции (что предусмотрено производственным планом). В совокупном виде производственные мощности определены в агрегатном плане. В производственном плане устанавливается, какой и сколько продукции компания намерена производить. Далее следует определить потребности в различных видах ресурсов для выпуска некоторого количества групп продукции.

Планирование потребностей в ресурсах позволяет:

1) определять долгосрочные потребности в ресурсах;

2) установить ресурсный профиль на конкретную продукцию;

3) уравновешивать требования согласно имеющимся мощностям и финансовым возможностям производства;

4) проверять план на предмет того, даст ли он необходимые показатели эффективности.

Вычисление. При планировании потребностей в ресурсах объем товарной группы,производимый за некоторый период времени, умножается на норму расхода требуемого вида ресурсов. Под нормой расхода понимается расход ресурсов на единицу продукции в единицу времени. Нормативный профиль определяет основные ресурсы и их количество, необходимое для каждой из серий продукции. Общие потребности в ресурсах - это сумма расхода ресурсов по всем товарным группам. Полученные суммарные потребности сравниваются с тем, что доступно для приобретения, исходя из финансовых возможностей. Результатом является сравнительный доклад, показывающий объем требуемых ресурсов по сравнению с имеющимися.

Важными модулями для планирования потребностей в ресурсах являются спецификация и правила инвентаризации.

Список материалов - перечень всех сырьевых материалов, частей, узлов и деталей, которые необходимы для производства одной единицы изделия.

Данные по материально-производственным запасам - это информация о состоянии каждого элемента материальных ресурсов в определенный период времени.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: