МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К выполнению курсового проекта по дисциплине
«Навигация и лоция ч.2»
(предварительная прокладка перехода
В прибрежном плавании)
Севастополь
СевГУ
2018
УДК
Рецензенты:
Е.В. Никитин - д.т.н., профессор
Л.Е. Курочкин - доцент каф. СБС
Составители:
ст. преподаватель В.Г.Ткаченко
ст. преподаватель Ю.И.Левченко
Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине « Навигация и лоция ч.2 » (предварительная прокладка перехода в прибрежном плавании)для студентов 3го курса дневной и заочной форм обучения.
Образовательная программа специалиста по специальности
26.05.05 «Судовождение», специализация «Судовождение на морских путях». В.Г. Ткаченко, Ю.И.Левченко ― Севастополь: Изд-во СевГУ, 2018. ― 24 с.
Целью методических указаний является оказание помощи студентам в выполнении курсового проекта на тему «Предварительная прокладка перехода в прибрежном плавании».
|
|
Приобретаемые компетенции согласно ФГОС ВО
ПК-11 владение теоретическими основами и практическими навыками определения места судна с оценкой точности обсерваций; осознанным применением навигационных карт и средств их отображения
Приобретаемые компетенции согласно Кодекса ПДНВ
К-2 умение определять место судна с помощью береговых ориентиров
К-3 умение определять место судна с помощью средств навигационного ограждения, в том числе маяков, знаков и буев
К-5 знание морских навигационных карт и пособий: лоций.
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Судовождения и безопасности судоходства, протокол
№ 8 от 30.08. 2018 г.
© ФГАОУВО «Севастопольский государственный университет», 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1.Требования к выполнению курсового проекта …….………….4
1.1Общие указания…………………………………………………4
1.2 Требования к оформлению курсового проекта …………..4
2.Методические указания по выполнению курсовго проекта…..6
2.1Навигационная подготовка к переходу……………….. ……...6
2.2 Графический план перехода…………………………………..8
2.3Предварительная прокладка…………………………………..12
2.4 Планирование обсерваций и обеспечение
навигационной безопасности плавания………………………….15
Библиографический список………………………………………20
Приложение А. Образцы листов к пояснительной записке…….21
Дополнения.……………………………………………………......23
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Общие указания
Целью настоящего курсового проекта (КП) является проработка только некоторых основных моментов предварительной прокладки перехода в прибрежном плавании (которые были изучены на момент написания работы) и не охватывает всего комплекса мероприятий планирования перехода согласно требованиям ИМО.
|
|
Тема КП: «Предварительная прокладка перехода в прибрежном плавании» - единая для всех студентов. Исходные данные указываются в задании каждому студенту индивидуально.
Студенты дневной формы обучения, убывающие на плавательную практику (при переходе на индивидуальный график обучения), а также студенты заочной формы обучения получают задания на КП исходя из района предполагаемого плавания.
Как правило, в КП необходимо включать следующие разделы:
Раздел 1 Навигационная подготовка к переходу (изучение перехода в навигационном отношении с учетом навигационных, гидрометеорологических условий).
Раздел 2 Графический план перехода (предварительная прокладка и планирование перехода).
Раздел 3 Планирование обсерваций (обеспечение навигационной безопасности плавания).
При выполнении курсового проекта к графическому плану перехода необходимо составить в качестве приложений таблицы.
Требования к оформлению курсового проекта
Курсовой проект состоит из пояснительной записки и графической части. Пояснительная записка включает: оглавление, основную часть, выводы и приложения.
Графическую часть работы составляет ксерокопия навигационной карты (М 1: 200000 — 1:500000) или калька с карты на которых представляют графический план всего перехода.
Текстовую часть ПЗ рекомендуется выполнять в электронном виде в текстовом редакторе MS Word со следующими установками:
1) шрифт Times New Roman Cyr, размер 14 (допускается 12) пт.;
2) междустрочный интервал 1,5;
3) поля: левое ― 25 мм, правое, верхнее, нижнее по 20 мм;
4) абзацный отступ 1,25…1,5 мм;
5) автоматическая расстановка переносов (переносы в словах из прописных букв не допускаются);
6) выравнивание по ширине;
7) нумерация страниц сквозная, номер страницы вверху по правому краю (титульный лист не нумеруется);
8) все формулы набираются в редакторе формул;
9) по центру прописными буквами пишутся: «Содержание», все разделы, «Библиографический список» и «Приложение»;
10) распечатывание осуществляется с одной стороны листа. Обратная сторона должна быть чистой;
11) каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа. Разделы, подразделы должны иметь заголовки;
12) заголовки следует печатать прописными буквами без точки в конце, не подчеркивая. Рекомендуется использовать полужирный шрифт. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой;
13) каждый раздел ПЗ следует начинать с нового листа (страницы);
14) содержание должно включать номера и наименования разделов и подразделов с указанием номеров листов (страниц). Пункты и подпункты в содержание не выносятся. Содержание включается в общее количество листов ПЗ;
15) Слово «Содержание» записывают в виде заголовка (симметрично тексту) прописными буквами. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы;
16) на последнем листе указывается список использованной литературы (библиографический список). Ссылки на литературные источники в квадратных скобках обязательно должны приводиться в соответствующих разделах ПЗ. Список литературы включают в содержание;
17) нумерация страниц документа и приложений, входящих в состав ПЗ, должна быть сквозная;
18) библиографический список строится в алфавитном порядке или по мере использования в тексте на отдельном листе (рекомендуется пользоваться функцией сортировки в MS Word). Заголовок пишется прописными (заглавными) буквами без точки в конце по центру страницы.
|
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ указания ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Навигационная подготовка к переходу
Важной задачей навигационной безопасности плавания судна, является тщательная навигационная подготовка к переходу. Подготовка к рейсу выполняется заблаговременно и предусматривает надлежащее навигационное обеспечение безопасности мореплавания. Основными мероприятиями предварительной навигационной подготовки судна к рейсу являются:
1) изучение и анализ навигационно-гидрографической и гидрометеорологической обстановки по маршруту перехода;
2) изучение района плавания, выбор маршрута и выполнение предварительной прокладки
При сборе информации необходимо воспользоваться рекомендуемыми лоциями и коротко законспектировать из них данные по предстоящему рейсу. Ни в коем случае нельзя бездумно, безотносительно к рейсу, переписывать данные из источников, что только будет загромождать пояснительную записку, затруднит дальнейшее планирование и будет негативно оценено при защите КП. При описании побережья основную информацию необходимо взять с карты.
Район предстоящего плавания в зависимости от факторов, обеспечивающих безопасность плавания и выполнение рейсового задания, можно условно разделить на участки плавания. Необходимо проанализировать навигационные и гидрометеорологические условия предстоящего плавания; отметить факторы, влияющие на безопасность плавания; дать рекомендации по ослаблению данных факторов на выполнение данного рейсового задания. Вся информация, имеющая отношение к району предстоящего перехода заносится в таблицы 2.1, 2.2.
Таблица 2.1- Метеорологические элементы
Метеорологические элементы | Данные навигационных пособий |
Ветер Облачность Осадки Туманы Видимость |
Таблица 2.2- Гидрологические элементы
Гидрологические элементы | Данные навигационных пособий |
Волнение Течение Грунты Прозрачность воды Цвет |
При изучении района со стесненными условиями плавания и подходов к портам дополнительно уясняются:
|
|
1) навигационно-гидрографические особенности района;
2) рекомендованные пути и маршруты, фарватеры и каналы, длина, глубина и ширина их колен;
3) опасные, запретные и ограниченные для плавания районы, районы интенсивного движения судов и паромов, лова рыбы, разведки и добычи нефти и газа;
4) системы разделения движения судов (СРДС); места возможных якорных стоянок и их характеристики;
5) нагрузка глубин на картах, наличие банок, отличительных глубин, отмелей и их близость к фарватерам и рекомендованным курсам, наличие баров в устьях рек;
6) гидрометеорологические особенности: постоянные, приливоотливные течения и сгонно-нагонные явления; характер и степень ветрового волнения; опреснённость воды;
7) колебания уровня моря (величина, характер, время, высота прилива, направление и скорость течения);
8) влияние факторов на допустимую осадку и скорость судна при прохождении мелководных участков с учетом проседания судна;
9) применяемая в портах сигнализация об уровне моря;
10) обеспеченность района плавания средствами навигационного оборудования (их нагрузка, характеристики, дальности обнаружения, секторы видимости, дальности обнаружения на экране РЛС и т.д.); возможности применения РЛС для определения места судна; характерные признаки для опознания навигационных ориентиров и предостерегательных знаков;
11) возможные способы и необходимая частота определений места судна с тем, чтобы удержать его в пределах фарватеров или каналов;