Таблица 2.5 - Средства навигационного оборудования (СНО)

Название маяка, ств.зн.

характеристика огня

До мили

В момент

открытия

В момент

скрытия

пеленг время пеленг время
           

 

В прибрежных районах место судна контролируют с помощью визуальных методов, с использованием радиолокатора и радионавигационных систем. Требования к точности судовождения зависит от местных обстоятельств.

При плавании в других водах со скоростью до 30 узлов текущее место судна должно быть известно с погрешностью не более 4% расстояния до ближайшей опасности. При этом точность места должна оцениваться фигурой погрешностей с учетом случайных и систематических ошибок с вероятностью 95%.

 

Расчет допустимой точности плавания позволяет судить о надежности навигации при сравнении ожидаемых радиальных средних квадратических погрешностей Mсч с допустимыми М д. Так, если Мсч меньше М д., то заданная вероятность безопасного плавания на данном участке обеспечивается; если Мсч д, то заданная вероятность безопасного плавания не обеспечивается.

 

Радиальная средняя квадратическая погрешность обсервованного места не должна превышать ее допустимой величины, т.е. Мо   Мд

Навигационная безопасность судна зависит, прежде всего, от соотношения расстояния до навигационного препятствия и величины погрешности места судна. Это расстояние должно быть не менее величины погрешности места, умноженной на коэффициент, определяющий вероятность безопасного плавания.

Расчеты РСКП выполняют в редакторе формул с подставлением выбранных значений mп, mD, D, θ.

 

Радиальная средняя квадратическая погрешность определения места судна различными способами определяется по формулам:

      а) при определении места по пеленгу до одного и дистанции до другого ориентира:

 

б) при определении места по двум пеленгам:

 

 

в) при определении места по трем пеленгам:

 

М0зп = 0,7М02П

 

г) при определении места по двум расстояниям:

 

 

д) при определении по пеленгу и дистанции на один ориентир:

 

 

 

Ориентировочные значения средних квадратических погрешностей навигационных элементов:

- 0,3…0,5о ― курс по гирокомпасу;

- mп 0,6…1,7о ― пеленг по гирокомпасу;

- 0,7…2,0о ― пеленг по НРЛС;

- mD 0,8% от D расстояние по НРЛС ― точечные ориентиры;

- 0,6…3,0% от D ― береговая черта;

Для приближенной оценки РСКП повторяющихся способов обсерваций по РЛС и видимым береговым ориентирам можно использовать следующие формулы ИМО:

1) по двум пеленгам М0 = 0,03 Dср;

2) по двум расстояниям М0 = 0,014 Dш;

3) по пеленгу и расстоянию М0 = 0,02 Dш

Рассчитанные значения РСКП записывают в таблицу 2.6.

Таблица 2.6 — Плановая таблица обсерваций

Опера- тивное время Мд, мили Способ определения Осн-й / Рез-й Ориентиры Мо, осн-й / и рез-й

 

При прокладке курсов вблизи берега, в стесненных районах, где расстояние до навигационной опасности D (мили) мало, МД с Р = 0,95 рассчитывается по формуле:

.                                                          

При проходе узкостей, фарватеров, СРД необходимо вероятность безопасного прохода увеличить до 99% (Р = 0,99) и тогда МД рассчитывается по формуле:

,                                        

где Ш — ширина судоходной части пролива, фарватера, СРД.

 

Рассчитанные значения РСКП записывают в таблицу 2.6.

Таблица 2.6 — Плановая таблица обсерваций

Опера- тивное время Мд, мили Способ определения Осн-й / Рез-й Ориентиры Мо, осн-й / и рез-й

 

Радиальная средняя квадратическая погрешность текущего счислимого места судна рассчитывается по формуле

 =                                                                              

 где Мо — радиальная средняя квадратическая погрешность обсервации, принятой за исходную для дальнейшего счисления;

     Mc(t) — радиальная средняя квадратическая погрешность счисления за время от момента обсервации, приня­той за исходную, до данного (текущего) момента.

Величина М0 зависит от способа обсервации.

при t менее2 часов       

при интервале счисления более 2-х часов         

Устанавливают заранее частоту определений места. Чем ближе к навигационной опасности, тем чаще предстоит определяться. Хорошая морская практика рекомендует определять место так часто, чтобы судно, даже если оно ошибочно изменит курс в сторону навигационной опасности, не могло бы оказаться в опасном месте за время между определениями.

 

Определение места судна через регулярные промежутки времени. При планировании плавания вблизи берегов или в узкостях, предусматривают определения места через равные промежутки времени. Также рекомендуется определять место судна перед поворотом и сразу после поворота на новый курс.

Дискретность обсерваций:

 

- при плавании вблизи берега и навигационных опасностей

;                                      

- при плавании в открытом море

      .

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: