Согласно теории тонального родства Н. А. Римского-Корсакова тональности находятся в 1-й степени родства, если их тонические трезвучия (T53) относятся к их общим аккордам, т.е. укладываются в звукоряды этих тональностей.
Так, для тональности C-dur родственными будут d-moll, e-moll, F-dur, G-dur, a-moll, f-moll (минорная субдоминанта):
Для a-moll (их тоже шесть) – C-dur, d-moll, e-moll, F-dur, G-dur, E-dur (мажорная доминанта):
ХРОМАТИЗМ
Хроматизм (от др.- греч. χρωμα — цвет, краска) — полутоновое изменение звука, а также движение по полутонам. Xроматизмы подразделяют на мелодические (в мелодии) и аккордовые (в гармонии). Для повышения или понижения ступеней основного звукоряда без изменения их названия используются знаки альтерации: диез # — повышение на полутон;бемоль ♭ — понижение на полутон; дубль-диез x — повышение на тон; дубль-бемоль ♭♭ — понижение на тон. ♮ — отказ от альтерации
Знаки альтерации, стоящие в начале нотной строки (при ключе) называются ключевыми. Они действуют во всех октавах. Знаки альтерации перед нотой называются случайными. Они действительны лишь в одной октаве в пределах данного такта.
|
|
АЛЬТЕРАЦИЯ
В учении о гармонии альтерация (или альтерационный хроматизм) обычно понимается как хроматическое видоизменение основных неустойчивых ступеней звукоряда, обостряющее их тяготение к устойчивым звукам тонического трезвучия.
Например:
C-dur
Аккорды, содержащие хроматически видоизменённые звуки, называются альтерированными.
Модуляционный хроматизм ведет к смене тональности – модуляции.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА
Фактура в музыке (от лат. factura — устройство, строение, обработка, склад) – способ изложения, музыкальный склад, строение музыкальной ткани.
Исторически сложились три типа фактуры:
1. Монодия – одноголосный тип фактуры (григорианский хорал, знаменный распев, народное песенное одноголосие).
2. Полифония (с греч. – многоголосие)– мелодическое многоголосие, складывающееся из одновременного звучания относительно самостоятельных мелодических линий. Полифоническая фактура сложилась в эпоху средневековья.
Существует три основных типа полифонии: контрастная, имитационная (канон, мотет, инвенция, фуга), гетерофония (характерна для народного многоголосия).
3. Гомофонно-гармоническая фактура: ведущий голос в мелодии
Различают собственно аккордовую фактуру (протестантский хорал) и гомофонно-гармоническую, которая разделяется на несколько пластов (например, мелодию и сопровождение).
В музыке также встречается и смешанный тип фактуры.
СЕКВЕНЦИЯ (от позднелат. sequentia — последовательность)