Тональности первой степени родства

Согласно теории тонального родства Н. А. Римского-Корсакова тональности находятся в 1-й степени родства, если их тонические трезвучия (T53) относятся к их общим аккордам, т.е. укладываются в звукоряды этих тональностей.

Так, для тональности C-dur родственными будут d-moll, e-moll, F-dur, G-dur, a-moll, f-moll (минорная субдоминанта):

 

Для a-moll (их тоже шесть) – C-dur, d-moll, e-moll, F-dur, G-dur, E-dur (мажорная доминанта):

ХРОМАТИЗМ
Хроматизм (от др.- греч. χρωμα — цвет, краска) — полутоновое изменение звука, а также движение по полутонам. Xроматизмы подразделяют на мелодические (в мелодии) и аккордовые (в гармонии). Для повышения или понижения ступеней основного звукоряда без изменения их названия используются знаки альтерации: диез # — повышение на полутон;бемоль — понижение на полутон; дубль-диез x — повышение на тон; дубль-бемоль ♭♭ — понижение на тон. ♮ — отказ от альтерации

Знаки альтерации, стоящие в начале нотной строки (при ключе) называются ключевыми. Они действуют во всех октавах. Знаки альтерации перед нотой называются случайными. Они действительны лишь в одной октаве в пределах данного такта.


АЛЬТЕРАЦИЯ

В учении о гармонии альтерация (или альтерационный хроматизм) обычно понимается как хроматическое видоизменение основных неустойчивых ступеней звукоряда, обостряющее их тяготение к устойчивым звукам тонического трезвучия.

Например:

 

C-dur

 

Аккорды, содержащие хроматически видоизменённые звуки, называются альтерированными.

Модуляционный хроматизм ведет к смене тональности – модуляции.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА

Фактура в музыке (от лат. factura — устройство, строение, обработка, склад) – способ изложения, музыкальный склад, строение музыкальной ткани.

Исторически сложились три типа фактуры:

1. Монодияодноголосный тип фактуры (григорианский хорал, знаменный распев, народное песенное одноголосие).

2. Полифония (с греч. – многоголосие)– мелодическое многоголосие, складывающееся из одновременного звучания относительно самостоятельных мелодических линий. Полифоническая фактура сложилась в эпоху средневековья.

Существует три основных типа полифонии: контрастная, имитационная (канон, мотет, инвенция, фуга), гетерофония (характерна для народного многоголосия).

3. Гомофонно-гармоническая фактура: ведущий голос в мелодии

Различают собственно аккордовую фактуру (протестантский хорал) и гомофонно-гармоническую, которая разделяется на несколько пластов (например, мелодию и сопровождение).

В музыке также встречается и смешанный тип фактуры.

 

СЕКВЕНЦИЯ (от позднелат. sequentia — последовательность)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: