Секвенция – последовательное повторение мелодического мотива или мелодико-гармонического оборота на другой высоте (от другой ступени или в другой тональности)

Секвенция может быть восходящей и нисходящей, диатонической (или тональной) и хроматической (модулирующей либо транспонирующей), точной и неточной.

Перемещаемое на другую высоту построение называется мотивом или звеном секвенции. Мотив гармонической секвенции представляет собой гармонический оборот, включающий минимум два аккорда.

Интервал, на который сдвигается начальное звено, называется шагом секвенции. Шаг может быть переменным. Наиболее распространены сдвиги на секунду, терцию и кварту вверх или вниз.

В диатонической (тональной) секвенции все аккорды укладываются в диатонический звукоряд данной тональности,

в хроматической (модулирующей) – каждое звено дает отклонение в другую тональность.

 

ТРАНСПОЗИЦИЯ (от лат. transpositio – перестановка) называется перенесение музыкального произведения или его раздела из одной тональности в другую. Транспозиция используется в вокальной и инструментальной исполнительской практике для большего удобства и эффектности исполнения.

РИТМ (с греч. ῥέω– течь) в широком смысле – форма протекания во времени каких-либо процессов (например, ритм жизни, ритм сердечных сокращений, ритм формы).

Музыкальный ритмсистема соотношений звуков во времени.

Ритмический рисунок – последовательный ряд длительностей звуков. У каждой мелодии свой ритмический рисунок.

Основной вид ритмического деления бинарный – 2:1

Особые виды ритмического деления – деление длительностей не на 2, а на произвольное количество равных частей – триоли, квинтоли, секстоли, септоли, новемоли.

Полиритмия – ритмическая нерегулярность, последовательное сочетание двух или нескольких видов ритмического деления (напр., соединение дуолей с триолями и др.):

Метр – это организация ритма путем чередования сильных и слабых метрических долей такта.

Такт – это отрезок музыкального времени от одной сильной доли до другой.

Затакт – начало мелодии со слабой доли (неполный такт)

Метрическая доля – единица пульсации, выраженная в знаменателе дроби, обозначающей размер.

Простыми называются метры, имеющие 2 или 3 доли в такте: 2/4, 3/4, 3/8, 2/2, 3/2. Сложными называются метры и размеры, образующиеся от слияния однородных простых метров и имеющие в такте 4, 6, 9, 12 долей: 4/4, 6/4, 6/8, 9/8, 12/8.

 

Переменный метр – изменяющийся на протяжении одного произведения метр.

Синкопа (от греч. sygkopn – усечение, пропуск чего-либо) – это метроритмический диссонанс, смещение акцента с сильной доли на слабую. Синкопы подразделяются на простые и сложные, внутритактовые и междутактовые:

 

 

Полиметрия ( не путать с полиритмией) – одновременное сочетание разных метров (например, в опере В. А. Моцарта “Дон Жуан” в сцене бала одновременно сочетаются три танца в размерах 3/4, 2/4 и 3/8).

Пример полиметрии (в верхней партии размер можно было обозначить как 3/4 и 6/8):

 ТЕМП – скорость исполнения, частота пульсации метрических долей.

Метроном (от греч. μέτροn — мера, nόμος — закон) — прибор для определения темпа исполнения муз. произведения. Метроном системы Мельцеля:

АГОГИКА (с греч. – увод, унесение) – небольшие отклонения от темпа, обусловленные выразительностью исполнения. accel. (accelerando) – ускоряя string. (stringendo) – ускоряя ritard. (ritardando) – замедляя, rall. (rallentando) – замедляя.

Мелодия, Лад, Ритм, метр и темп, фактура являются важными средствами музыкальной выразительности. Они выявляют жанровые особенности музыкальных произведений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: