Конспект по теории музыки для обучающихся трехлетнего срока обучения
ЛАД. Тональность.
Лад – система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками. Лад - согласованность музыкальных звуков по высоте. Самые распространенные в музыке лады - мажор и минор.
Мажор (франц. majeur, итал. maggiore, от лат. major — больший; также dur, от лат. durus — твёрдый) — лад, в основе которого лежит большое (мажорное) трезвучие.
Структура мажорного лада - 1т-1т-1/2т-1т-1т-1т-1/2т.
Минор — лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие. По буквенной системе обозначается словом moll. Строение минорной гаммы: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. Лад с таким порядком называется натуральным минором. Он свойствен русской народной музыке и музыке других народов. Минор имеет тёмную окраску звучания, противоположную мажору, что составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке.
В процессе развития музыкального искусства сформировались 3 вида минора: натуральный, гармонический и мелодический. В гармоническом и мелодическом миноре ступени повышаются.
|
|
Минорный лад с повышенной седьмой ступенью называется гармоническим (VII+). Минорный лад с повышенными шестой и седьмой ступенями называется мелодическим (VI+ и VII+). Он встречается только в восходящем движении мелодии.
Высотное положение лада называется тональностью. В названии тональности отражено название первой ступени звукоряда (тоники) и ладовое наклонение. Например: фа мажор, фа минор, ре мажор, ре минор.
Квинтовый (точнее — кварто-квинтовый) круг — это наглядная схема кварто-квинтовых отношений тональностей:
Порядок расположения тональностей одного лада, диезных – по ч5 вверх, а бемольных – по ч5 вниз, называется – квинтовым кругом.
Знаки альтерации пишутся при ключе и называются – ключевыми.
Каждый новый ключевой диез появляется на VII ступени, а новый ключевой бемоль - на IV ступени МАЖОРА!
Таким образом получается следующий ряд мажорных и минорных диезных тональностей:
До – Соль(1#) – Ре(2#) – Ля(3#) – Ми(4#) – Си(5#) мажор
ля – ми – си – фа диез – до диез – соль диез минор
Таким образом получается следующий ряд мажорных и минорных бемольных тональностей:
До – Фа(1бемоль)– Си бемоль(2) – Ми бемоль(3)– Ля бемоль(4)– Ре бемоль(5) мажор
ля – ре – соль – до – фа – си бемоль минор
ГАММА – это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. Звуки называются ступенями. Каждая ступень имеет своё название: I ступень – тоника II ступень – нисходящий вводный звук III ступень – медианта IV ступень – субдоминанта V ступень – доминанта VI ступень – субмедианта, VII ступень – восходящий вводный звук
|
|
ТОНАЛЬНОСТЬ – это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от своей тоники и от лада (например До мажор).
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – это мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Как найти параллельную тональность? Построить м.3. вниз от мажора, или м.3. вверх от минора.
ОДНОИМЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – это тональности с одинаковыми тониками, но разными ладами и ключевыми знаками.
ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД - это лад, роль тоники в котором выполняют попеременно различные его тоны.
БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ И ТОНАЛЬНОСТЕЙ.
Она заключается в том, что каждый звук обозначался латинской буквой алфавита:
До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си
C c - D d - E e - Ff - G g - A a - H h
Диез обозначается слогом - is. Бемоль обозначается слогом - es. Дубль диез - isis, а дубль бемоль – eses. В настоящее время буквенная система используется и для обозначения тональностей. Мажор обозначается словом dur (твёрдый), а минор – moll (мягкий).
Есть 3 исключения в написании звуков: ля бемоль – As (as), си бемоль – B (b), ми бемоль – Es (es).
ИНТЕРВАЛЫ - Одновременное или последовательное сочетание 2 звуков называется – интервал (с латинского «расстояние»). Если звуки интервала взяты одновременно – это гармонический интервал, если последовательно – мелодический интервал.
К чистым интервалам относятся: прима (1), кварта (4), квинта (5), октава (8).
К малым и большим интервалам относятся: секунда (2), терция (3), секста (6), септима (7).