Конспект 2
Тема: Искусство Италии Раннего Возрождения
В XV в. В искусстве Италии наступил период Раннего Возрождения. Он длился почти все столетие. Раннее Возрождение началось во Флоренции. Большинство мастеров родились во Флоренции или приезжали сюда учиться и работать.
Флоренция в начале XV в. – это особый город:
· Номинально власть города принадлежала городскому самоуправлению.
· Реально всю городскую политику контролировало семейство Медичи.
· Медичи – банкиры, были патриотами Флоренции, они не жалели денег и сил на то, чтобы сделать город лучше, краше, знаменитее других.
Тема: Архитектура Раннего возрождения.
Делом чести, с периода Средневековья. Было строительство городского собора.
Собор Санта – Мария дель Фьоре.
Был заложен еще в конце XIII в. К началу Раннего Возрождения строители возвели здание базилики, которое предполагалось увенчать куполом. Власти города искали архитектора для возведения купола собора и среди соотечественников и, за рубежом. Наконец отыскался молодой флорентиец
Филиппо Брунеллески – в юности он несколько лет провел в Риме, изучая античную архитектуру, а когда вернулся в родной город, то получил заказ на возведение купола. Архитектор трудился над ним более 16 лет. Купол стал символом города Флоренции.
Особенности конструкции:
· Поиск формы очертаний купола
· создавая конструктивные модели купола, установил, что самой прочной устойчивой является дуга в 60 градусов – она стала основой для купола;
· основу прочности – реберная конструкция (в готике – это нервюры);
· Ребра – нервюры были выложены из прочного камня, промежутки между ними заполнены кирпичом.
· Купол был сделан двухслойным.
· В процессе строительства купола, архитектор сделал множество технических, строительных изобретений: подвесные леса, несколько видов подъемников, изобрел рецепт кирпича особой прочности.
Вывод: купол флорентийского собора – высочайший взлет архитектурной мысли эпохи Возрождения, да и вообще человеческого гения.
Воспитательный дом во Флоренции.
Возведен для детей – сирот. Запланировав строительство Воспитательного дома, власти Флоренции разрешили снести старые постройки города (впервые в истории). Архитектору было предоставлено свободное пространство. Он волен распоряжаться им по своему усмотрению.
Особенности конструкции:
· В основе плана два открытых двора правильной геометрической формы: квадратный и прямоугольный.
· Вокруг обнесенными колоннадами дворов группировались помещения.
· Площадь находилась у входа - открытое пространство площади правильной формы.
Фасад:
· Безошибочно узнается благодаря длинным аркадам.
· Полуциркульные арки опираются на колонны.
· Между колоннами круглые медальоны с изображением младенцев.
· Окна опираются на темный горизонтальный карниз.
· Основой новой, ренессансной архитектуры стали полуциркульная арка, круг и горизонталь.
Ф. Брунеллески сформулировал принцип прямой перспективы. Отныне любой предмет и любую местность можно было изобразить на плоскости так. Что оставалась иллюзия пространственной глубины. Скульпторы и художники сразу же применили это открытие в своих произведениях.
Появление нового типа зданий в архитектуре Флоренции.
Палаццо – частный дворец богатого семейства.