На базе эксплуатационного вагонного депо Иркутск-Сортировочный создан центральный пост контроля системы АСКПС. Операторами Центрального поста контроля системы АСКПС службы вагонного хозяйства производится контроль нагрева буксовых узлов вагонов на основе оперативного анализа показаний приборов безопасности КТСМ, в двух плечах ВСЖД – главному ходу и северному ходу. Отслеживается прохождение поездов на подходах к Восточно-Сибирской по Красноярской ж.д. 20 станций по главному ходу и 10 станций по Абаканской ветке, Забайкальской ж.д. 20 станций, и Дальневосточной ж.д. 15 станций.
На основе данных полученных операторами ЦПК АСКПС от слежения движения поездов по скрытым и тревожным показаниям системы АСКПС вагоны предъявляются к осмотру. Существует пять видов тревожных показаний. Тревога 0, 0П, 0Д, 1, 2.
- Показание КТСМ на нагрев буксового узла с уровнем «Тревога 0» требует осмотра выявленного буксового узла на ближайшем ПТО по ходу поезда.
- «Тревога 0Д» - показание КТСМ на рост уровня нагрева буксового узла независимо от настройки поста КТСМ и требует осмотра на ближайшем ПТО по ходу поезда.
- «Тревога 0П» - вырабатывается системой АСКПС на основе автоматического анализа скрытых показаний КТСМ и осматривается на ближайшем ПТО по ходу поезда.
- «Тревога 1» - предаварийный уровень нагрева, при котором допускается следование поезда с особой бдительностью до ближайшей станции для осмотра.
- «Тревога 2» - аварийный уровень нагрева, при котором не допускается следование поезда. Требуется немедленная остановка поезда и осмотр буксового узла.
Показания приборов КТСМ могут быть вызваны как абсолютным нагревом буксовых узлов, так и относительным. Т.е. буксовый узел, который имеет высокий нагрев относительно других буксовых узлов в вагоне также может вызвать тревожные показания КТСМ.
|
Устройства КТСМ оборудованы подсистемой способной выявлять нагрев ободов колесных пар при не правильной работе тормозного оборудования вагона, с выдачей тревожной сигнализации «Тревога 1».
Более 70 % вагонов отцепленных по предаварийным уровням отцеплены по причине предъявления их операторами ЦПК АСКПС к целенаправленному осмотру, на основе информации полученной от аппаратуры контроля. С момента организации ЦПК АСКПС на дороге не произошло ни одного случая горячего излома шейки оси колесной пары (2005 году на сети дорог произошло два брака из-за горячего излома шейки оси колесной пары, в 2007 году – 1 случай.)
Службой вагонного хозяйства проводится работа по приведению расстояний между постами КТСМ к нормативному (согласно инструкции ЦВ-ЦШ-453) – не более 35 км.
Совместной работой сменного инженера ЦУП службы вагонного хозяйства, операторами центрального поста АСКП и операторами диагностического оборудования эксплуатационных вагонных депо установлен контроль за работой буксовых узлов в движущихся поездах на основе показаний системы АСКПС.
Согласно проведенного анализа допущенных в 2006г браков по неисправностям роликовых букс все 22 случая нагрева роликовых букс зафиксировала аппаратура КТСМ, 13 раз была зафиксирована Тревога-1, 9 раз Тревога-2. Чаще всего браки - отцепки вагонов по неисправностям роликовых букс на ВСЖД в 2006г были допущены на участке Иркутск - Мысовая – 5 случаев из 14. Данным анализом установлено что по неисправностям роликовых букс в 11 случаях из 22 последнее полное освидетельствование колесные пары проходили более 1 года от даты отцепки вагона. В 13 случаях торцевое крепление было гайкой М-110, в 9 случаях шайбовое. В 9 случаях неисправная букса была у 3-ей колесной паре ходу движения, в 7 случаях у 4-ой колесной пары, в 4 случаях у 2-ой колесной пары, в 2 случаях у 1-ой колесной пары по ходу движения поезда.
В целях предупреждения перегревов буксовых узлов вагонов и для подтверждения правильности настройки аппаратуры контроля нагрева букс (КТСМ) применяют бесконтактные измерители температуры «Кельвин 200 ЛЦ-м». Порядок работы с прибором
1. Перед применением бесконтактного измерителя температуры «Кельвин 200 ЛЦ-м» ознакомится с руководством по эксплуатации, убедится что прибор прошел метрологическую поверку.
2. Расстояние от входного зрачка бесконтактного измерителя температуры до измеряемого объекта должно быть в пределах 0,2 - 0,8 м. При показании аппаратурой КТСМ аварийной буксы необходимо встретить поезд, подсчитать указанный вагон (с учетом секций локомотива), осмотреть его буксовые узлы (на ходу поезда, если вагон пройдет вперед) и записать инвентарный номер вагона в блокнот.
3. Запросить у дежурного персонала, ответственного за снятие показаний с регистрирующей аппаратуры КТСМ, уровень нагрева (в квантах) зарегистрированного буксового узла и записать данные в блокнот.
4. После остановки поезда найти вагон, зарегистрированный аппаратурой, с аварийным буксовым узлом.
5. Измерить термометром «Кельвин» температуру боковой рамы тележки в нижней точке подрессорной части (в аппаратуре КТСМ за температуру окружающего воздуха принимается температура боковой рамы тележки). Записать измеренное значение в блокнот.
6. Измерить термометром «Кельвин» температуру корпуса буксового узла в верхней части крепительной крышки у заднего, по ходу движения поезда, верхнего прилива для болтового крепления при показаниях аппаратуры КТСМ-01, КТСМ-01Д. При показаниях аппаратуры КТСМ-02 измерить температуру в нижней части корпуса буксового узла. Записать измеренное значение в блокнот. Вычислить значение превышения температуры корпуса буксы над температурой боковой рамы:
Превышение = Тбуксы - Трамы Записать вычисленное значение в блокнот.
7. В соответствии с Таблицей соответствия превышения температуры
корпуса буксы уровням показаний аппаратуры КТСМ в зависимости от температуры настройки аппаратуры и температуры окружающего воздуха, определить табличное значение температуры корпуса буксового узла и записать его в блокнот.
8. Сравнить измеренное значение превышения температуры корпуса буксового узла с табличным. При совпадении значений, или расхождении в пределах + 5 градусов, нагрев буксового узла считается подтвердившимся.
9. Все измерения производить в течение времени не более 15 минут с момента остановки поезда.
10. Все измерения и характеристики, записанные в блокноте, переписать в журнал контрольных проверок.
11. В случае отсутствия нагрева буксового узла оценить качество работы тормозов (положение тормозной колодки, температуру обода, диска колеса в зоне перехода к ступице и т.д.).
12. При отсутствии нагретого буксового узла и заторможенных колес в зарегистрированном вагоне, произвести осмотр и измерение температур буксовых узлов в двух смежных вагонах в каждую сторону.
13. При отсутствии разницы в температурах зарегистрированного буксового узла и смежных буксовых узлов соседних вагонов необходимо определить возможную причину показания средств контроля (отсутствие пола — у фитинговых платформ, безрамные цистерны с малым диаметром котла, кратковременное торможение поезда при проходе по контрольному участку пути, влияние солнечного излучения, горячего груза и т.п.). При отсутствии вышеперечисленных причин произвести совместную (ВЧД, ШЧ) проверку работоспособности средств контроля.
14. При обнаружении в проходящем поезде перегретого буксового узла, не зафиксированного аппаратурой КТСМ необходимо проверить его аналогичным образом. Решение о причастности средств контроля к пропуску перегретого буксового узла принимается после проверки работоспособности аппаратуры и определения причин, вызвавших нагрев.
ПЕРЕЧЕНЬ