Тема 1. Конституционное право РФ как нормативное образование, наука и учебная дисциплина

 

1. Предмет и юридическая природа конституционного права РФ как нормативного образования.

 

2. Метод конституционно-правового регулирования.

 

3. Место конституционного права РФ в системе российского права: конституционное право и публичное и частное право, конституционное право и отрасли публичного и частного права.

 

4. Система конституционного права РФ.

 

5. Источники конституционного права РФ.

 

6. Конституционно-правовые нормы.

 

7. Конституционно-правовые отношения.

 

8. Тенденции развития российского конституционного права на современном этапе.

9. Наука конституционного права РФ.

 

10. Конституционное право РФ как учебная дисциплина.

 

 

При изучении первого вопроса студентам следует учесть многообразие подходов к определению понятия конституционного права и предмета его регулирования. Наиболее распространенными подходами являются «предметный» (указывающий на область отношений, являющуюся предметом конституционного права) и «оценочный» (связанный с содержательными характеристиками нормативно-правового регулирования). В рамках предметного подхода конституционное право определяется как отрасль права, которая регулирует общественные

 

отношения, связанные с принадлежностью, организацией и осуществлением верховной власти в государстве, определением основ общественного и государственного устройства, а также принципиального положения личности в государстве. При оценочном подходе под конституционным правом понимается только такое нормативное образование, которое регулирует перечисленные выше группы общественных отношений на условиях воплощения принципов конституционализма. С возобладанием оценочного подхода в отечественной юридической науке в начале 90-х годов и изменением идеологических подходов к регулированию вопросов организации власти и положения личности в государстве связывается изменение наименования

 

отрасли: вместо термина «государственное право», широко распространенного в советское время, стал использоваться термин «конституционное право.

 

В составе общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, следует выделять основные и производные отношения. К основным относятся отношения, содержанием которых являются обязанности граждан, а также лиц, находящихся в иной политико-правовой связи с государством, повиноваться государственной власти и права государства на их повиновение, а также отношения, содержанием которых являются обязанности государства по отношению к гражданам и лицам, находящимся с государством в иной политико-правовой связи, и их основные права по отношению к государству. Производные отношения определяют, кто именно должен повиноваться и кому. Первому вопросу посвящены нормы, определяющие территорию государства и условия приобретения и прекращения гражданства, а также

иной политико-правовой связи лица с государством. На второй вопрос отвечают нормы, определяющие организацию верховной власти в государстве (организацию тех органов власти, которые непосредственно и независимо от других органов выражают волю государства).

 

Рассматривая специфику предмета конституционного права как отрасли права, нужно иметь в виду, что конституционное право регулирует политические отношения. Оно определяет формальные рамки властвования – организационные, связанные с принадлежностью, распределением власти, внешними формами ее осуществления, и содержательные, в виде гарантий прав и свобод личности. Но все эти формальные границы, как бы ни было сильно их действие, не имеют абсолютного характера. Относительность связывающего воздействия конституционного права на политику проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, существует допустимость изменения конституционно-правовых предписаний самими субъектами властвования, чьи действия они призваны ограничивать. Государство одновременно является и субъектом права, и фактором правообразования. Кроме того, значительная часть устанавливаемых конституционным правом границ властвования носит условный характер, так как устанавливает дискрецию властных полномочий. Допущение дискреции (усмотрения), как правило, представляет собой объективную необходимость, вызванную бессилием права перед природой отношений, не поддающихся полной формализации. Общим обоснованием широкого использования усмотрения в конституционном праве является то, что осуществление власти субъектами верховной власти носит преимущественно единичный неповторимый характер. Принятие всякого закона, заключение международного договора, объявление войны или мира – все это неповторимые в своем основании и содержании действия. Отношения, в которых, по крайней мере, один из субъектов единичен, неповторим (иной представитель верховной власти в государстве, народ, конкретное иностранное государство, международная организация или ее орган), не имеет заданной повторяемости в неизменном или похожем виде, по необходимости не могут быть урегулированы с использованием обычных правовых норм.

 

И, наконец, еще один аспект относительности связывающего воздействия конституционного права на политику проявляется в том, что право никогда не бывает достаточно сильным, чтобы разрешать конфликтные столкновения субъектов властвования. Объясняется это тем,

что всякое право находит непреодолимый предел в самом факте

 

существования государства. В случаях грубого нарушения государственного порядка сила всегда идет впереди права - она выходит из повиновения праву и способна уничтожить его.

 

При изучении второго вопроса студентам стоит вспомнить материал общей теории права и государства и применить понятие метода правового регулирования к области конституционного права. Необходимо выделить обстоятельства, предопределившие использование в конституционном праве императивного метода регулирования как основного, и показать области возможного применения диспозитивного метода.

 

При изучении третьего вопроса студентам следует иметь в виду, что определяя устройство верховной власти в государстве, конституционное право устанавливает принципы регулирования всего публичного права. Регулируя же принципиальное положение личности в государстве, конституционное право задает принципы регулирования всех отраслей национальной правовой системы. Таким образом, конституционное право образует своеобразное ядро национальной правовой системы, на котором базируются все иные отрасли права. Юридическим средством обеспечения соответствия отраслевого законодательства конституционному является придание особых юридических свойств основному источнику конституционного права – конституции.

 

При рассмотрении системы конституционного права студентам следует выделить ее элементы (подотрасли и институты), охарактеризовать их, определить связи между ними. Давая общую характеристику системе конституционного права, необходимо выделить факторы, влияющие на наполняемость отрасли.

 

При изучении источников конституционного права сначала следует уяснить систему источников правовой системы России, определить место каждого источника, исходя из его юридической силы и уровня (федеральные, субъектов РФ, муниципальные). Особое внимание следует уделить источникам, не нашедшим отражения в Конституции РФ: правовым позициям Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека, и их соотношению друг с другом. Далее необходимо представить систему источников конституционного права с приведением конкретных примеров по каждому из них и обоснованием их отнесения именно к источникам конституционного права. При этом следует учитывать систему общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.

 

При изучении вопросов, посвященных конституционным нормам и отношениям, следует обратить внимание не только на отдельные особенности норм, субъектов, объектов и содержания конституционных отношений, но и на общие особенности механизма конституционно-правового регулирования. Среди них можно обратить внимание на использование усеченной структуры нормы (часто при регулировании отношений, в которых обязанным субъектом выступает государство или орган государственной власти (орган местного самоуправления), в структуре логической нормы отсутствует санкция); применение по отношению к отдельным лицам, замещающим государственные должности, иммунитетов (личные привилегии неответственности и неприкосновенности); при регулировании статуса высших органов государства (органов местного самоуправления) часто не формулируются ясные правила поведения, а устанавливается возможность действия по усмотрению; по отношению к властным субъектам (лицам, занимающим государственные (муниципальные) должности, а также кандидатам на выборные должности) применяются специальные меры ответственности (меры юридической и политической конституционной ответственности).

 

Тенденции развития конституционного права России следует рассматривать в тесной связи категорий права и политики, учитывая как общемировые тренды, так и текущий исторический момент, связанный с возрастанием протестных настроений и реакцией властей в виде реформы политической системы.

 

Обращаясь к вопросу о науке конституционного права, стоит иметь в виду, что она изучает корреспондирующую ей отрасль права – конституционное право России. Вместе с тем наука изучает теоретические проблемы, сущность правовых явлений, процессы становления

 

конституционно-правовых институтов, обращается к истории возникновения и развития конституционно-правовых норм, делает прогнозы развития отрасли и практики ее применения.

 

На основе синтеза конституционного права России как отрасли и науки и с учетом требований федерального стандарта высшего профессионального образования по юриспруденции рождается учебный курс, в рамках которого студенты изучают действующие конституционно-правовые нормы и институты, а также их доктринальную интерпретацию.

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

 

1. Выпишите из Конституции РФ все виды источников конституционного права, приведите по два примера каждого из них.

 

2. Назовите виды источников конституционного права, упоминание о которых отсутствует в Конституции РФ. Приведите по два примера каждого из них.

 

3. Составить таблицу-схему, отражающую отличия в порядке принятия и юридической силе законов о поправке к Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов.

 

4. Выпишите из Конституции РФ вопросы, по которым предусмотрено принятие федеральных законов.

 

5. Составьте таблицу федеральных конституционных законов, в которой отразите номер статьи Конституции РФ, предусмотривающей принятие федерального конституционного закона, наименование федерального конституционного закона и дату его принятия.

 

6. Выпишите из Конституции РФ два примера правовых норм, в которых отсутствует санкция, и два примера правовых норм, в которых отсутствует гипотеза.

 

7. Используя Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приведите два примера использования диспозитивного метода правового регулирования.

 

8. Найдите в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральном законе от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» по два примера использования оценочных норм.

 

 

Юридические источники:

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о


поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

 

2. Об изучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях: Указ Президента РФ от 29.11.1994 № 2131.

 

 

Дополнительная научная литература:

 

1. Авакьян С.А. Особенности развития конституционных отношений в России // Ученые записки юридического факультета Института права Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. 2009. Вып. 16 (26).

 

2. Автономов А.С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий. – М., 1999.

 

3. Амплеева Е.Е. Соотношение международного и национального права в контексте трансформации конституционной традиции России // Ученые записки юридического факультета Института права Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. 2009. Вып. 16 (26).

 

4. Баранов П.М. О проблеме усмотрения в конституционном праве // Ученые записки юридического факультета Института права Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. 2007. Вып. 9 (19).

 

5. Богданова Н.А. Наука советского конституционного права: историко-теоретическое исследование. – М., 1989.

 

6. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. – М.,

 

2001.

 

7. Власенко Н.А. Правовая природа, виды и понятие правовых позиций суда // Российское правосудие. 2008. № 9.

 

8. Гаджиев Г.А. Способы преодоления пробелов в конституционном праве: возможности суда // Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения: Материалы международной научной конференции. Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 2008.

 

9. Дмитриев Ю.А., Мухачев И.В. Понятие, предмет и метод конституционного права Российской Федерации – от исторических истоков к современности. – М., 1998.


10. Дорохин С.В. Деление права на публичное и частное: конституционно-правовой аспект. – М., 2006.

 

11. Захаров В.В. Решения Конституционного суда РФ как источник конституционного права. М., 2005.

 

12. Зорькин В.Д. Конституция и права человека в XXI веке. К 15-летию Конституции Российской Федерации и 60-летию Всеобщей декларации прав человека. – М., 2008.

 

13. Зорькин В.Д. Современный мир, право и Конституция. – М.,

 

2010.

 

14. Кажлаев С.А. Судебное усмотрение в деятельности Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. 2003. № 11.

 

15. Колесников Е.В. Источники российского конституционного права. – Саратов. 1998.

 

16. Конституционное право: содержание и структура курса. – Красноярск. 1999.

 

24. Костюков А.Н. Конституционное обеспечение политической

 

конкуренции // Современные проблемы государственного и муниципального строительства: опыт России и зарубежных стран: Материалы международной научной конференции. Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва, 10-13 марта 2010 года / Отв. ред. доктор юридических наук, проф., заслуженный деятель науки РФ С.А. Авакьян. – М., 2010.

 

17. Крусс В.И. Злоупотребление правом: учеб. пособие. – М.: Норма, 2010.

 

18. Кряжкова О.Н. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: теоретические основы и практика реализации судами России. – М., 2006.

 

19. Куприц Н.Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России. – М., 1980.

 

20. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М., 2001.

 

21. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М., 2002.

 

22. Кутафин О.Е. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица. – М., 2007.

 

23. Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. 2-е изд., доп. – М., 2008.


 

24. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. –

 

М., 1997.

 

25. Лучин В.О. «Указное право» в России. – М., 1995.

 

26. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации.– М., 2002.

 

25. Матейкович М.С. Правовое обеспечение модернизации политической системы России // Современные проблемы государственного

 

и муниципального строительства: опыт России и зарубежных стран: Материалы международной научной конференции. Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва, 10-13 марта 2010 года / Отв. ред. доктор юридических наук, проф., заслуженный деятель науки РФ С.А. Авакьян. – М., 2010.

 

27. Мухачев И.В. Проблемы науки российского конституционного права. – М., 1998.

 

28. Некрасов С.И. Конституционный идеал и повседневная

 

реальность: единство правового и нравственного в восприятии, пределы

 

несовпадения и трансформации // Конституционализм: идеал и/или реальность / Под ред. Б.А. Страшуна, И.А. Алебастровой. – М., 2010.

 

29. Проблемы преподавания конституционного и муниципального права / Под. ред. С.А. Авакьяна. – М., 1999.

 

30. Пряхина Т.М. Конституционная доктрина Российской Федерации. – М., 2006.

 

31. Таева Н.Е. Нормы конституционного права Российской Федерации. – М., 2010.

 

32. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. – М., 2007.

 

33. Шарнина Л.А. Понятие политического усмотрения // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 5.

 

34. Шарнина Л.А. Виды усмотрения в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 15.

 

35. Шарнина Л.А. Усмотрение как средство упорядочения общественных отношений, составляющих предмет конституционно-правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 17.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: