Тема 5. Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления

Для студентов заочной формы обучения

 

Содержание

1 лекционные занятия  
2 Практические занятия  
3 Контроль овладения компетенциями  
4 методические указания по выполнению КОНТРОЛЬНЫХ (КУРСОВЫХ) РАБОТ  
4.1 Перечень тем контрольных (курсовых) работ  
4.2 Методические рекомендации по выполнению контрольных (курсовых) работ  
5 самостоятельнАЯ работА студентов  
6 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ (ЗАЧЕТНЫЕ) ВОПРОСЫ по дисциплине  
7 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ  
8 ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ  
9 Контактная информация преподавателя  
10 Приложение А – Стандарт по социальной ответственности  


ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Сущность и этапы развития корпоративной социальной ответственности

Определения понятий «социальная ответственность бизнеса» и «корпоративная социальная ответственность». Составляющие компоненты корпоративной социальной ответственности: социальные обязательства, социальное реагирование, социальная ответственность. Сравнительный анализ концепции социальной ответственности и социального реагирования.

Идеология промышленного патернализма. Гендерный аспект. Глобальное неравенство. Типология режимов социального государства (Г.Эспинг-Андерсен). Корпоративное гражданство, глобальное корпоративное гражданство.

Понятие социальной политики. Понятие социально-рыночного государства. Социальная ответственность бизнеса – экономические, политические, экологические, социальные аспекты. Бизнес и общество — взаимодействие, этика бизнеса. Этика бизнеса: экономическая, правовая, этическая и добровольная социальные виды ответственности (модель пирамиды корпоративной социальной ответственности А. Керолла).

Международный стандарт ИСО 14000 (экология и безопасность окружающей среды). Международный стандарт ИСО 18000 (Охрана труда и техника безопасности на предприятии). Международный стандарт ИСО 26000 (Руководство по социальной ответственности). Международные стандарты качества ISO, требования по качеству рабочего места. Международный стандарт IC CSR-08260008000 Социальная ответственность организации. Требования.

 

Тема 2. Отношения компании с заинтересованными лицами в системе корпоративного управления

Реализация социальной ответственности бизнеса в системе корпоративных отношений. Для раскрытия сущности этих отношений необходимо обратиться к понятию корпоративного управления и сущности корпорации.

Корпоративная социальная ответственность (Corporate Social Responsibility, CSR) - экономика, экология и социальная политика предприятия. Корпоративное управление. Концепция «корпоративного эгоизма» (М. Фридман), «компания собственников». Концепция корпоративного альтруизма, «компания участников». Концепция «разумного эгоизма». Жизнеспособность организации – концепция тройной нижней грани (Д.Элкингтон). Интересы различных групп интересов (стейкхолдеров) в формулировании приоритетов корпоративной социальной политики.

Дилемма экономической эффективности и общественного блага в контексте бизнес-развития. Социальная экономика. Миссия корпоративной социальной политики. Роль собственников и топ-менеджеров корпораций в реализации социальной политики. Роль НКО в реализации корпоративной социальной политики. Понятие социального партнерства. Преимущества компаний, проводящих активную социальную политику. Качества корпоративной социальной политики — системность, прозрачность, широта, многообразие. Государство как актор корпоративной социальной политики – создание условий для развития социальной политики предприятий.

Тема 3. Основные методики определения уровня корпоративной социальной ответственности

Основные методики определения уровня корпоративной социальной ответственности

Методики анализа корпоративной социальной ответственности с использованием концепции заинтересованных сторон.

Распределение заинтересованных лиц по типам в соответствии с классификацией.

Распределение заинтересованных лиц по типам в соответствии с классификацией Сэвиджа

Распределение заинтересованных сторон в зависимости от наличия основных особенностей по Митчеллу

Тема 4. Разработка основных направлений государственного участия в совершенствовании корпоративной социальной ответственности

Основные направления государственного участия в совершенствовании корпоративной социальной ответственности

Ряд мер в целях совершенствования формирования и развития корпоративной социальной ответственности государственными органами.

Тема 5. Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления

Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления Результаты проведения исследования корпоративной социальной ответственности.

Направления социального развития организаций. Взаимосвязь социального и экономического развития организации. Социальная среда организации. Определение внутренней и внешней социальной среды организации. Факторы внутренней и внешней социальной среды организации.

 Эффективность как интегральная характеристика управления. Виды и уровни эффективности. Эффективность как результативность, как экономичность и как целесообразность. Многовекторность и мультипликативность эффективности социально-экономической и социально-культурной деятельности. Перспективы комплексного междисциплинарного анализа эффективности КСО.

Институты оценки качества и эффективности (отделы социального развития, кадровые службы, финансовые службы, центры социального мониторинга, внешние эксперты). Оценка внешних и внутренних социальных программ.

Роль стейкхолдеров в деятельности корпорации. Характеристика основных групп заинтересованных сторон. Необходимость эффективного взаимодействия с заинтересованными сторонами для ведения цивилизованного бизнеса. Роль социальных программ в деятельности компании.

Роль реципиентов социальной политики в оценке. Бизнес-эффективность социальных программ. Социальная программа, социальный проект. Критерии эффективности.

Бенчмаркинг в сфере социальной политики. Результаты социальных проектов. Социальное влияние проекта. Типы и формы оценки. Качественные и количественные инструменты оценки. Индикаторы эффективности корпоративной социальной политики.

Мониторинг, опросные методы, экспертные оценки, анализ отчетности, этнографии на предприятии. Отчетность по социальным проектам (подразделения, операторы благотворительности, клиенты). Социальный аудит. Оценки рисков, преимуществ и оптимизация социальных проектов. Оценка PR эффектов. Рейтинги деловой репутации. Востребованность оценки

2. Практические занятия

Задание 1. Покажите сущность и выделите этапы развития корпоративной социальной ответственности

Проанализируйте три довода в пользу принятия международных трудовых норм, выдвинутые Оуэном в обращении к правительствам европейских стран с предложениями принять международные законы об условиях труда на заводах и фабриках, рудниках и шахтах.

Задание 2. На практике покажите ключевые аспекты корпоративного управления.

Проанализируйте, что гласят принципы структуры управления исходя из того, что интересам корпорации отвечает признание интересов заинтересованных лиц и их вклада в долгосрочный успех корпорации.

Задание 3. Рассмотрите основные методики определения уровня корпоративной социальной ответственности

Три группы критериев качественной оценки социальных инвестиций.

Структура отчета GRI на примере корпоративной структуры организации

Основные показатели практики в области использования рабочей силы и обеспечения достойных условий труда на примере корпоративной структуры организации

Задание 4. Разработайте основных направления государственного участия в совершенствовании корпоративной социальной ответственности

Классификация функциональных обязанностей членов комитета по социальной ответственности в совете директоров

Проанализировать схему аккумулирования и распределения ресурсов.

Выделить один из двух путей развития корпоративной социальной ответственности бизнеса при условии, что государство, постепенно снимает с себя часть социальной ответственности.

Задание 5. Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления

Проанализировать возможности проявления социальной ответственности и последствия, к которым она ведет.

Проанализировать развитие социальной ответственности бизнеса в России

Выделить влияние на деятельности компаний социально ответственного бизнеса.

Задание 6. Ниже приведены политические заявления по проблемам социальной ответственности корпораций и бизнеса в глобальном мире.

Как вы понимаете каждое из данных высказываний, есть ли среди них такой тезис, с которым бы Вы согласились, а с которым категорически нет, обоснуйте Ваш ответ.

· «Корпоративная социальная ответственность - это жесткое бизнес-решение. Не потому что это приятная тема, и не потому, что люди заставляют нас это делать, а потому, что это хорошо для нашего бизнеса»

(Н. Фицджеральд, Президент, Unilever);

· «С моей точки зрения, успешными компаниями будущего будут те, которые интегрируют ценности бизнеса и личные ценности работников. Лучшие люди хотят делать такую работу, которая приносит пользу обществу и с такой компанией, чьи ценности они разделяют, где их деятельность учитывается, и их взгляды значимы»

(Джерун ван дер Веер, Комитет Управляющих Директоров Royal Dutch Shell);

· «Недостаточно делать только то, что предписывает закон. Мы должны быть на переднем крае тем корпоративной социальной ответственности»

(Андерс Далвиг, Президент IKEA).

 

Задание 7. Прокомментируйте письменно подход к созданию положительного имиджа, использованный организацией (для одного из нижеследующих примеров). Какого рода преимущества получила компания (например, в продвижении товара на рынок, в увеличении продажи товаров и т.д.)?

 1. Nike

Американские подростки стали совершать преступления, чтобы достать денег на кроссовки Nike. Хотя сама компания не была в этом виновата, Nike приняла эту беду близко к сердцу и инициировала партнерство с Boys Clubs of America (ВСА). В ходе их совместной кампании Nike жертвовала ВСА по 1 тыс. долл. за каждое очко, добытое Майклом Джорданом в игре всех звезд NBA. Деньги пошли на финансирование антикриминальных молодежных программ в городах Америки.

2. Gillette

В поисках новых путей продвижения линии дезодорантов Natural Plus компания GiПеttе вступила в партнерство с Международным фондом дикой природы (WWF). Компания выделила WWF 100 тыс. фунтов. GiПеttе предложила своим покупателям помочь делу защиты животных. К каждой упаковке Natural Plus предлагалась майка WWF, приобретая которую, покупатель добавлял WWF 1 фунт. Gillette укрепила свою репутацию заботящейся об экологии компании, к тому же добилась невиданного роста продаж нового

продукта.

3. Procter& Gamble.

В 1991 г. Procter& Gamble задумала при влечь внимание к вопросам охраны окружающей среды, а заодно и к своей продукции. С этой целью Р & G подружилась с национальной некоммерческой организацией «Сохраним Америку прекрасной» (Кеер America Beautiful, КАВ). Для начала была анонсирована программа, в рамках которой часть денег от продажи отдельных брендов Р&G поступала КАВ. Чтобы активизировать кампанию, Procter&Gamble с помощью своих региональных менеджеров провела экологический шопинг для своих покупателей. Двум командам покупателей предлагалось в течение 3 минут найти в магазине экологически чистые товары (имелась в виду не только чистота самого продукта, но и отсутствие негативного влияния на природу при его производстве). Частью развлечения стала еще одна игра - тем же командам нужно было наполнить свои тележки товарами, упаковка которых была сделана из переработанных материалов. Озабоченным экологическими проблемами американцам игра понравилась. Procter& Gamble увеличила продаж и укрепила имидж корпоративного гражданина.

 

Задание 8. Объясните письменно, почему приведенный ниже в кавычках текст является препятствием для развития проекта «Святой источник».

 Компания "Святой Источник» с момента своего возникновения пытается подключить своих клиентов к делу помощи Русской православной церкви. На бутылках с водой «Святой источник» помещена надпись: "Часть полученных от продажи денег пойдет на строительство храмов. На пожертвования компании восстанавливаются храмы, содержатся служащие ряда епархий, приюты для детей-сирот и богадельни для престарелых».

 

Задание 9. Рассмотрите пример проекта социально значимого маркетинга, реализованного дочерней компанией ОАО «Мобильные ТелеСистемы» - ЗАО «Амурская сотовая связь» в Амурской области весной 2004 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: