Раскройте правовые вопросы независимости и подотчетности Центрального банка Российской Федерации

 

В науке финансового права существует несколько подходов к определению места Центрального Банка РФ в системе органов власти. По мнению М.В. Баглая, роль и место Центрального банка РФ в системе государственных органов следующие: «Как в любом государстве, в Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти»[1].

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2)[2]. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами[3].

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации[4].

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации[5], а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[6].

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России[7].

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[8].

Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения[9].

На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Мы придерживаемся мнения, что Центральному Банку необходимо придать статус государственного органа, что позволит ограничить его независимость. Так как последние тенденции по «очистке» рынка приводят к оттоку капиталов из подвергшихся закрытию банков в более крупные, что приводит к господствующей позиции последних. В результате, возрастает недоверие среди граждан по отношению к политики государства как в вопросе финансовой и кредитно - денежной сферах, так и в других.

Следовательно, решение данных вопросов должно находиться в компетенции государственных органов. В общих задачах Центрального банка «важными приоритетами являются: формирование эффективной, свободной от избыточной опеки системы надзора за деятельностью кредитных организаций, противодействие использованию кредитных учреждений в целях отмывания денег, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»[10].

Но в настоящее время Банк России активно развивается в другом направлении, а именно, проводит политику «очистки» рынка от имеющих наименьшее влияние банков в финансовой системе. Это, на наш взгляд, отрицательно сказывается на развитии экономических отношений в стране.

Так, в настоящее время ЦБ проводит работу, желая очистить банковский сектор от тех банков, которые усложняют достижение целей политики ЦБ, и свести количество таковых до предельного минимума. Мы не согласны с данной позицией, так как успешное функционирование политики государства в сфере кредитно - денежных отношений напрямую зависит от развития системы разноплановых банков.

Следовательно, нужно принимать меры по выявлению проблем и устранять их, но не решать данный вопрос путем сокращения общего количества участников рынка, а позиция ЦБ, как нам кажется, противоречит общим целям развития кредитно - денежной и финансовой систем. Центральный Банк РФ должен взаимодействовать с органами государственной власти, возможно, находиться в их системе. Будет уместно, если Центральный Банк РФ станет подотчетным представительной власти для того, чтобы сформировать систему сдержек

 

Банк неоднократно нарушал сроки предоставления отчетности в Центральный банк Российской Федерации. Кроме того, при проверке были выявлены случаи предоставления банком недостоверного баланса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: