Российское судостроение в начале 2000х

Кафедра информационных технологий и социально-гуманитарных дисциплин

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Аналитические исследования в информационной и коммерческой среде»

 

Тема: Выявление информационных ресурсов, характеризующих состояние рынка сферы производства, рынка сферы услуг и региона.

 

 

Студент    Милькевич Е.Д. Ми-ДКМ-701                                               

       (Ф.И.О., № группы, номер зачётной книжки)       (подпись)        (дата)

 

Руководитель                  Курбацкий В. Н.                                                  

                                          (Ф.И.О.)                              (подпись)          (дата)

Зарегистрировано

на кафедре                                                                                                              

                                       (Ф.И.О.)                                 (подпись)        (дата)

 

 

Минск 2020

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Выявление информационных ресурсов, характеризующих состояние рынка сферы производства - продукции судостроения. 5

1.2 Российское судостроение в начале 2000х. 5

1.3 Анализ современного состояния судостроения РФ. 7

1.4. Российский рынок судостроения в цифрах. 9

Глава 2. Выявление информационных ресурсов, характеризующих состояние рынка сферы услуг – транспортных услуг РФ. 12

2.1 Темпы роста рынка транспортных услуг РФ. 12

2.2 Статистика грузовых перевозов РФ. 13

2.3 Обзор отрасли грузоперевозок в России 2019. 16

Глава 3. Выявления информационных ресурсов, характеризующие экономическое состояние РБ. 18

3.1 Экономика Беларуси в 2019 году. 18

3.1.1 Промышленность и ВВП.. 18

3.1.2 Экспорт и импорт. 19

3.2 Отрасли РБ в экономике. 21

3.2.1 Промышленность. 21

3.2.2 Машиностроение. 22

3.2.3 Металлургический комплекс. 23

3.2.4 Энергетика. 23

3.2.5 Транспорт и логистика. 24

3.2.6 Внешняя торговля. 24

Заключение. 25

Список литературы:. 26

 


 



Введение

Для начала попробуем выяснить и поставить цель работы. На основе развития рыночной экономики важным вопросом служит развитие рынка товаров и услуг. Он обусловливает повышение уровня жизни населения, допускает создать экономику, ориентированную на человека, развивает заинтересованность в труде, поощряет предприимчивость, деловитость и поиск. Такие проблемы как стабилизация и развитие потребительского рынка в современных условиях приобретают особую значимость. Это обусловлено, прежде всего, местом и ролью рынка в системе воспроизводства, в обеспечении связи производства и потребления, сбалансированности предложения и спроса. За последние годы произошли существенные изменения в сфере рынка товаров и услуг.

Целью данной работы будет являться выявление информационных ресурсов, характеризующих состояние 2 рынков (рынка товаров – судостроение и рынка сферы услуг – транспорта) и на основе выявленных ресурсов провести анализ этих рынков.

Введём краткие понятия.

· Рынок товаров и услуг - это организованная структура, посредством которой спрос на товары со стороны домашних хозяйств и правительства встречается с предложением со стороны бизнеса. Рынок товаров и услуг направлен на связь сферы производства со сферой потребления и обеспечивает при этом наилучшие пропорции между спросом и предложением, направляя производство на удовлетворение нужд потребителей.

· Рынок услуг - это относительно особая подсистема рыночных отношений, которая выполняет функцию обеспечения эффективного использования ресурсов, чтобы удовлетворить человеческие потребности в невещественных благах - услугах. Реализация данной функции осуществляется в процессе взаимодействия рынка услуг с другими элементами рыночной системы, подсистемами и институтами общества.

 

Информационной базой исследования будут являются данные Министерства статистики РБ и РФ, постановления Правительства РБ и функционирования потребительского рынка, аналитические обзоры республиканской периодической печати, фактические данные по теме курсовой работы, анализ которых позволяет достаточно полно и объективно отразить сущность происходящих явлений, связанных с потребительским рынком товаров и услуг Республики Беларусь и Российской Федерации. А также различные информационные Интернет-ресурсы, которые включают разнообразные сведения, подходящие для выполнения данной работы.


 


Глава 1. Выявление информационных ресурсов, характеризующих состояние рынка сферы производства - продукции судостроения.

И так, главной задачей этой главы станет нахождение информационных ресурсов, которые могут показать состояние рынка продукции судостроения, мы будем рассматривать рынки РФ.

Российское судостроение в начале 2000х.

На сайте «ЕДИНОЕ ОКНО», где предоставляются ссылки на информационные ресурсы, что нам и нужно, мы найдём Российский судостроительный портал. Это электронная библиотека учебников и учебно-методических материалов онлайн для студентов и преподавателей в свободном доступе. Здесь в статье «Россия останется морской державой» мы можем найти немного старой, но интересной информации.

Там мы найдём итоги 2001 года, которые свидетельствовали, в частности, о том, что подъем производства России в судостроительной промышленности продолжался с прошлых лет. Объём изготовления предоставленной продукции штатского предназначения в 2001 году возрос в сравнимых тарифах на 22%. Российская Федерация в значительной степени не имела статус ведущей морской державы. Российская Федерация в высшей степени недостаточно возводила судов для российского морского флота.

Также прочтём о резком сокращении строительства судов для отечественного флота в прошлое кризисное десятилетие, которое, в свою очередь, привело к тому, что российский флот был практически полностью вытеснен из перевозок внешнеторговых грузов. В 2001 г. на судах под красно-сине-белым флагом было перевезено только три процента аналогичных грузов, в то время как в 80-е годы всего только шестьдесят пять процентов. Положение хуже было с пополнением промыслового флота. На тот момент времени резко сократилось количество судов, уменьшились почти в четыре раза годовые объёмы вылова рыбы (с 11 млн. т. в 1989 г. до 3,8 млн. т. в 2000 г.).

Взяв во внимание данную информацию, можно сказать, что в 2000х годах Российскому судостроению было крайне нелегко, не учитывая ещё и конкуренцию, в которой в зарубежных странах правовые и экономические условия работы судостроительных предприятий учитывали характерные особенности отрасли. В частности, с высокой стоимостью судов и невозможностью даже очень крупных судоходных компаний единовременно обеспечить значительно большие капиталовложения, строительство велось с использованием банковских кредитов с последующей выплатой кредита за счет получаемого от эксплуатации судна дохода. Также, судостроительные отрасли зарубежных государств получали от правительств и прямую финансовую поддержку. Она осуществляется прямым путем субсидирования строительства судов, предоставления наиболее лёгкие условия при кредитовании и налоговых послаблений, размещения государственных заказов на постройку гражданских судов на национальных верфях, снятия долгов, предоставления финансовой помощи при модернизации и реконструкции судостроительных верфей. Международными соглашениями в рамках «Организации экономического сотрудничества и развития» (ОЭСР), которая, в свою очередь, боролась за равные условия в конкурентной борьбе на рынке судостроительной продукции, приняты единые для всех судостроительных стран нормы кредитования. Размер кредита - 80% от цены судна, проценты - 8% от годовых, в срок 10 лет. В собственную очередь, в РФ подобный отлаженной системы кредитования постройки судов не было. Отечественные банки выделяли кредиты максимально на 2 года и под 15-20% годичных.

В случае если же для данных целей применить кредиты зарубежных банков, то дабы получить кредит, надо было предоставить гарантии или же страны, или же признаваемых на Западе русских банков, собственно, что было очень непросто реализовать. Не считая такого, зарубежные банки, предоставляя кредиты, связывали их с неотклонимым заказом на Западе судового комплектующего оснащения, обеспечивая, таким образом, работой личную индустрию.

 1.3 Анализ современного состояния судостроения РФ.

Следующим информационным ресурсов выступит научный журнал «Вестник Евразийской науки». Из найденной там статьи «Анализ современного состояния судостроения в России» можно посмотреть на более современное положение судостроения России. Начнём с того, что российские судостроительные заводы имеют развитое машиностроительное производство, обслуживающее их собственные нужды. Основной направленностью российской судостроительной отрасли является то, что она в значительной степени ориентирована на производство военной техники.

Если начать говорить о динамике производства, то, опираясь на данные информационного агентства INFOLine, можно увидеть, что, начиная с 2014 года, в отрасли происходит сокращение числа выпущенных судов. При этом снижение в гражданском сегменте в рассматриваемый период времени было выше, чем произошедшее снижение объёмов производства в сегменте военных судов.

Рисунок 1.1.Динамика количества гражданских и военных судов, построенных в 2011-2017гг., шт.

Увидим, что в соответствии с данными аналитиков агентства INFOLine, за 2017 год российскими верфями было завершено строительство 150 крупных судов и кораблей (тоннаж свыше 20 тыс. тонн), что на 11% ниже показателя 2016 года. Совместный тоннаж сданных в 2017 году судов составил на 5% повыше значения 2016 года, что, в первую очередь, связано с наращиванием среднего объема строящихся судов штатского предназначения.

Можно сказать, что в целом же отечественный судостроительный комплекс на данный момент содержит в себе более 100 различных промышленных предприятий. Так, в статье «Современное состояние и перспективы развития судостроения в Российской Федерации» говорится о 107 относящихся к судостроительной промышленности производственных предприятиях. Росстат, в свой черёд, сообщает об имевшихся по состоянию на 2016 год 137 предприятиях, чьим основным видом деятельности являются строительство и ремонт судов. Отметим, что крупнейшим субъектом отрасли на сегодняшний день является «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). В отчёте данной компании за 2016 год виделось, собственно, что в её количество входит 41 предприятие. И в что количестве 20 судостроительных и судоремонтных компаний, 11 проектно-конструкторских и научно-исследовательских бюро, 4 машиностроительных завода. Производственные активы ОСК разделены по географическому принципу на четыре центра: Северный центр судостроения и судоремонта (Северодвинск), Западный центр судостроения (Санкт-Петербург и Калининград), Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (Владивосток) и Южный центр судостроения и судоремонта (Астрахань). Крупнейшие на сегодняшний день – Северный и Западный центры.

Обращая внимание на итоги, которые ветвь выказывала в последние годы, возможно подметить, что, не обращая внимания на исходившее уменьшение физических объёмов изготовления, прибыль в ветви выказывала поочередный стойкий подъем. Так, в 2016 году рассматриваемый показатель возрос по сравнению с 2012 годом почти на 68%.

Таблица 1.1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) по виду деятельности «Строительство и ремонт судов», по крупным и средним организациям, млрд руб.

2012 2013 2014 2015 2016
201,21 230,84 273,40 328,79 337,25

 

Аналогично с повышением выручки происходил и повышение себестоимости производства. Она возросла на 61% при сопоставлении 2016 и 2012 годов.

Таблица 1.2. Себестоимость проданной продукции по виду деятельности «Строительство и ремонт судов», по крупным и средним организациям, млрд руб.

2012 2013 2014 2015 2016
199,12 215,37 242,97 258,83 320,83

 

В судостроительной отрасли остаётся достаточно большая инвестиционная активность. Так, аналогично с данными Росстата, в 2016 году по виду деятельности «Строительство и ремонт судов» крупными и средними организациями отрасли было инвестировано в основные фонды 26,4 млрд руб. Для сравнения, в 2014 году аналогичный показатель составил 22 млрд руб., а в 2013 году – 14 млрд руб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: