Следующим информационным ресурсом выступит официальный сайт «Аналитический центр при правительстве Российский Федерации», где в заголовке «Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики» увидим главу «Грузовые перевозки в России: обзор текущей статистики» и там найдём следующую информацию о транспортных услугах России.
Смело можно утверждать, что российская транспортная система является одной из самых развитых в мире. По протяженности стальных дорог государство находится на 3-ем месте в мире после USA и Китая, авто — на 5-ом. Роль транспортно-логистического комплекса в российской экономике очень велика: в 2018 году сектор обеспечил 7,0% валовой добавленной стоимости.
Заметим, что на время последнего десятилетия транспортно-логистический сектор увеличивается опережающими темпами. С 2016 года сектор вносит положительный вклад в прирост ВВП. В первом и втором кварталах 2019 г. вклад составил около 0,21 п.п. и 0,19 п.п. соответственно.
В 2018 году на экспортные грузовые перевозки пришлось 12,0% общего объёма экспорта услуг.
Доля экспорта транспортных предложений в обобщенном объёме экспорта предложений давало в пределах тридцати процентов от объёма, при этом на экспортные грузовые перевозки потребуется в пределах 12%, ключевую доля из которых оформляют грузовые перевозки в государства далекого зарубежья. (85,6% в 2018 году). Номинальный прирост экспорта грузовых перевозок в 2018 году составил около 9,0%. В структуре экспорта грузовых перевозок в страны дальнего зарубежья в 2018 году наибольшая доля пришлась на воздушный (30,9%) и трубопроводный (28,8%) виды транспорта. В это же время грузовые перевозки в страны СНГ преимущественно выполняются воздушным и автомобильным транспортом.
В 2018 году можно было увидеть наибольший рост экспортных грузовых перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом. Грузовые перевозки железнодорожным транспортом в оба направления показали негативную динамику, упав на 8,8% и 4,9% в дальнее зарубежье и СНГ соответственно (Источник — Банк России, расчеты Аналитического центра).

Рисунок 2.1. Структура экспорта грузовых перевозок, %, 2017–2018 годы
Основу грузовых перевозок в России составляют три ключевых вида транспорта — трубопроводный, железнодорожный и автомобильный. В 2018 году объём грузоперевозок (тоннаж перевезенных грузов) в России составил 8,3 млрд т. Наибольшая доля традиционно приходится на автомобильный транспорт (67,1% в 2018 году).
Можно понять, что в течении последних лет структура грузоперевозок не претерпела излишних изменений, однако с 1990 года выросла доля железнодорожного и трубопроводного транспорта. За 1990–2018 годы доля грузов, перевезенных автотранспортом, сократилась на 12,6 п.п., а удельный вес железнодорожного и трубопроводного транспорта увеличился на 6,0 п.п. и 8,4 п.п. соответственно. Поэтому эта динамика может объясняться активным развитием указанных видов транспорта и более выгодными тарифами при перевозках на дальние расстояния.
В 2018 году увеличение объёма грузоперевозок в России ускорился до 2,4% после 1,5% годом ранее, наибольший вклад внесло увеличение перевозок автомобильным транспортом, что связано с расширением спроса со стороны крупных розничных сетей. Повышение объёмов грузоперевозок железнодорожным и трубопроводным транспортом замедлился до 1,9% и 2,7% соответственно.
Таблица 2.1. Динамика грузовых перевозок по видам транспорта в России, %, 2014–2019 годы
| 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | янв.–авг. 2019* | |
| Транспорт — всего | –3,1 | –1,4 | 0,7 | 1,5 | 2,4 | 1,1 |
| Железнодорожный транспорт | –0,4 | –3,4 | –0,3 | 4,5 | 1,9 | –1,2 |
| Автомобильный транспорт | –3,9 | –1,1 | 0,7 | 0,1 | 2,6 | 2,5 |
| Трубопроводный транспорт | –1,6 | –0,7 | 1,6 | 4,6 | 2,7 | –0,8 |
| Морской транспорт | –7,4 | 21,2 | 31,1 | 7,2 | –12,8 | –19,4 |
| Внутренний водный транспорт | –11,7 | 2,0 | –2,9 | 0,5 | –2,0 | –14,7 |
| Воздушный транспорт | 3,9 | –17,5 | 9,2 | 14,1 | –2,9 | 0,0 |
Грузооборот в России повышается пятый год подряд, и в 2018 году он вырос на 2,8%. Наибольшие темпы прироста грузооборота можно видеть у железнодорожного транспорта (+4,2%), в первую очередь за счет поставок каменного угля — главного экспортного товара России, перевозимого по железной дороге. Этот оборот перевозки грузов автотранспортом и трубопроводным транспортом также показал прирост (на 1,8% и 2,0% соответственно). В январе–августе 2019 г. грузооборот в России возрос на 1,1% в годовом выражении.






