Физическая Культура |
Физическое воспитание |
|
|
Общее физическое воспитание |
Как видно на схеме, наиболее общим понятиям является «физическая культура». Спорт же является частью ФК. Следовательно, спорт своей педагогической стороной, т.е. спортивной подготовкой, составляет часть физического воспитания в целом, а поэтому служит интересам всей системы образования и воспитания. Встречающийся в современной литературе термин «физическая рекреация» отражает одну из задач ФВ – обеспечение активного отдыха, переключение на другой вид деятельности с целью восстановления сил. Решение этой задачи обеспечивается формами организации занятий, характерными и для общего физического воспитания с профессиональной направленностью (производственна гимнастика), и для физического воспитания с спортивной направленностью (занятия в спортивной секции и пр.). Термин «физическая реабилитация» отражает специфическое использование физических упражнений для восстановления временно утраченных или сниженных физических способностей после травм и заболеваний. Однако подобное использование физических упражнений является прерогатива такой медицинской дисциплины, как ЛФК.
|
|
Понятия «физическая культура» относиться к понятию «культура» как частное к общему. Другими словами, ФК является частью общей культуры народа.
ФК есть процесс и результат деятельности человека по преобразованию свой физической (телесной) природы. Эта есть совокупность материальных и духовных ценностей общества, создаваемых и используемых им для физического совершенствования людей.
Под материальными ценностями понимается разнообразные сооружения для занятий, специальный инвентарь и оборудование, финансирование, уровень физического совершенства людей (включая их спортивные достижения), под духовными – социальные, специальные научные и практические достижения, обеспечивающие воспитания.
Все материальные и духовные ценности составляют не только культурные традиции, помогающие судить о результатах деятельности общества в области физической культуры, но и стимулируют их использование, а, следовательно, и дальнейшее пополнение. Создание материальных и духовных ценностей происходит в сфере производства, общественной, научной и педагогической деятельности людей. Использование де ценностей осуществляется, во-первых, в специально организованном педагогическом процессе; во-вторых, в виде занятий физическими упражнениями в бытовых условиях; в-третьих, в различных формах массовых коммуникаций.
|
|
Физическая культура в школе есть совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых обществом и используемых в школе для физической подготовки детей к жизни.
Ценности для физической подготовки детей создаются обществом в целом, а не только работниками народного образования, в то время как используются они только в рамках школы.
Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игривой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную морфофункциональную и психическую подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.
Следовательно, во-первых, спорт есть деятельность, которая служит интересам общества реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции.
Во-вторых, спорт – это не производством материальных благ.
В «детском спорте» оба признака выражаются в том, что спортивная деятельность учеников является вне учебной, не предусмотренной государственными программами в качестве учебной дисциплины общеобразовательной школы и осуществляется через внеклассные и внешкольные формы работы, т.е.на сугубо добровольных началах.
В-третьих, спорта без интенсивной специальной подготовки нет и не может быть. Характера ее определяется видом спортивной специализации, осуществляемой на базе ОФП. В «детском спорте» этот признак реализуется полностью, даже с акцентом на более широкую и длительную подготовку.
В-четвертых, человек готовится к максимальному проявлению физических и духовных способностей в узко ограниченном и заранее определенном руге двигательных действий. Это признак остается ведущим и для «детского спорта», ибо понятие максимума относительно уровень его завесить от индивидуальных возможностей. Тем не менее, чтобы предотвратить неправильное толкование максимума для ребенка, целесообразного говорит об оптимуме.
В-пятых, максимальные проявления сопоставляются только в форме соревнований со всеми вытекающими отсюда последствиями (правила, спортивная классификация, престижная функция спорта. Это признак остается ведущим и для «детского спорта», ибо понятия максимума относительно: уровень его зависит от индивидуальных возможностей. Тем не менее, чтобы предотвратить неправильно толкование максимума для ребенка, целесообразно говорить об оптимуме.
В-пятых, максимальные проявления сопоставляются только в форме соревнований со всеми вытекающими отсюда последствиям (правила, спортивная классификация, поощрения, зрелищность и т.п.). Именно в соревнованиях реализуется, престижна функция спорта. Этот признак остается определяющим и для «детского спорта». Изменяются только внешние черты соревнования, н сам дух стремления к сопоставлению своих сил сохраняется.
Все признаки, характеризующие спорта в целом, находят отражение и в детском спорте. Его можно определить как разновидность вне учебной деятельности ребенка, состоящей из специальной подготовки и выступлений на соревнованиях для оптимального и учетом возрастных особенностей проявления способностей в заранее определяемых двигательных действиях.
Рамки «детского спорта» лимитируются возрастом: от момента, когда разрешается приступать к специальной подготовке, до выпуска из общеобразовательной школы. В понятие «юношеский спорт» заложено более узкое содержание. Его границы определяются лишь одной возрастной группой – юношеской. Это термин условлен, так как предполагает участие и девушек.
|
|
Школьный спорт по возрастному признаку участников сходен с «детским спортом». Разница же состоит в том, что «детский спорт» организуется школами и внешкольными учреждениями, а «школьный спорт» - только школами. Перечисленные признаки спорта могут в той или иной мере присутствовать и в играх, и в гимнастике, и в туризме. Например, узкая специализация проникла в некоторые игры, в спортивную гимнастику, превратив их в самостоятельные виды спорта. В то же время сам спорт несет в себе отдельные признаки игры (именно поэтому спорт рассматривается как игровой деятельность), широко использует игровой метод.
Анализ физической культуры может быть дан и с точки зрения педагогике, где физическое воспитание выступает как деятельная сторона физической культуры. Воспитание – это область культурной деятельности людей, способ передачи, освоения и совершенствования достижений культуры.
Физическое воспитания есть педагогическая система физического совершенствования человека.
В процесс физического воспитания используется разработанные комплексы физических упражнений в сочетании с естественными ситами природы и гигиеническими факторами для формирования двигательных умений, специальных знаний, воспитания физических качеств и разностороннего морфофункционального совершенствования организма в соответствии с требованиями общества. Другими словами, физическое воспитание как педагогический процесс призвано управлять физическим развитием и физическим образованием людей.
Задача физического воспитания состоит в том, чтобы каждый человек освоил доступное ему содержание физической культуры. Следовательно, через физическое воспитание человек превращает общие достижения физической культуры в личное достояние (в виде улучшения здоровья, повышения уровня физического развития и т.п.). В свою очередь изменения личности под воздействием физического воспитания ведут к изменениям содержания физической культуры. Естественно, этот процесс происходит не изолированно от других сторон воспитания.
|
|
Физическое воспитание детей есть педагогическая система физического совершенствования ребенка.
Физическое воспитание в школе является той же самой педагогической системой, но только осуществляемой в пределах школы, например на уроках, секционных занятиях и т.д.
Физическое воспитание школьников предусматривает различные формы работы с детьми школьного возраста, как в пределах школы, так и внешнее. Основные принципы организации физического воспитания школе изложены в «Положении о физическом воспитании учащихся общеобразовательных в школ».
Лекция № 2