Соотношение основных понятий

 

Физическая Культура
Физическое воспитание

         
 
Физическое воспитание с Профессиональной направленностью
 
Физическое воспитание со спортивной направленность.


Общее физическое воспитание

 

Как видно на схеме, наиболее общим понятиям является «физическая культура». Спорт же является частью ФК. Следовательно, спорт своей педагогической стороной, т.е. спортивной подготовкой, составляет часть физического воспитания в целом, а поэтому служит интересам всей системы образования и воспитания. Встречающийся в современной литературе термин «физическая рекреация» отражает одну из задач ФВ – обеспечение активного отдыха, переключение на другой  вид деятельности с целью восстановления сил. Решение этой задачи обеспечивается формами организации занятий, характерными и для общего физического воспитания с профессиональной направленностью (производственна гимнастика), и для физического воспитания с спортивной направленностью (занятия в спортивной секции и пр.). Термин «физическая реабилитация» отражает специфическое использование физических упражнений для восстановления временно утраченных или сниженных физических способностей после травм и заболеваний. Однако подобное использование физических упражнений является прерогатива такой медицинской дисциплины, как ЛФК.

       Понятия «физическая культура» относиться к понятию «культура» как частное к общему. Другими словами, ФК является частью общей культуры народа.

       ФК есть процесс и результат деятельности человека по преобразованию свой физической (телесной) природы. Эта есть совокупность материальных и духовных ценностей общества, создаваемых и используемых им для физического совершенствования людей.

       Под материальными ценностями понимается разнообразные сооружения для занятий, специальный инвентарь и оборудование, финансирование, уровень физического совершенства людей (включая их спортивные достижения), под духовными – социальные, специальные научные и практические достижения, обеспечивающие воспитания.

        Все материальные и духовные ценности составляют не только культурные традиции, помогающие судить о результатах деятельности общества в области физической культуры, но и стимулируют их использование, а, следовательно, и дальнейшее пополнение. Создание материальных и духовных ценностей происходит в сфере производства, общественной, научной и педагогической деятельности людей. Использование де ценностей осуществляется, во-первых, в специально организованном педагогическом процессе; во-вторых, в виде занятий физическими упражнениями в бытовых условиях; в-третьих, в различных формах массовых коммуникаций.

        Физическая культура в школе есть совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых обществом и используемых в школе для физической подготовки детей к жизни.   

       Ценности для физической подготовки детей создаются обществом в целом, а не только работниками народного образования, в то время как используются они только в рамках школы.

       Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игривой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную морфофункциональную и психическую подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.

       Следовательно, во-первых, спорт есть деятельность, которая служит интересам общества реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции.

       Во-вторых, спорт – это не производством материальных благ.

       В «детском спорте» оба признака выражаются в том, что спортивная деятельность учеников является вне учебной, не предусмотренной государственными программами в качестве учебной дисциплины общеобразовательной школы и осуществляется через внеклассные и внешкольные формы работы, т.е.на сугубо добровольных началах.

    В-третьих, спорта без интенсивной специальной подготовки нет и не может быть. Характера ее определяется видом спортивной специализации, осуществляемой на базе ОФП. В «детском спорте» этот признак реализуется полностью, даже с акцентом на более широкую и длительную подготовку.

       В-четвертых, человек готовится к максимальному проявлению физических и духовных способностей в узко ограниченном и заранее определенном руге двигательных действий. Это признак остается ведущим и для «детского спорта», ибо понятие максимума относительно уровень его завесить от индивидуальных возможностей. Тем не менее, чтобы предотвратить неправильное толкование максимума для ребенка, целесообразного говорит об оптимуме.  

       В-пятых, максимальные проявления сопоставляются только в форме соревнований со всеми вытекающими отсюда последствиями (правила, спортивная классификация, престижная функция спорта. Это признак остается ведущим и для «детского спорта», ибо понятия максимума относительно: уровень его зависит от индивидуальных возможностей. Тем не менее, чтобы предотвратить неправильно толкование максимума для ребенка, целесообразно говорить об оптимуме.

       В-пятых, максимальные проявления сопоставляются только в форме соревнований со всеми вытекающими отсюда последствиям (правила, спортивная классификация, поощрения, зрелищность и т.п.). Именно в соревнованиях реализуется, престижна функция спорта. Этот признак остается определяющим и для «детского спорта». Изменяются только внешние черты соревнования, н сам дух стремления к сопоставлению своих сил сохраняется.

       Все признаки, характеризующие спорта в целом, находят отражение и в детском спорте. Его можно определить как разновидность вне учебной деятельности ребенка, состоящей из специальной подготовки и выступлений на соревнованиях для оптимального и учетом возрастных особенностей проявления способностей в заранее определяемых двигательных действиях.

       Рамки «детского спорта» лимитируются возрастом: от момента, когда разрешается приступать к специальной подготовке, до выпуска из общеобразовательной школы. В понятие «юношеский спорт» заложено более узкое содержание. Его границы определяются лишь одной возрастной группой – юношеской. Это термин условлен, так как предполагает участие и девушек.

       Школьный спорт по возрастному признаку участников сходен с «детским спортом». Разница же состоит в том, что «детский спорт» организуется школами и внешкольными учреждениями, а «школьный спорт» - только школами. Перечисленные признаки спорта могут в той или иной мере присутствовать и в играх, и в гимнастике, и в туризме. Например, узкая специализация проникла в некоторые игры, в спортивную гимнастику, превратив их в самостоятельные виды спорта. В то же время сам спорт несет в себе отдельные признаки игры (именно поэтому спорт рассматривается как игровой деятельность), широко использует игровой метод.

       Анализ физической культуры может быть дан и с точки зрения педагогике, где физическое воспитание выступает как деятельная сторона физической культуры. Воспитание – это область культурной деятельности людей, способ передачи, освоения и совершенствования достижений культуры.

Физическое воспитания есть педагогическая система физического совершенствования человека.

       В процесс физического воспитания используется разработанные комплексы физических упражнений в сочетании с естественными ситами природы и гигиеническими факторами для формирования двигательных умений, специальных знаний, воспитания физических качеств и разностороннего морфофункционального совершенствования организма в соответствии с требованиями общества. Другими словами, физическое воспитание как педагогический процесс призвано управлять физическим развитием и физическим образованием людей.

       Задача физического воспитания состоит в том, чтобы каждый человек освоил доступное ему содержание физической культуры. Следовательно, через физическое воспитание человек превращает общие достижения физической культуры в личное достояние (в виде улучшения здоровья, повышения уровня физического развития и т.п.). В свою очередь изменения личности под воздействием физического воспитания ведут к изменениям содержания физической культуры. Естественно, этот процесс происходит не изолированно от других сторон воспитания.

       Физическое воспитание детей есть педагогическая система физического совершенствования ребенка.

       Физическое воспитание в школе является той же самой педагогической системой, но только осуществляемой в пределах школы, например на уроках, секционных занятиях и т.д.

       Физическое воспитание школьников предусматривает различные формы работы с детьми школьного возраста, как в пределах школы, так и внешнее. Основные принципы организации физического воспитания школе изложены в «Положении о физическом воспитании учащихся общеобразовательных в школ». 

 

                            Лекция № 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: