Принцип сознательности и активности

Ведущая роль в обучении и воспитании занимающихся принад­лежит педагогу. Однако ни знания, ни двигательные умения и на­выки передать обучающимся непосредственно нельзя. Педагог может лишь стимулировать проявление у них нужной активности и сознательности. Говоря о принципе сознательности и активности в обучении, имеют в виду формирование:

¨ сознательного отношения к целям физического воспитания и к своему учебному труду;

¨ со­знательного и активного участия в самой учебно-тренировочной дея­тельности;

¨ самостоятельности в контроле и оценке своих двига­тельных действий и достигнутых результатов.

Не всегда все три фактора в процессе обучения выступают одно­временно. Иногда занимающиеся отдают себе отчет в том, зачем они тренируются, но не осмысливают значения отдельных учебных заданий; иногда сознательно и активно учатся, но не контролируют и не оценивают результатов занятий.

Роль педагога, таким образом, заключается, прежде всего, в та­кой организации учебно-тренировочного процесса, которая стимули­ровала бы сознательное отношение занимающихся к своим дейст­виям и воспитывала бы у них самостоятельность и способность к самооценке.

Характер учебно-тренировочной деятельности находится в не­посредственной зависимости от того, чем эта деятельность побуж­дается, т. е. от ее мотива. Наблюдения показывают, что в процессе занятий мотивы «сдвигаются»: субъективные мотивы, выражаемые словами «хочется», «нравится», уступают место перспективно-целенаправленным, выражаемым понятиями «нужно», «должно», «необ­ходимо» и т. п.

Сознательное отношение к учебному труду является и основной предпосылкой для активной деятельности. Творческая активность обучаемых — это высшая форма проявления сознательности. На за­нятиях следует широко пользоваться различными заданиями, тре­бующими от занимающихся систематического пополнения специаль­ных знаний, размышлений и самостоятельных решений (обоснован­ное составление упражнений разминки и комплекса утренней зарядки, совместное с педагогом участие в планировании трениров­ки и др.).

Принцип активности обязывает также воспитывать инициативу и самостоятельность занимающихся в трудовой и общественной дея­тельности. Один из путей решения этой задачи — вовлечение их в общественно полезную работу: ремонт спортивного инвентаря, под­готовка спортивной площадки, проведение соревнований и т. п. Следует также возможно шире привлекать занимающихся к обще­ственной работе в качестве физкультурных организаторов, помощ­ников судей, инструкторов-общественников.

В повышении активности обучаемых немалую роль играет и лич­ность самого педагога. Если он всегда бодр, инициативен и искрен­не стремится передать свои знания учащимся, то это будет вызывать у них активность, жизнерадостность, рабочее настроение.

Все произвольные действия человека, в том числе и физические упражнения, являются действиями сознательными. В процессе осво­ения новых действий, если даже он происходит неорганизованным путем, всегда имеет место осмысливание движений. Однако обуче­ние становится рациональным и приводит к должным результатам, если осмысливание движений является предметом специальной дея­тельности. Необходимо, чтобы занимающиеся: а) понимали смысл каждого отдельного задания; б) знали основные закономерности данного упражнения (почему надо выполнять так, а не иначе); в) анализировали свои мышечные ощущения; г) знали и оценивали результаты своих действий.

Преподаватель в своей деятельности должен руководствоваться следующими правилами, вытекающими из принципа сознательнос­ти и активности:

1. Объяснять цель каждого нового учебно-тренировочного зада­ния и значение способов его выполнения.

2. Учить самостоятельно находить причины ошибок.

3. Отмечать и объективно оценивать успехи занимающихся.

4. Практиковать задания для самостоятельного их выполнения.

Принцип наглядности.

Всякая учебно-познавательная деятельность на определенных этапах связана с активным восприятием конкретных предметов, яв­лений или их верных изображений нашими органами чувств. При согласованной работе нескольких анализаторов (зрительного, слу­хового, осязательного и др.) обучаемый более точно воспринимает учебный материал. Поэтому наглядность как дидактический прин­цип следует понимать не дословно (от глагола «глядеть»), а толко­вать его шире, т. е. как положение, обязывающее строить процесс обучения так, чтобы в восприятии участвовало возможно большее число органов чувств.

Наглядное восприятие большей частью является начальным зве­ном в процессе обучения. На этапе ознакомления с физическими уп­ражнениями основная задача наглядности — создание яркого обра­за движения, четкого его представления.

Эта задача решается посредством живого показа, изобразитель­ной наглядности (фото, рисунки, кинограммы) и современными тех­ническими средствами (учебные фильмы, кинокольцовки). Кроме представления о пространственных характеристиках движения фор­мируются представления о временных характеристиках (темпе и ритме движений). Для этого используются звуковые раздражители (подсчеты, хлопки, звуколидеры, музыкальное сопровождение).

На этапе практического разучивания движений с целью регули­рования их нередко обращаются к дополнительным внешним ори­ентирам (достать рукой подвешенный мяч, коснуться коленом махо­вой ноги какого-либо предмета при прыжке в длину с разбега и т. п.). Такими ориентирами могут быть не только внешние предме­ты, но и части собственного тела.

Для ориентировки во времени и фиксации момента своевремен­ного выполнения какого-либо элемента движения применяются зву­ковые средства точной информации.

Чтобы создать представление о мышечном усилии, необходимом для правильного выполнения движения, обучающимся оказывают либо намеренное сопротивление, либо непосредственную помощь, используя кожный анализатор (нажимом, подталкиванием, созда­нием дополнительной опоры).

Благодаря такой системе ориентиров обучаемый получает воз­можность управлять своими движениями. Именно так обеспечива­ется немедленно текущая обратная связь, позволяющая контролиро­вать и регулировать движение не только по конечному результату, но и по ходу выполнения движения:

Средством обеспечения наглядности может быть и слово. Но в этом случае оно должно быть образным, т. е. вызывающим соответ­ствующее зрительно-двигательное представление. Образное объяс­нение приобретает значение средства наглядности, когда оно нахо­дит опору в жизненном опыте занимающихся, когда из зрительной и двигательной памяти могут быть извлечены по слову нужные сходные представления.

Различные средства обеспечения наглядности выполняют раз­личные функции. Поэтому, прибегая к этим средствам, следует оп­ределять их точное педагогическое значение. В физическом воспи­тании они применяются довольно широко, однако нельзя их пере­оценивать.

Обеспечивая наглядность в обучении и воспитании, необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Определить, какая педагогическая задача должна быть реше­на средствами наглядности.

2. Ориентировать занимающихся на всестороннее восприятие движений с помощью разных органов чувств.

3. Использовать средства наглядности в меру необходимости, не превращая наглядность в самоцель.

4. Учитывать возрастные особенности и общую подготовленность занимающихся: чем меньше возраст и слабее подготовка, тем шире применять средства наглядности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: