Тема: Средства физического воспитания

План: 1. Физические упражнения  как основное специфическое средства Ф.В.

 

          2. Содержание, форма, техника, структура, классификация ф. у.

 

          3. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как неспецифические средства

1. Термин «упражнение» в теории и практике физического воспитания имеет двоякое значение. Им обозначают, во-первых, определенные виды двигательных действий, сложившихся в качестве средств физического воспитания; во- вторых – процесс неоднократно воспроизведения данных действий, который организуется в соответствии с известными методическими принципами. Понятно, что эти два значения термина «упражнение» не только взаимосвязаны, но и частично совпадают. Однако смешивать их не следует. В первом случае речь идёт о том, чем (посредством чего) воздействуют на физическое состояние человека в процессе физического воспитания; во втором же – о том, как (каким методом) осуществляется это воздействие. Чтобы не смешивать эти значения, есть смысл ввести терминологическое уточнение: в первом случае целесообразно пользоваться термином «физическое упражнение», во втором – термином «метод (или методы) упражнения».

  Двигательные действия, совершаемые человеком, как известно, чрезвычайно многообразны (трудовые, бытовые, игровые и т.д.).

Через совокупность движений, объединённых в целостные действия, проявляется, в конечном счете, практически активное отношение человека к миру. «Всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности, - писал И. М. Сеченов, - сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению». Посредствам двигательных действий человека удовлетворяет свои потребности и изменяет самого себя. Физическими упражнениями могут быть названы не все движения и действия. Физические упражнения – это такие виды двигательных действий (включая и совокупности их), которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям. Это определение подчеркивает важнейший отличительный признак физических упражнений – соответствие формы и содержание действий сущности физического воспитания, закономерностям, по которым оно происходит. Если, например, в целях физического воспитания используется ходьба, то она лишь тогда приобретает значение адекватного средства, когда ей придаются рациональные формы, оправданные с позиций физического образования, и когда обеспечиваемый ею уровень функциональной активности организма соответствует объективно необходимому для эффективного воспитания физических качеств. То же самое можно сказать о любых других двигательных действиях, которые возникли первоначально в сфере труда или быта, а затем, соответственно видоизменяясь, становились средствами физического воспитания (бег, преодоление предметных препятствий метания, плавание поднимание тяжестей, борьба и т. д.).

  Отсюда должно быть понятным, что, хотя ряд физических упражнений имеет внешнее сходство с определёнными формами трудовых, боевых и бытовых действий, их нельзя отождествлять и тем более подменять друг другом (как это пытались сделать в своё время некоторые деятели образования, ратуя за сокращение физического воспитания в школе под предлогом введения ручного физического труда). Конечно, оптимально организованный физический труд, особенно в благоприятных условиях внешней среды (работа в лесу, в поле и т.д.) и с определенной дозировкой, может в той или иной мере давать эффект, предусматриваемый и в физическом воспитании, но по сути своей он не тождественен физическим упражнениям, поскольку направлен на внешнюю природу и совершается по закономерностям производства материальных благ. Взаимосвязь физических упражнений и физического труда заключается вовсе не в том, что они могут заменять друг друга, а, прежде всего, в том, что, возникнув первоначально на основе трудовых действий, физические упражнения стали незаменимым средством подготовки к труду. Число практикуемых в настоящие время физических упражнений чрезвычайно велико, причём многие из них существенно отличаются друг от друга, как по форме, так и по содержанию. Для верной ориентировки в этом многообразии упражнений, целесообразного выбора и использования их необходимо в первую очередь ясно представлять суть их содержания.

  Содержание физического упражнения составляют входящие в него двигательные акты (движения, операции) и те основные процессы, которые развёртываются в функциональных системах организма по ходу упражнения, определяя его воздействие. Эти процессы сложны, многообразны. Они могут рассматриваться в различных аспектах: психологическом, биохимическом и др.

  В психолога – физиологическом аспекте физические упражнения рассматриваются как произвольные движения, которые, по выражению И. М. Сеченова, «управляются умом и волей» (в отличие от «невольных», безусловнорефлекторных движений, протекающих машинообразно). При выполнении физического упражнения всегда предполагается сознательная установка на достижение конкретного результата (эффекта), соответствующего тем или иным задачам физического воспитания. Реализация этой установки связана с активной мыслительной работой, предвидением результата и оценкой и условий его достижения, разработкой проекта действия и выбором способа его выполнения, управлением движениями, волевыми усилиями, эмоциями и др. психическими и психомоторными процессами.

    Для понимания сути физических упражнений необходимо иметь в виду далее, что факт выполнения любого из них означает переход организма на тот или иной уровень его функциональной активности.

  Функциональные сдвиги, происходящие во время выполнения упражнения, стимулируют последующие процессы восстановления и адаптации, благодаря чему физические упражнения при определённых условиях служат мощным фактором повышения функциональных возможностей организма и совершенствования его структурных свойств. Отмечая поразительную способность организма не изнашиваться под влиянием деятельности, но и развиваться благодаря ей, А. А. Ухтомский писал: «…живое существо характеризуется могучей способностью ассимиляции, которая постоянно восполняет текущие тракты. Эта способность компенсационной ассимиляции так могуча, что, как убеждают опыты, и рядом ведёт к тому, что именно работающий орган накопляет вещество и рабочие потенциалы в особенности… выше того уровня, на котором они были до работы». Благодаря такой «избыточной компенсации»и «получаются известные картины, что именно работа и упражнение ведут к увеличению массы и развитию органов». Современные исследования все глубже раскрывают механизмы такой суперкомпенсации, позволяющей организму не просто приспосабливается к условиям деятельности, но и практически безгранично расширять границы своих возможностей.

  При рассмотрении содержания физических упражнений с педагогической точки зрения особенно важным яв-ся то, что они целенаправленно развивают способности человека в единстве с формированием определённых умений и навыков. Это значит, что для специалиста физического воспитания главным аспектом в осмыслении сути физических упражнений должен быть обобщающий педагогический аспект, при котором определяется их значение для реализации тех или иных воспитательно-образованных задач.

  Рассматривая физические упражнения в этом аспекте, необходимо постоянно помнить, что их воздействие никогда не ограничивается лишь биологической сферой человека, оно распространяется в той или иной степени на психику, сознание, поведение. Научное понимание сути физических упр. Несовместимо с односторонней оценкой их, как только биологического раздражителя или как только средства воздействия на духовные начала (что характерно для представителей, с одной стороны, вульгарно-идеалистических течений в теории физического вос.). Лишь исходя из фактического единства материальных и психических явлений, происходящих в процессе выполнения ф. у., единства с позиций материалистической диалектики, возможно, верно трактовать их содержание.

    Содержание и форма ф. у. органически взаимосвязаны, причём содержание яв-ся определяющим, оно играет ведущую роль по отношению к форме. Это значит, что для достижения успеха в том или ином ф. у. необходимо обеспечить в первую очередь соответствующее изменения его содержательной стороны, создав условия для повышения функциональных возможностей организма на основе воспитания силовых, скоростных или др. способностей, от которых в решающей мере зависит результат данного упр. По мере изменения элементов содержания упр. Меняется и его форма (так, повышение мощности или скорости движений или выносливости сказывается на амплитуде движений, соотношений опорных и без опорных фаз и др. признаках формы упр.).  

  Со своей стороны и форма влияет на содержание. Несовершенная форма ф. у. препятствует максимальному выявлению функциональных возможностей, как бы сковывает их; совершенная же форма соответствует наиболее эффективному использованию физических способностей (так, при одной и той же скорости передвижения на лыжах человек, в совершенстве владеющий техникой лыжного бега, тратит энергии на 10-20% меньше, чем тот, у кого форма движений несовершенна). Относительно самостоятельное значение формы ф. у. выражается и в том, что разные по содержанию упр. Могут иметь сходную форму (как, скажем, ходьба или бег на различные дистанции). Вместе с тем различные по форме упр. Могут иметь общие черты содержания (напр., бег, гребля, плавание с одной и той же физиологической интенсивностью).

В настоящее время реализуется также идея использования устройств, рассчитан­ных на автоматизированное оперативное программирование некоторых параметров двига­тельной деятельности в сочетании с экспресс-контролем за выполнением заданной про­граммы. Одним из первых шагов в этом направлении явилось применение портативных авто кардио лидеров, которые программируют режим упражнений циклического характе­ра по ЧСС, сличают заданную ЧСС с фактической, регистрируемой автоматически у спортсмена, и информируют его звуковыми сигналами в случае отклонения от програм­мы. Разработан и ряд других аппаратурных методик и целых кибернетических комплек­сов, воплощающих идеи автоматизированного программирования и контроля двигатель­ной деятельности непосредственно по ходу ее осуществления. Правда, пока они не полу­чили достаточно широкого распространения из-за отсутствия налаженного производства необходимой аппаратуры.

По мере дальнейшего внедрения в физическое воспитание научно-технических достижений методика обучения движениям и воспитания физических способностей, не­сомненно, будет совершенствоваться при широком использовании кибернетических под­ходов, технических средств, автоматизированных комплексов. Это не будет, конечно, оз­начать умаления ведущей роли педагога, а, наоборот, высвободит его силы для решения действительно творческих задач обучения и воспитания.

2. Большое значение в физическом воспитании издавна придается использованию благотворного воздействия на физическое развитие, здоровье и работоспособность чело­века естественных факторов внешней среды, особенно таких, как солнечная радиация, воздушная и водная среда. Их общее значение в качестве неотъемлемых условий жизни хорошо известно. Есть два пути включения этих факторов в процесс физического воспи­тания: 1) организация занятий физическими упражнениями непосредственно в условиях природной среды (на открытом воздухе, на местности, в естественных водоемах и т.д.),

Благодаря чему воздействие ее факторов самым тесным образом сочетается с воздействи­ем физических упражнений, так или иначе изменяя их эффект (например, усиливает его в случае интенсивной солнечной радиации и повышенной температуры воздуха); 2) органи­зация специальных процедур закаливающего и оздоровительно-восстановительного ха­рактера (солнечно-воздушных ванн, водных процедур и т. д.). Для повышения оздорови­тельного эффекта физического воспитания особенно ценен первый путь. Естественно-средовые факторы только тогда приобретают значение средств физического воспитания, когда их воздействие упорядочено, дозировано по продолжительности, силе и направлен­ности, иначе они остаются лишь условиями среды, влияние которых на физическое со­стояние, здоровье и работоспособность может быть, вообще говоря, как положительным, так и отрицательным.

Среди гигиенических факторов, прямо либо косвенно содействующих реализации задач физического воспитания, одни, как известно, имеют отношение к общей оптимиза­ции условий жизни с оздоровительных позиций (соблюдение норм и требований, предъ­являемых гигиеной к общему режиму жизни, режиму труда и отдыха, питанию, бытовой обстановке, уходу за телом и т. д.), другие непосредственно связаны с обеспечением оп­тимальных условий для занятий физическими упражнениями (соблюдение специальных норм и требований, предъявляемых гигиеной к режиму занятий и условиям восстановле­ния, к состоянию мест занятий, оборудования, инвентаря, к костюму для занятий и т. д.).

 

Лекция №6

        

Тема: Средства ФВ.

План:   1. ФУ – как основные средства ФВ

         2. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты.

 

Для реализации задач, решаемых в процессе ФВ используются многие средства и методы. Специфическую группу среди них составляют те, которые основаны на целесообразно направленной двигательной активности.

Ф.У. могут быть названы не все движения и действия ф.у. – это такие виды двигательных действии, которые направлены на реализацию задач ФВ (образовательных, воспитательных, оздоровительных) и подчинены его закономерностям.

Важный отличительный признак ФУ – это соответствии формы и содержания действии сущности ФВ, поэтому несмотря на то, что ряд ф.у. имеет сходство с бытовыми, трудовыми, боевыми действиями их нельзя отождествлять и тем более подменять.

Содержание ф.у. составляют входящие в него двигательные акты (движения, операции) и те основные процессы, к – е развертываются в функциональных системах организма по ходу упражнения.

Функциональные сдвиги, происходящие во время выполнения упражнения стимулируют последующие процессы восстановления и адаптации, благодаря чему ф.у. служат мощным фактором повышения функциональных возможностей, совершенствования его структурных свойств.

От особенности содержания ф.у. зависит его форма. Форма ф.у. представляет собой его внутреннюю и внешнюю структуру (построение, организацию).

Внутренняя структура характеризуются тем, как во время выполнения ф.у. связаны между собой различные процессы функционирования организма, как они взаимодействуют и функционируют друг с другом.

Внешняя структура – это его видимая форма, которая характеризуются соотношением пространственных, временных и динамичных параметров движения.

б) Техника ф.у. – наиболее эффективный способ выполнения двигательного действия. Степень эффективности техники ф.у. в каждый данный момент относительная, т.к. сома техника не остается неизменной.

Различают основу техники движении, ее главное звено и детали.

Основа техники – это совокупность тех звеньев, и черт структуры движении, какие необходимы для решения физических задачи определенным способом.

Главные звено – наиболее важная часть данного способа выполнения двигательной задачи. Выполнение движении, входящих в состав главного звена, обычно происходит в сравнительно коротки промежуток времени и требует значительных мышечных усилии.

К деталям техники относят те отдельные составляющие, которых проявляются индивидуальные особенности техники непринципиального характера.

в) Классифицировать ф.у. – значить логически представить их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно конкретным признакам.

При общем образе совокупности ф.у. в спец. литературе часто прибегают к группировке из по принадлежности к исторически сложившимся видом гимнастики, спорта, игр и туризма. Внутри же групп вводят более дробные деления (н – р, гимнастика подразделяется на основную или общеподготовительную производственную). Однако такая классификация не отличается достаточной четкостью. Имеет недостатки.

Одной из широко распространенных являются классификация ф.у. по тем требованиям, к – е они преимущественно предъявляют к физическим качествам человека, и по некоторым дополнительным признакам соответственно выделяют.

1) скоростно – силовые виды упражнении, характеризуются так интенсивностью, или мощностью усилии (спринтерский бег, метание прыжки, поднимание штанги).

2) Виды упражнении. требующие преимущественно проявления выносливости в движениях циклического характера (бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, ходьба, плавание и.т.п).

3) Виды упражнений, требующие проявления главным образам координационных и других способностей в условиях строго заданной программы движений (гимнастическое и акробатические, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и.т.п).

4) Виды упражнений требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывного изменения ситуаций и форм действий (борьба, бокс, фехтования, спортивные игры и т.д).

Вместе с такой общей классификацией и в дополнение к ней в ряде спец. дисциплин пользуется частными классификациями ф.у.

Так, в биомеханике принято подразделять их на локомоторные (направленные на передвижение своего тела в пространстве) вращательные, перемещение и др.

В физиологий – на упражнения, выполняемые в различных зонах физиологических интенсивности работы (максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной).

Довольно широко распространена классификация упражнений по особенностям структуры движений, когда выделяют группы циклических ациклических и комбинированных (составных) упражнений.

2. Понятие нагрузка отражает тот очевидно факт, что выполнение любого физического упражнения связано с переводом функционального состояние организма на более высокий, чем в покое уровень двигательной активности и в этом смысле является надбавкой, нагружающей функциональное системы и вызывающей, если она достаточно велика, утомление.

Нагрузка – это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения. А также степень переносимых при этом трудностей.

Эффект ф.у. закономерно связан с параметрами, предъявляемых им нагрузок.

Показателями нагрузки являются с одной стороны продолжительность упражнений, количество работы, расстояние скорость, с другой стороны величины функциональных и связанных с ними сдвигов в организме – степень увеличения ЧСС, ЛВ, потребления О2 , МОК. Первые относятся к внешней стороне нагрузке, вторые к ее внутренней стороне.

Общая величина нагрузки производна от ее объема и интенсивности.

Объем – количества выполняемой работы.

Интенсивность – напряженность работы. степень ее концентраций во время.

 

 


Соотношения объема и интенсивности нагрузки характеризуется обратно - пропорциональной зависимостью: чем больше нагрузки, тем интенсивность и наоборот.

 

 

б) использование нагрузок в процессе ФВ неразрывно связано с нормированием интервалов отдыха между упражнениями, их повторениями и занятиями в целом. Отдых вводится при этом в двух разновидностях: собственно отдых или пассивный и активный отдых.

Отдых является необходимым условием восстановления уровня работоспособности, снижающейся в результате нагрузки.

Интервалы отдыха в ходе каждого отдельного занятия устанавливаются в соответствий с необходимостью восстановления оперативной работоспособности к моменту нового очередного упражнения, включенного в данного занятии.

Интервалы между занятиями нормируется с таким расчетам, чтобы обеспечить обычное, либо избыточное уровня работоспособности.

В интервалах между занятиями практически всегда сочетаются элементы пассивного к активного отдыха.

Регулирование интервалов отдыха направлено не только на обеспечение восстановления, но и служит одним из основных средств управления общим эффектом упражнения нагрузок.

Типы интервалов отдыха:

Интервалы отдыха между повторениям упражнений в рамках отдельного занятия естественно не равны интервалом между занятиями: первые значительно короче и более вариативны, чем вторые.

При повторениях и чередовании упражнении в ходе занятия оправданы следующей типы интервалов отдыха:

1. ординарный интервал (полный). Отдых такой продолжительности, когда следующая порция нагрузки приходится на фазу полного восстановления или фразу относительной нормализаций функционального состояния организма.

Конкретная величина ординарных интервалов в различных ситуациях не const (от 10 с до многих минут), в зависимости о характера упражнений, нагрузок, уровня подготовленности занимающихся.

2. напряженный интервал (сокращенный).

Отдых такой длительности, когда следующая порция нагрузки приходятся на фазу неполного восстановления работоспособности, т.е очередная нагрузка как бы совмещается с остаточной функциональной активностью определенных систем организма, вызванных предыдущей нагрузкой.

Воздействие очередной нагрузки увеличиваются с нарастающими сдвигами во внутренней среде организма, затруднений выполнения упражнения.

Интервалы такого типа характерны для воспитания выносливости.

3. mini – max интервал – наименьший интервал отдыха между упражнениями по истечении которого могут выявляться ближайшие последствия предшествующего упражнения. Выражается в повышенных показателях работоспособности.

(скоростно-силовая работа).

Интервалы между занятиями более существенно влияют на процессы восстановления, приспособления. В массовой практики ФВ величина этих интервалов обычно относительно стандартна, так как зависит от режима учебной, трудовой и спортивной деятельности. Различают ординарный, жесткий и суперкомпенсаторный интервалы.    

 

                                            Лекция № 7

 

Тема: Методы физического воспитания.

П л а н:   1. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты методов физического воспитания.

            2. Метод строго регламентированного упражнения. Игровой и соревновательный метод, методы использования слова и средств наглядной демонстрации.

          3. Идеомоторные, психорегулирующие и подобные им методы, сенсорно - коррекционные, информационные и другие технические устройства в физическом воспитании.


Литетатура

1. Л.П. Матвеев «Теория и методика физической культуры»: - М. 1991 г.

2. Б.А. Ашмарин «Теория и методика физического воспитания»»: - М. 1990 г.

 

  1. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты методов физического воспитания.

 В принципе систематичности и последовательности отражается необходимость системного чередования физических нагрузок и отдыха. Очевидно, что эффективной может быть лишь такая система, которая обеспечивает постоянную взаимосвязь между отдельными занятиями. Небольшие нагрузки или продолжительные интервалы отдыха между занятиями не приводят к развитию тренированности. Слишком большие нагрузки и короткие интервалы отдыха между занятиями могут привести к превышению адаптационных возможностей организма и к перетренированности. Нагрузка и отдых должны чередоваться так, чтобы каждое последующее занятие проходило «по следам» предыдущего, углубляя и закрепляя положительные физиологические сдвиги. Таким образом, последовательностью дискретных тренировочных занятий создается непрерывность тренировочного процесса.

На занятиях по физическому воспитанию объем нагрузок и их частота в основном зависят от уровня тренированности, особенностей организма, возраста и пола занимающихся.

Последовательность занятий разной направленности может иметь много вариантов. Систематическое использование неадекватных возможностям организма нагрузок разной направленности, кроме снижения роста тренированности, влечет за собой, как правило, и вероятность получения травм.

Принцип постепенности

Принцип постепенности предусматривает необходимость наращивания величины нагрузки на организм на основе последовательной реализации усложняющихся двигательных заданий (упражнений), планомерного увеличения объема и интенсивности тренировочных нагрузок по мере роста функциональных возможностей организма.

Постепенность увеличения нагрузок является гарантом развития тренированности. Постепенность усложнения развивающе-тренирующих воздействий отражается в динамике физических нагрузок. Постепенность может проявляться и в регулярной смене самого состава упражнений и условий их выполнения. Изменение параметров нагрузки при выполнении упражнений приводит к появлению волнообразности их динамики.

Понятие «нагрузка» отражает характер и меру воздействий на спортсмена в

процессе тренировки и соревнований. Выделяют при этом внешнюю, внутреннюю и психическую стороны тренировочных и соревновательных нагрузок.

    Под воздействием нагрузки возникает тренировочный эффект, который может быть срочным - как реакция организма на одно тренировочное задание. В отдельном тренировочном занятии нагрузка должна логически совпадать с предыдущими и последующими занятиями:

1. специфичность- отражает степень соответствия нагрузки двигательной структуре соревновательных действий;

2. направленность отдельных физических способностей совершенствованию технико- тактического мастерства психической подготовленности.

3. продолжительность- длительность упражнений от нескольких секунд- до десятков минут;

4. интенсивность - определяется количеством работы, выполненной единицей времени

5.отдых – рационально организованный отдых обеспечивает восстановление работоспособности после нагрузки и повышает ее эффект

2. Методы обеспечения наглядности применяются для создания зрительных, слуховых, двигательных образов. Их условно можно разделить на две группы:

1) методы непосредственной наглядности

2) методы опосредованной наглядности.

Первые —показ техники физических упражнений;

Вторые —показ плакатов, рисунков, схем и других пособий.

Метод упражнений, основан на двигательной деятельности и условно разделяется на две группы:

1) метод строго регламентированного упражнения;

2) метод относительно нерегламентированного упражнения.

К первой группе относятся:

  • метод целостного или расчлененного упражнения;
  • методы равномерного, переменного, повторного, интервального упражнения и др.

Ко второй группе, прежде всего, относятся игровой и соревновательный методы.

Суть метода целостного упражнения заключается в том, что разучиваемое упражнение выполняется в целом, т.е. технику движения осваивают сразу после показа и объяснения простейших упражнений, которые нельзя расчленять (бросок по кольцу).

Метод расчлененного упражнения предусматривает расчленение сложного технического действия (выход со стартовых колодок).

Равномерный метод характеризуется тем, что физическое упражнение выполняют непрерывно в течение относительно длительного времени с постоянной интенсивностью, стремясь сохранить заданную скорость, постоянный темп и т.д.

Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем направленного изменения скорости передвижения, темпа и т.п.

Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения с определенным интервалом отдыха, в течение которого достаточно полно восстанавливается работоспособность.

Интервальный метод внешне походит на повторный. Оба характеризуются многократным повторением упражнений через определенные интервалы отдыха. Но если при повторном методе характер воздействия нагрузки на организм определяется исключительно самим упражнением (длительностью интенсивностью), то при интервальном методе тренирующим воздействием обладают также интервалы отдыха. Паузы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторного упражнения ЧСС была 120-140 уд/сек, т.е. каждая новая нагрузка дается в стадии неполного восстановления. Число повторений упражнений от 10-20 до 20-30.

Соревновательный метод — один из способов стимулирования интересов деятельности спортсменов с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо упражнении при соблюдении правил соревнований. Соревновательный метод используется либо в элементарной форме (например, кто больше забросит в кольцо мячей), либо в виде официальных и полуофициальных соревнований в основном подготовительного характера Фактор соперничества в процессе состязаний создает благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий. Дозировка нагрузки ограничена.

Итак, задачи обучения в рамках спортивной тренировки заключаются:

  • в улучшении физического развития и укрепления здоровья спортсмена (обеспечение физической подготовленности);
  • овладение техникой спортивных и других физических упражнений (обеспечение технической подготовленности);
  • в овладении спортивной тактикой (обеспечение тактической подготовленности);
  • в повышении интеллектуальной подготовки, в расширении круга знаний о спорте (обеспечение теоретической подготовленности);

    Методами строго регламентированного упражнения занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит:

 в твердой предписанной программе движений (заранее обусловленный состав движений, порядок их повторения, изменений и связи друг с другом);

в возможно точном нормировании нагрузки и управлений ее динамикой по ходу упражнения, а также в нормировании интервалов отдыха и строго установленном чередовании их с фазой нагрузки;

Методы строго регламентированного упражнения имеют множество конкретных вариантов, выбор которых для применения зависит от содержания занятий, этапов (периодов), последовательно сменяющихся в процессе физического воспитания, и других обстоятельств.

Разучивая двигательные действия как в целом, так и с расчленением, обычно вводят ряд вспомогательных методических приемов: ориентирование, облегчение внешних условий и т.д. Как правило, особенно если сложное действие разучивают в целом, широко применяют так называемые подводящие упражнения, которые как бы подводят к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме.

В процессе совершенствования разученных двигательных действий особое значение приобретает отлаживание свойственной им целостной структуры с одновременным улучшением их качественной основы. Ведущая роль здесь принадлежит методам, которые характеризуются целостным выполнением действия в условиях дополнительных нагрузок, позволяющих стимулировать развитие физических качеств без нарушения структуры движений, путем так называемого сопряженного воздействия,

методом сопряженного упражнения.

    Иную основу имеют методы избирательнонаправленного упражнения. Характерная черта - преимущественная направленность воздействия на те или иные двигательные качества и отдельные морфофункциональные свойства организма, что достигается посредством специальных упражнений.

    Методы стандартно – повторного упражнения отличаются повторным выполнением заданных движений, действий по ходу данного отдельного занятия без сколько – нибудь существенных изменений их структуры и внешних параметров нагрузки.

    В «круговой тренировке» хорошо сочетаются достоинства избирательно направленного и общего, комплексного воздействия, а также строго упорядоченного и вариативного воздействия.

    Словесный метод - с его помощью сообщаются теоретические сведения по технике, тактике, правилам соревнований. В работе со спортсменами старшего возраста методы слова используются больше.

Значение игры как многообразного общественного явления, вообще говоря, выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей- в самопознании и общении, в духовном и физическом развитии, в отдыхе и развлечении и т.д. Однако одна из главных функций игры - педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.

    Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т.е., что отличает ее в методическом отношении от других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан лишь с какими-либо общепринятыми играми.

    Игровой метод в физическом воспитании характеризуют в целом следующие черты. 

 Сюжетно-ролевая основа- деятельность занимающихся на основе условного сюжета и самостоятельно-импровизационного выполнения ими тех или иных ролей, предусматриваемых сюжетом.

Отсутствие жесткой регламентации действий,вероятные условия их выполнения, широкие возможности для самостоятельного проявления творческих начал. Игровой сюжет и правила игры не предопределяют жестко все конкретные формы их действий. Отсюда-импровизированный характер действий в игре и в связи с этим широкие возможности для проявления самостоятельности, инициативности, находчивости и других, непосредственно связанных с ними личностных качеств.

Моделирование эмоционально насыщенных межличностных и межгрупповых отношений. В большинстве игр воссоздаются довольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие отношения, как типа сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки, так и типа соперничества, противоборства, когда сталкиваются противоположно направленные стремления, возникают и разрешаются игровые конфликты.

Особенности регулирования воздействующих факторов. Игровой метод не представляет тех возможностей для точной реализации заранее намеченной программы действий и нормирования их влияния на занимающихся.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. Он позволяет совершенствовать качества способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность.

Соревновательный метод.Соревнование или состязание как и игра, относится к числу широко распространенных общественных явлений. Оно имеет значение как способ организации и стимулировании деятельности в самых различных сферах жизни.

 Основная, определяющая черта соревновательного метода – конкурентное сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение.

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач: воспитание физических, волевых и моральных  качеств, совершенствовании умений, навыков, формирования способности рационально использовать их в сложных условиях.

3. Идеомоторные, психорегулирующие и подобные им методы, сенсорно - коррекционные, информационные и другие технические устройства в физическом воспитании.

Основу этой своеобразной группы методов составляет специально направленное использование внутренней речи, образного мышления мышечно-двигательных и других чувственных представлений, сформированных тесной взаимосвязи для самовоздействия на физическое и психическое состояние, регулирование его и обеспечение готовности к действию. Идеомоторное упражнение (многократное мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией особого внимания), эмоциональная самонастройка служит для направленной регуляции состояний организма и выявления ориентированных комплексов упражнений гимнастического типа.

Совершенствование методики физического воспитания в наше время идет под все более мощным воздействием научно- технического прогресса. С привлечением новых технических средств совершенствуются и традиционные методы физического воспитания. Значительная часть технических средств типа тренажера применяется с целью «прочувствования» движений в специально созданных условиях и способствованию формирования рациональных двигательных действий.

    Тренажеры по заданным параметрам облегчают формирование нужных мышечно-двигательных ощущений. Физическая подготовка положительно влияет на здоровье человека, повышает сопротивляемость организма, улучшает общее самочувствие. Человек, занимающийся спортом должен быть готов к нагрузке на свой организм, соблюдать режим тренировок, а также не нарушать цикла своей работы. В целом, умеренная физическая подготовка благотворно сказывается на самочувствии человека и на работе всех его органов.

 

Лекция 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: