Принцип систематичности

Осуществлять принцип систематичности в учебно-тренировочном процессе — значит, соблюдать рациональную последовательность в применении средств и методов физического воспитания и в прове­дении занятий.

Основным условием для соблюдения этой последовательности являются задания постепенно нарастающей трудности, определен­ная система в разучивании физических упражнений. При планиро­вании занятий упражнения необходимо распределять так, чтобы но­вые задания опирались на ранее усвоенный материал и вместе с тем закрепляли и улучшали предыдущие результаты. Если во вновь изучаемом упражнении нет элементов для переноса упражняемости, то для «экономного» достижения цели планируют так называе­мые подводящие упражнения или расчленяют основное действие на элементарные движения, каждое из которых способствовало бы его освоению.

Нарастание трудности не. должно быть чрезмерно медленным. Соблюдая принцип последовательности при планировании занятия, следует учитывать не только усвоение отдельных движений, но и систему упражнений в целом (например, систему гимнастических упражнений для учащихся 8-х классов или систему упражнений для гимнастов II и I разрядов). В этом случае планируются не все эле­менты определенной трудности, а лишь те, не овладев которыми нельзя овладеть основным учебным материалом программы. Крите­рием оценки трудности в упражнениях следует считать такую по­следовательность двигательных задач, при которой решение их обес­печивало бы занимающимся больше успехов, чем неудач.

Наряду с постепенным усложнением и преумножением двига­тельных умений и навыков в процессе физического воспитания долж­ны нарастать объем и интенсивность нагрузок, обеспечивающих развитие двигательных качеств (о различных формах повышения нагрузок см. в главе «Основы спортивной тренировки»).

Эта общая тенденция в повышении требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, иногда выде­ляется как особый принцип — принцип прогрессирования.

Чтобы обеспечить систематичность в обучении, следует придер­живаться следующих правил:

1. Всю учебно-тренировочную работу планировать заранее, уста­навливая заблаговременно последовательность упражнений.

2. Регулярно учитывать результаты учебно-тренировочной работы.

3. Обеспечивать регулярность занятий, не допуская неоправдан­ных перерывов.

4. Правильно распределять упражнения во времени.

5. Наряду с повторением упражнений целесообразно разнооб­разить средства воздействия (упражнения, методы, внешние ус­ловия).

Принцип доступности

Доступными должны быть все элементы обучения: показ, объ­яснение, сам учебный материал, общая физическая нагрузка и др. В физическом воспитании это требование обеспечивается, во-пер­вых, отбором соответствующих и распределенных по степени труд­ности физических упражнений и, во-вторых, учетом возрастных, по­ловых и индивидуальных особенностей обучающихся.

Понятия «доступность материала» и «легкость освоения мате­риала» не идентичны. Очень легкое задание будет, конечно, посиль­ным для занимающихся, но мало рациональным. Кроме того, оно может вызвать у занимающихся отрицательную реакцию в виде снижения активности и интереса к работе, так как не будет соот­ветствовать уровню их притязания. По тем же причинам психологи­ческого порядка не следует предлагать обучающимся и чрезмерно трудный материал. Этого нельзя делать еще и потому, что в таком случае неизбежно неправильное выполнение упражнения. Приобре­тенные неверные условные связи в дальнейшем отрицательно ска­жутся на усвоении учебного материала.

Не следует забывать также и о том, что выполнение непосиль­ных упражнений является иногда основной причиной спортивного травматизма.

Таким образом, упражнения не должны быть чрезмерно трудны­ми и чрезмерно легкими. Учебный материал должен быть подобран с таким расчетом, чтобы для овладения им занимающиеся при со­ответствующей помощи преподавателя вынуждены были бы прило­жить определенные усилия.

Правильная реализация принципа доступности требует учета уровня предварительной подготовленности, половых и возрастных особенностей занимающихся, а также индивидуальных различий в их психомоторике.

Индивидуальные особенности занимающихся следует изучать как на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях, так и (осо­бенно) в условиях относительно свободной деятельности — в игре, во время туристских походов. Учет индивидуальных особенностей воспитуемых дает преподавателю возможность предъявлять повы­шенные требования к сильным учащимся, поощрять даже неболь­шие достижения слабых, находить наиболее целесообразную техни­ку для конкретного спортсмена и т. п. Индивидуальный подход вполне осуществим и при групповых занятиях.

Принцип доступности требует соблюдения следующих правил:

1. Руководствоваться учебными программами и нормативными требованиями.

2. Знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

3. Соблюдать правила «от известного к неизвестному», «от лег­кого к трудному», «от простого к сложному».

Принцип прочности

Осуществлять принцип прочности в физическом воспитании — значит, обеспечивать сохранение освоенного навыка и приобретен­ной работоспособности на протяжении возможно более длительного или заданного времени.

Прочность усвоенных навыков играет также важную роль в со­ревновательной деятельности, когда вследствие непривычной внеш­ней ситуации и субъективных факторов недостаточно упроченный навык расстраивается.

Плохо закрепленные навыки легко разрушаются при переходе к новым, более сложным упражнениям, если первые служат опорой для формирования последних, или под влиянием повышенных на­грузок. Следует все же отметить, что не всегда и не все упражне­ния и технические приемы (например, в видах спортивного единоборства или в учебных комбинациях гимнастических вольных уп­ражнений) следует прочно закреплять. Многие из них являются лишь вспомогательными приемами для овладения основными дей­ствиями.

Главными условиями выработки прочного навыка являются:

а) сознательное его усвоение; б) многократное систематическое повторение освоенного материала (благодаря чему сохраняется и достигнутый уровень физических качеств); в) так называемое по­путное повторение (когда каждое очередное занятие содержит в разных комбинациях основные элементы навыка, приобретенного на предыдущих занятиях).

Таким образом, принцип прочности очень тесно связан с принци­пом систематичности. Систематическое повторение нужно, следова­тельно, не только для того, чтобы освоить новые упражнения, но и для того, чтобы прочно закрепить изученные ранее.

Следует заметить, что прочность основных навыков зависит не только от методов обучения, но и от особенностей самих изучаемых действий. В то время как одни навыки в результате даже небольших перерывов в занятиях значительно расстраиваются, или даже утра­чиваются, другие (например, в плавании, катании на коньках или езде на велосипеде), будучи однажды освоенными, сохраняются очень долго. Отсюда следует, что режим повторения в занятиях, не­обходимый для достижения прочности, должен устанавливаться в зависимости от многих конкретных условий и, в частности, от осо­бенностей самих изучаемых действий.

К факторам, разлаживающим навык, следует отнести, прежде всего утомление, особенно после больших или максимальных функ­циональных нагрузок, которые, как известно, время от времени при­меняются в современных методах тренировки. Поэтому следует строго соблюдать сроки восстановительного периода, необходимого для ликвидации утомления, вызванного предшествующими занятия­ми. Повышение же выносливости в результате тренировок следует рассматривать как один из методов повышения устойчивости на­выка.

К факторам, нарушающим прочность освоенного действия, сле­дует отнести также все непривычные условия внешнего порядка (неровности почвы, непривычный снаряд, плохое освещение и т. п.). Для того чтобы вооружить занимающихся против отрицательного влияния подобного рода помех, необходимо периодически созна­тельно осложнять внешние условия, в которых выполняются уп­ражнения.

Для соблюдения принципа прочности в педагогическом процес­се следует руководствоваться следующими правилами:

1. Не спешить с переходом к изучению новых упражнений.

2. Не перегружать занятие новыми упражнениями.

3. Включать в занятие ранее изученные и прочно усвоенные эле­менты в новых сочетаниях и вариантах.

4. Повышать интенсивность и длительность выполнения упраж­нений.

Выводы

Каждый из принципов обучения был рассмотрен отдельно толь­ко для удобства изложения. В реальном же процессе обучения принципы дидактики, примененные отдельно друг от друга, своего назначения не оправдывают, так как процесс обучения определяет­ся многими взаимосвязанными закономерностями.

 

 

                                                           Лекция № 5

                                                                                 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: