Осуществлять принцип систематичности в учебно-тренировочном процессе — значит, соблюдать рациональную последовательность в применении средств и методов физического воспитания и в проведении занятий.
Основным условием для соблюдения этой последовательности являются задания постепенно нарастающей трудности, определенная система в разучивании физических упражнений. При планировании занятий упражнения необходимо распределять так, чтобы новые задания опирались на ранее усвоенный материал и вместе с тем закрепляли и улучшали предыдущие результаты. Если во вновь изучаемом упражнении нет элементов для переноса упражняемости, то для «экономного» достижения цели планируют так называемые подводящие упражнения или расчленяют основное действие на элементарные движения, каждое из которых способствовало бы его освоению.
Нарастание трудности не. должно быть чрезмерно медленным. Соблюдая принцип последовательности при планировании занятия, следует учитывать не только усвоение отдельных движений, но и систему упражнений в целом (например, систему гимнастических упражнений для учащихся 8-х классов или систему упражнений для гимнастов II и I разрядов). В этом случае планируются не все элементы определенной трудности, а лишь те, не овладев которыми нельзя овладеть основным учебным материалом программы. Критерием оценки трудности в упражнениях следует считать такую последовательность двигательных задач, при которой решение их обеспечивало бы занимающимся больше успехов, чем неудач.
Наряду с постепенным усложнением и преумножением двигательных умений и навыков в процессе физического воспитания должны нарастать объем и интенсивность нагрузок, обеспечивающих развитие двигательных качеств (о различных формах повышения нагрузок см. в главе «Основы спортивной тренировки»).
Эта общая тенденция в повышении требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, иногда выделяется как особый принцип — принцип прогрессирования.
Чтобы обеспечить систематичность в обучении, следует придерживаться следующих правил:
1. Всю учебно-тренировочную работу планировать заранее, устанавливая заблаговременно последовательность упражнений.
2. Регулярно учитывать результаты учебно-тренировочной работы.
3. Обеспечивать регулярность занятий, не допуская неоправданных перерывов.
4. Правильно распределять упражнения во времени.
5. Наряду с повторением упражнений целесообразно разнообразить средства воздействия (упражнения, методы, внешние условия).
Принцип доступности
Доступными должны быть все элементы обучения: показ, объяснение, сам учебный материал, общая физическая нагрузка и др. В физическом воспитании это требование обеспечивается, во-первых, отбором соответствующих и распределенных по степени трудности физических упражнений и, во-вторых, учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей обучающихся.
Понятия «доступность материала» и «легкость освоения материала» не идентичны. Очень легкое задание будет, конечно, посильным для занимающихся, но мало рациональным. Кроме того, оно может вызвать у занимающихся отрицательную реакцию в виде снижения активности и интереса к работе, так как не будет соответствовать уровню их притязания. По тем же причинам психологического порядка не следует предлагать обучающимся и чрезмерно трудный материал. Этого нельзя делать еще и потому, что в таком случае неизбежно неправильное выполнение упражнения. Приобретенные неверные условные связи в дальнейшем отрицательно скажутся на усвоении учебного материала.
Не следует забывать также и о том, что выполнение непосильных упражнений является иногда основной причиной спортивного травматизма.
Таким образом, упражнения не должны быть чрезмерно трудными и чрезмерно легкими. Учебный материал должен быть подобран с таким расчетом, чтобы для овладения им занимающиеся при соответствующей помощи преподавателя вынуждены были бы приложить определенные усилия.
Правильная реализация принципа доступности требует учета уровня предварительной подготовленности, половых и возрастных особенностей занимающихся, а также индивидуальных различий в их психомоторике.
Индивидуальные особенности занимающихся следует изучать как на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях, так и (особенно) в условиях относительно свободной деятельности — в игре, во время туристских походов. Учет индивидуальных особенностей воспитуемых дает преподавателю возможность предъявлять повышенные требования к сильным учащимся, поощрять даже небольшие достижения слабых, находить наиболее целесообразную технику для конкретного спортсмена и т. п. Индивидуальный подход вполне осуществим и при групповых занятиях.
Принцип доступности требует соблюдения следующих правил:
1. Руководствоваться учебными программами и нормативными требованиями.
2. Знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
3. Соблюдать правила «от известного к неизвестному», «от легкого к трудному», «от простого к сложному».
Принцип прочности
Осуществлять принцип прочности в физическом воспитании — значит, обеспечивать сохранение освоенного навыка и приобретенной работоспособности на протяжении возможно более длительного или заданного времени.
Прочность усвоенных навыков играет также важную роль в соревновательной деятельности, когда вследствие непривычной внешней ситуации и субъективных факторов недостаточно упроченный навык расстраивается.
Плохо закрепленные навыки легко разрушаются при переходе к новым, более сложным упражнениям, если первые служат опорой для формирования последних, или под влиянием повышенных нагрузок. Следует все же отметить, что не всегда и не все упражнения и технические приемы (например, в видах спортивного единоборства или в учебных комбинациях гимнастических вольных упражнений) следует прочно закреплять. Многие из них являются лишь вспомогательными приемами для овладения основными действиями.
Главными условиями выработки прочного навыка являются:
а) сознательное его усвоение; б) многократное систематическое повторение освоенного материала (благодаря чему сохраняется и достигнутый уровень физических качеств); в) так называемое попутное повторение (когда каждое очередное занятие содержит в разных комбинациях основные элементы навыка, приобретенного на предыдущих занятиях).
Таким образом, принцип прочности очень тесно связан с принципом систематичности. Систематическое повторение нужно, следовательно, не только для того, чтобы освоить новые упражнения, но и для того, чтобы прочно закрепить изученные ранее.
Следует заметить, что прочность основных навыков зависит не только от методов обучения, но и от особенностей самих изучаемых действий. В то время как одни навыки в результате даже небольших перерывов в занятиях значительно расстраиваются, или даже утрачиваются, другие (например, в плавании, катании на коньках или езде на велосипеде), будучи однажды освоенными, сохраняются очень долго. Отсюда следует, что режим повторения в занятиях, необходимый для достижения прочности, должен устанавливаться в зависимости от многих конкретных условий и, в частности, от особенностей самих изучаемых действий.
К факторам, разлаживающим навык, следует отнести, прежде всего утомление, особенно после больших или максимальных функциональных нагрузок, которые, как известно, время от времени применяются в современных методах тренировки. Поэтому следует строго соблюдать сроки восстановительного периода, необходимого для ликвидации утомления, вызванного предшествующими занятиями. Повышение же выносливости в результате тренировок следует рассматривать как один из методов повышения устойчивости навыка.
К факторам, нарушающим прочность освоенного действия, следует отнести также все непривычные условия внешнего порядка (неровности почвы, непривычный снаряд, плохое освещение и т. п.). Для того чтобы вооружить занимающихся против отрицательного влияния подобного рода помех, необходимо периодически сознательно осложнять внешние условия, в которых выполняются упражнения.
Для соблюдения принципа прочности в педагогическом процессе следует руководствоваться следующими правилами:
1. Не спешить с переходом к изучению новых упражнений.
2. Не перегружать занятие новыми упражнениями.
3. Включать в занятие ранее изученные и прочно усвоенные элементы в новых сочетаниях и вариантах.
4. Повышать интенсивность и длительность выполнения упражнений.
Выводы
Каждый из принципов обучения был рассмотрен отдельно только для удобства изложения. В реальном же процессе обучения принципы дидактики, примененные отдельно друг от друга, своего назначения не оправдывают, так как процесс обучения определяется многими взаимосвязанными закономерностями.
Лекция № 5