Средства и методы развития ловкости

Ловкость – способность управлять своими движениями во времени и пространстве, быстро овладеть новыми движениями, способность перестраивать двигательную деятельность в соответствиями с требованиями меняющейся обстановки. Средством воспитания ловкости являются упражнения со сложной координацией движений. В качестве методов применяют: разучивание новых упражнений, многократное повторение упражнений в две стороны поочередно (вправо и влево), выполнение упражнений поочередно правой и левой рукой (ногой), выполнение упражнений и меняющихся нестандартных условий (подвижные и спортивные игры), воспитание гибкости. Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой.

Для развития гибкости применяют следующие средства:

1. активные свободные движения с постепенно увеличивающейся амплитудой. Например, маховые движения руками, повторные пружинящие движения (в выпаде, в полушпагате, пружинящие наклоны и т.д.).

2. движения, с использованием инерции. Например, махи ногами, движения с доставанием ориентиров, движения с помощью партнера, полагающего увеличить амплитуду.

3. движения с отягощением с большой амплитудой

4. движения с большой амплитудой у дополнительной опоры.

Для развития общей и специальной выносливости необходимо выполнять следующие правила: повторять упражнения до утомления и на фоне утомления, строго координировать дыхание с движениями, интервальность регулировать с помощью показателей ЧСС, стремиться установить оптимальную массу тела.

3. Воспитание осанки

3.1. Характеристика осанки

Осанки выражается внешне и привычной для каждого человека манере сохранять вертикальное положение тела. Иными словами, это комплекс качеств и навыков, обеспечивающих выгодную для жизнедеятельности общую позу и положение тела в пространстве. О рациональной («правильной») осанке говорят тогда, когда основное положение тела характеризуется такой полой, которая способствует сохранению статического или динамического равновесия и создает благоприятные условия для функционирования организма. Формирование рациональной осанки, ее закрепление и совершенствование предусматривается в числе важных задач физического воспитания.

3.2. Основы методики воспитания осанки

Управление процессом формирования и закрепления навыка рациональной осанки, а также предупреждение и исправление возможных нарушений ее составляют один из существенных разделов физического воспитания. Решающая часть процесса воспитания осанки приходится на.младенческий, преддошкодьный, дошкольный и школьный периоды, однако око не завершается с этими периодами, а должно продолжаться в течение всей жизни человека.

Хотя наследственность влияет в той или иной мере на тип осанки, главную роль в том. какая осанка будет характерна для индивида, играет приобретенный навык прямостояния наряду с качественными основами сохранения и регулирования позы. Поэтому первая задача в процессе воспитания осанки заключается в формировании и последующем закреплении навыка рациональной «основной стойки», благоприятной для функционирования двигательного аппарата и внутренних органов. Эта задача решается в единстве с освоением техники жизненно важных двигательных действий и воспитанием физических качеств, особенно таких, как сила и гибкость, а также способности поддерживать статическое и динамическое равновесие.

На первом этапе формирования навыка правильной осанки необходимо создать достаточно ясное представление о ней и практически «прочувствовать» ее. Разумеется, такие упражнения не должны быть чрезмерно утомительными. Их нужно разнообразить и по возможности делать интересными, особенно в занятиях с детьми. О необходимости постоянно соблюдать правильную осанку на первых порах нужно как можно чаще напоминать, в томчисле с помощью плакатов, лозунгов («Сутулость—враг здоровья!»).

Учитывая, что общее распределение тонуса мышц, обеспечивающих сохранение позы, существенно зависит от шейно-тонических установочных рефлексов, важно с самого начала обращать внимание на верное положение головы в вертикальной стойке. Однако положение верхних звеньев тела в вертикальной стойке во многом определяется положением нижележащих опорных звеньев, прежде всего нижних конечностей. Поэтому при поэлементном освоении основной стоики и контроле за ее правильностью рекомендуется придерживаться такой последовательности: 1.Постановка стоп. 2. Полное разгибание ног в коленных суставах. 3. Разгибание в тазобедренных суставах и поясничном отделе. 4. Установка верхних звеньев тела.

Разнообразные эффективные средства воспитания осанки предоставляет гимнастика во всех ее видах. Особенно широко применяются для формирования и закрепления навыка рациональной осанки строевые, порядковые и вольные упражнения, а также так называемые элементарные «общеразвивающие» упражнения, значительная часть которых специально предназначена для этой цели. Немаловажную роль в систематическом закреплении навыка рациональной осанки играют принятые в гимнастике правила соблюдения исходных положений перед началом упражнения, требования «гимнастического стиля» выполнения упражнений и фиксации конечных положений.

На этапах укрепления и совершенствования техники двигательных действий основными средствами яв­ляются целостные упражнения, Некоторые из них имеют особую ценность для совершенствования навыков рациональной осанки в усложненных условиях статического и динамического равновесия. В этой связи следует отметить упражнения в равновесии на уменьшенной опоре, упражнения типа жонглирования и такое средство воспитания осанки, как передвижение с грузом на голове.

Ряд упражнений может при известных условиях неблагоприятно влиять на осанку. К ним относятся, в частности, продолжительные упражнения, выполняемые в согнутом положении, упражнения с предельными внешними отягощениями, выполняемые в большом объеме, упражнения, сопряженные с крайней степенью утомления. Такого рода упражнения необходимо постоянно сочетать с упражнениями, корригирующими осанку, в том числе с «выравнивающими» упражнениями.

Нестойкие нарушения осанки функционального характера сравнительно несложно устранить средствами физического воспитания. Решающее условие при этом — целесообразное построение процесса занятий физическими упражнениями в соответствии с принципами оптимального варьирования нагрузок и чередования их с отдыхом, а также оптимизация общего режима жизни в согласии с требованиями гигиены. Для коррекции же стойких аномалии осанки патологического характера требуется вмешательство врача и специалиста по лечебной физической культуре.

Лекция 12-13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: