Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизнь (А. Бергсон, В. Дильтей и др.)

 

В философии А.Бергсона (1859-1941) «жизнь» не есть биологический процесс. Она рассматривается по аналогии с сознанием и интуицией.

Жизнь, по Бергсону, есть «жизненный порыв», свободный и необратимый. Материя не что иное, как момент остановки этого порыва. Жизнь – непрерывно обогащающееся действие, в то время как материя распадается и деградирует, что подтверждает второе начало термодинамики. Он ищет движущую силу развития в каком-то духовном начале: в Боге для мира в целом, в «жизненном порыве» для жизни. 

Жизненный порыв, преодолевая в человеке все препятствия, становится творческой активностью, основные формы которой искусство, философия, мораль и религия.

Общественную жизнь Бергсон трактует как проявление все того же» жизненного порыва». Большей частью мы живем «внешней жизнью», для других, а не для себя. Лишь путем «углубленного размышления» мы можем достичь нашего истинного «Я». Первое он обозначает как «замкнутую душу», второе – как «открытую». «Открытая» душа индивидуальна, свободна, надсоциальна.

Он различает «замкнутое» и «открытое» общество. Первое, возникшее на основе принуждения с целью сохранить целостность и устойчивость существующей социальной структуры, основанное на угнетении, «обеспечивает связность группы, склоняя все индивидуальные воли в одной цели». «Открытое общество» должно объединять все человечество и строиться на любви, взаимной симпатии, возникающей из «духовного порыва», который раскрывает перед избранными личностями мир свободы и любви.

Для Дильтея «жизнь» - это «факты воли, побуждения и чувства», непосредственно данные нам в качестве «переживаний». Действительность он рассматривает как «жизненный опыт», несводимый к разуму и поэтому иррационален. «Жизнь» нельзя поставить перед судом разума» - писал Дильтей. «Творческий процесс», «жизнь» исключают закономерность и всеобщность, «жизнь» и разум несоизмеримы. На место всеобщего закона ставиться «индивидуальный закон», т.е. судьба, постижимая только через интуицию.

 

История как одна из форм проявления жизни (О. Шпенглер).

 

О. Шпенглер (1880-1936) различие между природой и историей возвел в ранг метафизического. В природе доминирует механическая необходимость, история – царство органической необходимости. Именно поэтому история может быть понята через переживание, путем интуитивного проникновения в формы исторического развития.

В «истории» все изменчиво, случайно, однократно, неповторимо, необратимо, «напряженно», преходяще. Поэтому для человека важны не конкретные факты истории, взятые «сами по себе», а что они «означают и обозначают своим явлением».

В отличие от природы, полагает Шпенглер, история есть «изначальная форма мира», т.к. основой самого мира является жизнь, «чистое становление», не имеющее границ, находящееся «по ту сторону сферы причины и следствия, закона и меры».

Современная европейская культура, полагает Шпенглер, вступила в заключительную фазу своего существования – цивилизацию. Цивилизация – неизбежная судьба любой культуры, ее самое крайнее и «искусственное» состояние. Подобно любым организмам, цивилизации рождаются, созревают, увядают и уходят безвозвратно. В замкнутом пространстве цивилизации мораль, философия, право несут абсолютный смысл, но за его пределами не имеют смысла. «Сколько цивилизаций, столько и моральных систем». Каждая цивилизация создает собственные ценности, совершенно отличные от ценностей других цивилизаций.

Как и организмы, цивилизации обречены на гибель. Моральный и религиозный кризис Шпенглер усматривает в торжестве эгалитаристских тенденций, демократии и социализма.  

Исторический прогресс Шпенглер не принимает ни в какой форме: ни в линейной, ни в кумулятивной. Отсюда акцент на уникальность культур, их взаимонепроницаемость.

 

Социальное познание как разновидность

Познавательной деятельности

План.

1. Понятие социального познания.

2. Объект и предмет социального познания. Специфика социального познания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: