Понятие социального познания

Два аспекта понятия «социальное познание»:

1) любое познание социально, поскольку оно возникает и функционирует в обществе и детерминировано социокультурными факторами;

2) форма познания, направленная на изучение социальных процессов и явлений (общества, культуры, человека), в отличие от познания природы (естествознание) и познания самого познания, мышления (гносеология, эпистемология, логика, философия).

Социальное познание, гуманитарное познание, социально-гуманитарное познание – как синонимы.

По вопросу соотношения социально-гуманитарного и естественнонаучного познания существуют две полярные точки зрения: натурализм и антинатурализм.

Первый подход утверждает, что никакого различия между социальной и естественнонаучной формами познания не существует.

Подобный подход есть не что иное, как абсолютизация роли естественных наук. В зависимости от того, какая наука принималась за «образец», натурализм выступал в трех основных формах:

а) механицизм – основан на абсолютизации и универсализации механистической картины мира

б) физикализм – универсальным языком науки объявлялся язык физики

в) биологизм – совокупность представлений, применяющих понятия и законы биологии при анализе социальной жизни.

Натурализм также проявлял себя в форме:

- географического детерминизма,

- демографического детерминизма,

- фрейдизма.

Географический детерминизм существование и специфику социально-исторического развития ставит в непосредственную зависимость от географической среды (климат, почва, водные ресурсы, полезные ископаемые, флора, фауна и т.п.).

Демографический детерминизм – придает исключительное значение народонаселению в функционировании и развитии общества.

 

Фрейдизм – стремление применить психологическое учение З.Фрейда для объяснения развития общества.

Сторонники антинатурализма противопоставляют социальное познание естественнонаучному, не видя между ними ничего общего.

Он проявляется в виде:

а) социологизма (социоцентризма), который считает, что общество, культура и личность должны исследоваться исключительно методами и средствами социально-гуманитарных наук.

б) экономизма (экономического детерминизма), который все богатство социальных явлений объясняли исключительно «экономическим фактором.

в) психологизма – проблемы всех наук могут быть решены с помощью понятий и методов психологии.

г) антипсихологизма - нельзя свести социально-гуманитарные науки к психологии.

Объект и предмет социального познания. Специфика социального познания.

 

Предмет социально-гуманитарного познания – сфера человеческой деятельности в многообразных ее формах, т.е. социальная реальность

  Важнейшей особенностью социального познания является то обстоятельство, что объектом познания предстает общество, развитие и функционирование которого есть результат деятельности людей.

Особенностью общества как объекта социально-гуманитарного познания является вхождение в его содержание и структуру субъекта познания, наделенного сознанием и активно действующего.

Исследование объекта в данном случае всегда осуществляется с определенных ценностных позиций, установок и интересов, которые являются определяющими в действиях субъекта.

Чтобы понять реальное содержание общественных идей и теорий, их надо соотносить не только с объектом познания, но и с реальными интересами общественных групп, т.е. ввести дополнительное «измерение» - субъектно-субъектные отношения, через призму которых исследуется объект.

Говоря об особенностях социального познания, некоторые исследователи отмечают следующее:

- в социальном познании присутствуют иррациональные компоненты;

- взаимосвязь рациональных и внерациональных компонентов обусловливается как внешними (социокультурными), так и внутренними (предмет, цели, установки и пр.) факторами.

Социальное познание направлено как на статику, так и на динамику социальных явлений и процессов. Последнее – является приоритетным направлением. В связи с этим особую значимость приобретает принцип историзма: рассмотрение социальных объектов в их возникновении, развитии и преобразовании.

Объяснение, понимание и интерпретация в социально-гуманитарном познании.

1. Специфика гуманитарных наук.

2. Типы и методы научного объяснения.

3. Проблема понимания в социально-гуманитарном знании.

4. Специфика философско-методологического анализа текста как основа гуманитарного знания.

 

Специфика гуманитарных наук.

Начиная с первой половины XIX века – процесс формирования социально-гуманитарный наук. Их цель: не только познание общества, но и участие в его регуляции и преобразовании.

Круг интересов гуманитарных наук – человек, общество, культура.

Особенность гуманитарных наук – берут в расчет феномен человеческого сознания. Сложнейшие вопросы человеческого бытия – фундамент любого гуманитарного исследования. 

Одним из первых к рассмотрению отличия наук о культуре от наук о природе обратился В. Дильтей (1833-1911). Он противопоставил «наукам о духе», имеющим своим предметом социально-историческую реальность, «науки о природе», т.е. естествознание.

Отличие гуманитарных исследований от естественнонаучных заметно при рассмотрении той роли, которую играет гуманитарное знание в общественной жизни.

  Естественнонаучные теории, особенно фундаментальные, дальше отстоят от мира повседневных и реальных забот. Знание гуманитарное воспринимается обществом более заинтересовано и даже обостренно. Гуманитарные идеи – становятся достоянием широких слоев общественности, имеют важное общекультурное влияние и последствия. Естественные же науки приобретают социальное значение опосредованным путем (через технологические приложения, например).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: