Специфика социально-гуманитарного познания – ориентировано преимущественно на качественную сторону изучаемых явлений.
Внимание – на единичном и индивидуальном, а не на всеобщем. Поэтому количественные методы – занимают незначительное место.
В социально-гуманитарных науках применяется объяснение, как и в естествознании, но имеет свою специфику: оно ориентировано не на рациональность действия, а на мотивы и цели поступка. Такое объяснение – «интенциональное объяснение» (интенция – цель).
В социально-гуманитарном познании применяются эмпирические методы.
1) Наблюдение:
2 ) Социальный эксперимент
В отличие от естественнонаучного эксперимента, социальный эксперимент носит конкретно исторический характер.
3) Опросы: «лицом к лицу» (интервью);
Теоретический уровень познания – основным методом считается общесоциологический метод познания.
Суть его: подходить к изучению любых проявлений социальной жизни посредством анализа характера, условий и особенностей деятельности людей в рамках совокупного общественного производства.
|
|
Также: метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторические и логические, идеализация и т.п.
В социально-гуманитарных исследованиях применяются следующие методы:
1) идиографический метод – описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов и событий;
2) диалог (вопросно-ответный метод);
3) биографический и автобиографический методы;
4) тестирование
5) игровые методы: делятся на имитационные (игровые) и игры открытого типа (при анализе нестандартных ситуаций)
6 ) метод датировки и синхронизации (в истории и археологии) – для определения возраста источника или памятника
7) метод иконографии (греч. – изображение, образ, описание) – систематизация и описание характерных, типологических признаков и схем, принятых при изображении сюжетов, персонажей, сцен.
8) метод фокус-групп (в экономике, социологии, политологии) или групповое глубокое интервью
9) метод контент-анализа (качественный и количественный анализ документов)
10) в экономической науке особую роль играют методы маркетинговых исследований.
Основные инструменты получения маркетинговой информации:
1. Рыночная статистика, в первую очередь, динамика цен и объемов продаж.
2. Массовые количественные опросы (изменение покупательского поведения, изучение потребительских установок и т.п.)
3. Рыночные тесты: группа методов, связанных с непосредственным опробованием товара потребителем
4. Качественные методы опроса: Фокус- группа, индивидуальные интервью и диады (интервью парами). Качественные исследования нацелены на понимание мотивационных аспектов поведения покупателей.
|
|
Жизнь как категория наук об обществе и культуре
1. Общая характеристика философии жизни.
2. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизнь (А. Бергсон, В. Дильтей и др.)
3. История как одна из форм проявления жизни (О. Шпенглер).
1. Общая характеристика философии жизни.
Философия жизни – направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно.
Главное понятие философии жизни – «жизнь» - неопределенно и многозначно; в зависимости от его истолкования можно различать варианты этого течения. Жизнь понимается и биологически – как живой организм, и психологически – как поток переживаний, и культурно-исторически – как «живой дух», и метафизически – как исходное начало всего мироздания.
Несмотря на различие указанных вариантов, философия жизни выступила, прежде всего, против характерного для конца XIX - начала XX вв. господства методологизма и гносеологизма. Она требовала перейти от формальных проблем к содержательным, от исследования природы знания к постижению природы бытия.
Жизненное начало не может быть постигнуто ни с помощью тех понятий, в которых мыслила идеалистическая философия, отождествляющая бытие с духом, идеей; ни с помощью тех средств, которые были разработаны в естествознании, отождествляющие бытие с мертвой материей, поскольку каждый из этих подходов принимает во внимание только одну сторону живой целостности.
Жизненная реальность постигается непосредственно, с помощью интуиции. Интуитивное знание не предполагает противопоставления познающего познаваемому, субъекта объекту.
По своей природе интуитивное знание не может иметь всеобщего и необходимого характера, ему невозможно научиться, как учатся рассудочному мышлению, оно скорее родственно художественному постижению действительности. Философия жизни: искусство выступает своеобразным органом (инструментом) для философии, возрождается культ творчества и гения.
Наиболее адекватной формой выражения тех органических и духовных целостностей, к которым обращено внимание философии жизни, является средство искусства – символ.
Философия жизни критикует научную форму познания, наука неспособна постичь текучую и неуловимую природу жизни и служит чисто прагматическим целям