1) Ребенок – ребенок:
- свободно общается со сверстниками;
- приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками (в том числе моральным);
- развивает передачу образов с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности;
- самовыражается через совместную творческую деятельность;
- учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей;
- учится договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
2) Родитель – ребенок:
- признание прав и свобод ребенка,
- сотрудничество,
- сопереживание и поддержка,
- обсуждение ситуации через диалог,
- гибкое введение ограничений.
3) Педагог - ребенок:
- признание ценности личности ребенка;
- признание уникальности – индивидуальности личности ребенка: выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка;
- выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;
- приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;
- ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;
- диалоговое взаимодействие с ребенком;
- актуализация тенденции ребёнка к личностному росту;
- активизация исследовательских и творчески интересов ребёнка;
- создание условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;
- ориентация педагогического взаимодействия на самореализацию ребенка – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей.
4) Педагог - родитель:
|
|
- добровольность в сотрудничестве.
- искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детско-родительских отношений;
- уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;
- признание безусловного права родителей воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения;
- уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов).
- конфиденциальность индивидуального общения с педагогом (специалистом).
5) Педагог – педагог - администрация:
- развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);
- толерантность (терпимость к иным точкам зрения);
- эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;
- демократичность в общении;
- сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и взаимообогащения;
- учитывание личностных и профессиональных качеств участников общения;
Г Практическое занятие Изучение результатов деятельности.
|
|
Работа с образовательными программами.
Тема 1.3.2 Педагогические технологии в организации различных видов детской деятельности.
В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий.
В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.
Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:
- Научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
- Процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
- Деятельностный - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Критерии технологичности педагогической технологии
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:
- Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
- Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.
- Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
- Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
- Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.