1. Принцип деятельности (когда я делаю сам, я получаю опыт и знания)
2. Принцип непрерывности (преемственность между темами, разделами, курсами…)
3. Принцип целостного представления о мире (обобщенное, целостное представление о мире, о себе, о роли и месте каждой науки в системе наук)
4. Принцип минимакса (даем больше, требуем стандарт, возьми сколько можешь)
5. Принцип психологической комфортности (доброжелательная атмосфера)
6. Принцип творчества (ситуация успеха, настрой на творческое дело)
Принципы деятельностного подхода в работе с дошкольниками:
1. принцип субъектности воспитания (ребенок субъект воспитания);
2. принцип учета ведущих видов деятельности (непосредственное эмоциональное общение до 1 года; предметно-манипуляторная деятельность (1-3 года); игровая деятельность (3-6 лет); учебная деятельность (6-11 лет);
3. принципы учета сенситивных периодов развития (до 3 лет - период речевого развития; с 3 до 6 лет-возраст познания окружающего мира и отношений между людьми, развивается фантазия, образное мышление, эмоциональное отношение, самооценка и т.п.; 5-7 лет – развитие тонких мышц и координации; 7-11 лет – развивается мышление);
|
|
4. принцип учета ЗБР;
5. принцип амплификации детского развития (обогащения, усиления, углубления);
6. принцип мотивированности, рефлективности, результативности
Деятельностный подход - это:
Субъектно - ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.
Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Ставит следующие задачи перед педагогом:
Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком, мотивированным;
Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Структура познавательной деятельности:
Проблема – Цель – Мотивация - Подбор методов решения проблемы - Действия – Результат - Контроль выполнения – Рефлексия - Самоанализ[1]
Признаки применения подхода в образовательном процессе.
Как отличить?
Методы обучения — проблемные:
а) проблемного изложения;
б) частично-поисковый;
в) исследовательский.
Формы организации образовательного пространства коллективные:
|
|
а) парное взаимодействие;
б) микрогрупповое взаимодействие;
в) бригадное (групповое) взаимодействие;
г) межгрупповое взаимодействие.
Одной из технологий позволяющей реализовать деятельностный подход в работе с дошкольниками является технология проблемного обучения, которая помогает детям самостоятельно добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод).