Система дидактических принципов, обеспечивающих системно – деятельностный подход (по Л.Г. Петерсон)

 

1. Принцип деятельности (когда я делаю сам, я получаю опыт и знания)

2. Принцип непрерывности (преемственность между темами, разделами, курсами…)

3. Принцип целостного представления о мире (обобщенное, целостное представление о мире, о себе, о роли и месте каждой науки в системе наук)

4. Принцип минимакса (даем больше, требуем стандарт, возьми сколько можешь)

5. Принцип психологической комфортности (доброжелательная атмосфера)

6. Принцип творчества (ситуация успеха, настрой на творческое дело)

 

Принципы деятельностного подхода в работе с дошкольниками:

1.  принцип субъектности воспитания (ребенок субъект воспитания);

2.  принцип учета ведущих видов деятельности (непосредственное эмоциональное общение до 1 года; предметно-манипуляторная деятельность (1-3 года); игровая деятельность (3-6 лет); учебная деятельность (6-11 лет);

3. принципы учета сенситивных периодов развития (до 3 лет - период речевого развития; с 3 до 6 лет-возраст познания окружающего мира и отношений между людьми, развивается фантазия, образное мышление, эмоциональное отношение, самооценка и т.п.; 5-7 лет – развитие тонких мышц и координации; 7-11 лет – развивается мышление);

4.  принцип учета ЗБР;

5.  принцип амплификации детского развития (обогащения, усиления, углубления);

6. принцип мотивированности, рефлективности, результативности

Деятельностный подход - это:

Субъектно - ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.

Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Ставит следующие задачи перед педагогом:

Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком, мотивированным;

Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;

Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Структура познавательной деятельности:

Проблема – Цель – Мотивация - Подбор методов решения проблемы - Действия – Результат - Контроль выполнения – Рефлексия - Самоанализ[1]

 

Признаки применения подхода в образовательном процессе.
Как отличить?

Методы обучения — проблемные:

а) проблемного изложения;

б) частично-поисковый;

в) исследовательский.

 

Формы организации образовательного пространства коллективные:

а) парное взаимодействие;

б) микрогрупповое взаимодействие;

в) бригадное (групповое) взаимодействие;

г) межгрупповое взаимодействие.

    Одной из технологий позволяющей реализовать деятельностный подход в работе с дошкольниками является технология проблемного обучения, которая помогает детям самостоятельно добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

 1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

 2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

 3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

 4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: