Как достичь новый образовательный результат?

Традиционный взгляд: Основная задача ДОУ – подготовить ребенка к обучению в школе, дать хорошие прочные знания, развить умения и навыки.                                             

МЕТОДЫ                              ФОРМЫ                  ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ

                                            

                                            стратегия обучения

                                               ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

 

               Знания    Умения    Навыки                    + опыт деятельности

Виды деятельности дошкольника (в соответствии с ФГОС):

1. Игровая

2. Коммуникативная

3. Познавательно-исследовательская

4. Изобразительная

5. Музыкально

6. Чтение художественной литературы

7. Двигательная

8. Самообслуживвание и элементарный труд

9. Конструирование из различных материаллов

Деятельностный подход – субъектно - ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.                                                                                                                     В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи:

• Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;

• Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;

• Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.                                                                                           Принципы деятельностного подхода:

• принцип субъектности воспитания;

• принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;

• принцип учета сензитивных периодов развития;

• принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых;

• принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;

• принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;

• принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

• принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

• принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;

• принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;

• принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности

• принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.                                                           

 

Структура познавательной деятельности:

• Проблема

• Цель

• Мотивация

• Подбор методов решения проблемы

• Действия

• Результат 

• Контроль выполнения

• Рефлексия (самоанализ)                                                                                          Структура занятия:

• Создание проблемной ситуации 

• Целевая установка

• Мотивирование к деятельности

• (надо-хочу-могу)

• Проектирование решения проблемной ситуации

• Выполнение действий (заданий)

• Анализ результата деятельности

• Подведение итогов                                                                                                      Правила деятельностного подхода:

• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

• Веди ребенка от собственного опыта к общественному;

• Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;

• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

• Учи анализировать каждый этап работы;

• Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Литература:

1. А.А. Леонтьев. Технология развивающего обучения: некоторые соображения // «Школа 2000...» Концепции. Программы. Технологии. Вып. 2. – М., 1998.

2. Селевко К.Г. Технологии развивающего обучения

3. Е.И.Радюхина «Методические рекомендации к реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

4. В.М.Полонский Словарь по образованию и педагогике

 

Предлагаемая структура занятия на основании деятельностного подхода:

Создание проблемной ситуации - Целевая установка - Мотивирование к деятельности (надо -хочу-могу) - Проектирование решений проблемной ситуации - Выполнение действий (заданий) - Анализ результатов деятельности - Подведение итогов

    Одной из технологий позволяющей реализовать деятельностный подход в работе с дошкольниками является технология проблемного обучения, которая помогает детям самостоятельно добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач.

Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления. (добывать знания, применять их в решении новых познавательных задач.)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА деятельности по проблемному обучению дошкольников

На 1 этапе - постановки проблемы - основная цель воспитателя – помочь детям осознать и присвоить предложенную проблемную ситуацию

На 2 этапе - актуализации знаний - актуализировать необходимые знания, которые станут базовыми для следующего этапа решения проблемы.

На 3 этапе выдвижения гипотез и предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование.

На 4 этапе - проверки решения – основной целью является организация деятельности по проверке решения и помощь в выборе правильного решения. Проверку можно осуществить через различные виды деятельности. Например, в образовательной области "Познание" раздел "Ребенок открывает мир природы" (программа "Детство") наиболее эффективным способом проверки, является экспериментирование. Поэтому этот этап можно назвать самым оптимальным для организации опытно-исследовательской деятельности.

5 этап - «Введение в систему знаний» направлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению полученных знаний на практике, их присвоению.

Таблица

Этапы Деятельность воспитателя Деятельность ребенка
I Постановка проблемы  Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий.  Создает проблемную ситуацию  Формулирует или помогает сформулировать проблему.  Определяет целевую установку. Осознает создавшееся противоречие. «Присваивает» проблему. Участвует в формулировке проблемы. Осознает цель поиска.
II Актуализа-ция знаний Побуждает детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации.  Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений. Мотивирует к поиску новых знаний или умений. Активизирует необходимые знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует). Осознает потребность в новых знаниях. Концентрируется на поиске новых знаний.
III Выдвиже-ние гипотез – предполо-жений  Организует выдвижение предположений.  Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование.  Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе поиска. Участвует в обсуждении, размышляет, рассуждает, выдвигает идеи, обосновывает их. Принимает программу поиска. Проводит поисковую деятельность.
IV Проверка решения Проверяет результаты поиска. Помогает выбрать правильное решение Докладывает результаты поиска. Формулирует выводы.
V Введение в систему знаний Выделяет новые знания. Организует размещение результатов поиска в уголке Открытий. Организует применение полученных знаний. Присваивает новые знания и умения. Участвует в размещении в уголке Открытий результатов поиска. Применяет полученные знания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: