Традиционный взгляд: Основная задача ДОУ – подготовить ребенка к обучению в школе, дать хорошие прочные знания, развить умения и навыки.
МЕТОДЫ ФОРМЫ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ
стратегия обучения
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Знания Умения Навыки + опыт деятельности
Виды деятельности дошкольника (в соответствии с ФГОС):
1. Игровая
2. Коммуникативная
3. Познавательно-исследовательская
4. Изобразительная
5. Музыкально
6. Чтение художественной литературы
7. Двигательная
8. Самообслуживвание и элементарный труд
9. Конструирование из различных материаллов
Деятельностный подход – субъектно - ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности. В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи:
• Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
• Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
• Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Принципы деятельностного подхода:
• принцип субъектности воспитания;
• принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
• принцип учета сензитивных периодов развития;
• принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых;
• принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;
• принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;
• принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
• принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
• принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
• принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
• принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности
• принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
• Структура познавательной деятельности:
• Проблема
• Цель
• Мотивация
• Подбор методов решения проблемы
• Действия
• Результат
• Контроль выполнения
• Рефлексия (самоанализ) Структура занятия:
• Создание проблемной ситуации
• Целевая установка
• Мотивирование к деятельности
• (надо-хочу-могу)
• Проектирование решения проблемной ситуации
• Выполнение действий (заданий)
• Анализ результата деятельности
• Подведение итогов Правила деятельностного подхода:
• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
• Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
• Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
• Учи анализировать каждый этап работы;
• Критикуя, стимулируй активность ребенка.
Литература:
1. А.А. Леонтьев. Технология развивающего обучения: некоторые соображения // «Школа 2000...» Концепции. Программы. Технологии. Вып. 2. – М., 1998.
2. Селевко К.Г. Технологии развивающего обучения
3. Е.И.Радюхина «Методические рекомендации к реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
4. В.М.Полонский Словарь по образованию и педагогике
Предлагаемая структура занятия на основании деятельностного подхода:
Создание проблемной ситуации - Целевая установка - Мотивирование к деятельности (надо -хочу-могу) - Проектирование решений проблемной ситуации - Выполнение действий (заданий) - Анализ результатов деятельности - Подведение итогов
Одной из технологий позволяющей реализовать деятельностный подход в работе с дошкольниками является технология проблемного обучения, которая помогает детям самостоятельно добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач.
Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления. (добывать знания, применять их в решении новых познавательных задач.)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА деятельности по проблемному обучению дошкольников
На 1 этапе - постановки проблемы - основная цель воспитателя – помочь детям осознать и присвоить предложенную проблемную ситуацию
На 2 этапе - актуализации знаний - актуализировать необходимые знания, которые станут базовыми для следующего этапа решения проблемы.
На 3 этапе выдвижения гипотез и предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование.
На 4 этапе - проверки решения – основной целью является организация деятельности по проверке решения и помощь в выборе правильного решения. Проверку можно осуществить через различные виды деятельности. Например, в образовательной области "Познание" раздел "Ребенок открывает мир природы" (программа "Детство") наиболее эффективным способом проверки, является экспериментирование. Поэтому этот этап можно назвать самым оптимальным для организации опытно-исследовательской деятельности.
5 этап - «Введение в систему знаний» направлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению полученных знаний на практике, их присвоению.
Таблица
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность ребенка |
I Постановка проблемы | Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий. Создает проблемную ситуацию Формулирует или помогает сформулировать проблему. Определяет целевую установку. | Осознает создавшееся противоречие. «Присваивает» проблему. Участвует в формулировке проблемы. Осознает цель поиска. |
II Актуализа-ция знаний | Побуждает детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации. Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений. Мотивирует к поиску новых знаний или умений. | Активизирует необходимые знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует). Осознает потребность в новых знаниях. Концентрируется на поиске новых знаний. |
III Выдвиже-ние гипотез – предполо-жений | Организует выдвижение предположений. Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование. Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе поиска. | Участвует в обсуждении, размышляет, рассуждает, выдвигает идеи, обосновывает их. Принимает программу поиска. Проводит поисковую деятельность. |
IV Проверка решения | Проверяет результаты поиска. Помогает выбрать правильное решение | Докладывает результаты поиска. Формулирует выводы. |
V Введение в систему знаний | Выделяет новые знания. Организует размещение результатов поиска в уголке Открытий. Организует применение полученных знаний. | Присваивает новые знания и умения. Участвует в размещении в уголке Открытий результатов поиска. Применяет полученные знания. |