Что позволяет достичь деятельностный подход?

уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является умение человека действовать в нестандартных ситуациях

перейти на другой тип отношений между субъектами ОП

решить большее количество частных (конкретных задач за более короткий промежуток времени

Рекомендации по организации деятельности детей, направленной на развитие дошкольников

 Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив).

Каждый день работы с детьми – поиск. Не раскрывайте истину, а научите находить её с помощью рассуждений, наводящих вопросов.

 Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всём» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречий в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет).

Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрессивное состояние вещества: воду надо превратить в лед). 

Играйте с детьми каждый день.

Темы: «Антонимы», «Чем похожи…», «Чем может быть… листок, палочка и т.п.», «Если бы ты превратился в …».

Беседуйте детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса… карандаша…»).    

 

Рекомендации по стилю общения с детьми

 Выслушайте каждого желающего.

Педагог должен побуждать детей высказываться, не бояться допускать ошибки, не читать нравоучений. Ведь это порождает в детях робость. Боязнь допустить ошибку сковывает инициативу детей в постановке и решении проблемы.

Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную задачу – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Ребенок будет решать только легкие проблемы, что неизбежно приведет к задержке его развития.

 Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорить «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».

Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения.

Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.

В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.

Тема 1.3.5. Метод проектов в организации обучения.

История

Метод проектов (проектный) возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием

гуманистического направления в философии и образовании, начало которому

положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Он предлагал

строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с

его личным интересом.

Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса. Определяя

программу школы, работающей по методу проектов, В. Кил-патрик писал:

«Программа есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения,

приобретенные от одного опыта, служат развитию и обогащению целого потока

других опытов». Он считал, что только деятельность, связанная с окружающей

ребенка реальностью, соответствует детским интересам. В. Килпатрик предлагал

строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального

жизненного опыта учащихся.

Анализируя опыт зарубежной педагогики, Е.Г. Кагаров в 1926 г. Писал: «Что

такое метод проектов?» термин этот употребляют в американской литературе в

различных, нередко самых противоречивых значениях. Наиболее широкое

определение этого понятия имеет следующий вид: проект есть всякое действие,

совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (определение В.

Килпатрика).

Е.Г. Кагаров выделял четыре отличительные черты проектного метода:

- исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;

- школьные проекты как бы копируют различные стороны бытия;

- дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно ее выполняют;

- проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их

выполнение.

Идеи проектного метода обучения в России появились одновременно с

разработками американских педагогов. Под руководством СТ Шацкого

объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике. Они

провозгласили его средством преобразования школы учебы в школу жизни, где

приобретение знаний осуществляется в связи с трудом учащихся. Проектный метод

преподносился как комплексный, реализующий самодеятельность, сотрудничество

детей и взрослых, учитывающий возрастные, индивидуальные особенности детей,

взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой

автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах

жизни: производственных, личных. Социально-политических.

Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек

сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства,

изменяет самого себя.

Переход ДОУ на проектный метод деятельности. Как правило, осуществляется

по следующим этапа.

· Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и

т.д.

· Комплексные тематические занятия.

· Интеграция: (взаимопроникновение разделов программы друг в друга).

· Метод проектов.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной

творческой личности ребенка.

Метод проектов – можно представить, как, способ организации

педагогического процесса, основанными на взаимодействии педагога и

воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная

практическая деятельность по достижению поставленной цели.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: