5. В зап. патристике Н. в его плотиновском варианте черен посредство Порфирия был воспринят Марием Вик-торином и благодаря ему — Августином.
6.Образец христиански истолкованной неоплатоннч. философии дал Боэций. Традиция христ. Н. на лат. Западе складывалась прежде всего под влиянием Августина и Боэция, а также Калкидия и Макробия (определивших, в частности, Н. шартрской школы 12 в.),
7. начиная с 9 в. — Иоанна Скота Эриугены, переведшего на лат. яз. соч. Псевдо-Дионисия Ареопагита и давшего умозрит. очерк неоплатонич. системы в трактате «Разделение природы». Непосредств. влиянием Эриуген ы обусловлены неоплатонич. элементы Амальрика Бенского (ум. ок. 1207) и его последователей (амальрикан), осуждённых церковью. С традицией августинианства и идеями Псевдо-Дионисия Ареопагита связана неоплатонич. струя в мистике сен-викторской школы.
Среди араб. философов Н. получил известность прежде нсего благодаря переложению ряда текстов «Эннеад» Плотина («Теология Аристотеля» и др.) и «Начал теологии» Прокла («Книга о причинах»), переводу (кон. 9 в.) трактата Прокла «О вечности мира» Исхаком ибн Хунайном (ум. 910). Влияние Н. на араб. мыслителей сочеталось с непосредств. влиянием Платона (особенно у аль-Рази и аль-Фараби) и представителей среднего платонизма (Плутарх, Псевдо-Плутарх, Гален). В целом вся арабо-мусульм. философия ориентиров
по преимуществу на Аристотеля в истолковании его афинской и александрийской школами Н. (среди комментаторов наиболее популярными были Симиликий и Иоанн Филопон); в частности, в духе александрийского Н. утверждалось внутр. единство учений Платона и Аристотеля (трактат аль-Фараби «О согласии двух философов: божественного Платона и Аристотеля»). Этим смешением разнородных традиций объясняется, напр., истолкование неоплатонич. единого в духи аристотелевского учения об уме (нусе) как первичного бытия, к-рое мыслит само себя (аль-Фараби, Ибн Сина). Неоплатонич. интерпретацию ислама стремился дать Ибн Сина, под влиянием к-рого находился Сухраварди, разработавший учение о сверхумном свете (ишрак). Переосмысление неоплатонич. представлений в духе ортодоксального ислама осуществил аль-Газали, соединив их с суфийским учением о единении с божеством в сверхумном экстазе (см. Суфизм).
В ср.-век. евр. философии Н. впервые обнаруживается у Исаака бен Соломона Израэли (ок. 850—950), к-рый под влиянием аль-Кинди и «Теологии Аристотеля» стремился дополнить библейский креационизм учением об эманации и восхождении души в сверхчувств. мир. Нсоплатонич. иерархия универсума воспроизводилась у Ибн Гебироля («Источник жизни», лат. пер., популярный на Западе) и у Абрахама бар Хийя (ум. ок. 1130; учение о «пяти световых мирах» в соч. «Размышления о душе»). В области этики идеи Н. проводил Бахья ибн Пакуда (род. ок. 1080), к-рому приписывали компиляцию неоплатоннч. толка «О душе» (на араб. яз.). Близок Н. комментатор Библии Ибн Эзра (1092— 1167). Несомненное влияние Н. прослеживается в построениях каббалы.
8.Предпринятые в кон. 12 в. переводы на лат. яз. ряда араб. текстов (в т. ч. «Теологии Аристотеля» и «Книги о причинах»), а также пер. Прокла, выполненные между 1268—81 Вильемом Мербеке, архиепископом Коринфским и другом Фомы Аквинского, дали новый импульс распространению Н. на Западе.
9. Под влиянием этих переводов, идей Августина и Псевдо-Дионисия Ареопагита неоплатонич. концепции преломляются в нем. мистике 13—14 вв. (францисканец Ульрих Страсбург-ский и доминиканцы Дитрих Фрайбергский, Мейстер Экхарт и его ученики Г. Сузо и И. Таулер). В русле этой же традиции Н. усваивается и развивается Николаем Кузанским.
10. Усвоению Н. в среде гуманистов (см. Гуманизм) во многом способствовал Плифон, возглавлявший платоновскую школу в Мистре; под его влиянием Козимо Медичи основал платоновскую Академию во Флоренции. Во 2-й пол. 15 в. в связи с активной переводч. и издат. деятельностью гуманистов расширяется база источников для знакомства с антич. Н. Огромное влияние оказали пер. и комм. М. Фичино. Н. во всём многообразии его проявлений (у греков, арабов, евреев, латинян) был рассмотрен Пико делла Мирандолой. В 16 в. под сильным неоплатонич. воздействием складываются учения Ф. Патрицци и Дж. Бруно.
11.Влияние флорентийского Н. испытал англ. комментатор Псевдо-Дионисия Ареопагита Дж. Колет (1467?— 1519), через посредство к-рого Н. был воспринят в 17 в. кембриджскими платониками. Неоплатонич. элементы прослеживаются у Спинозы и Лейбница. Под непо-средств. влиянием Плотина написан «Сирис» Беркли. Однако в целом традиция Н. к кон. 18 в. угасает. Интерес к Н. возобновляется в эпоху романтизма (англ. пер. Платона и неоплатоников Т. Тейлора, изучение и издание Плотина и Прокла Ф. Крейцером и В. Кузеном). Неоплатоников изучают Шеллинг и Гегель, высоко оценивший Н. в «Истории философии». В рус. идеалистич. философии 19 — нач. 20 вв. Н. оказал влияние на Вл. Соловьёва, П. А. Флоренского,
Эманация (от позднелат. emanatio — истечение, распространение; греч. απόρροια, προβολή, πρόοδος), филос. понятие, специально разработанное в неоплатонизме, означающее переход от высшей и совершенной онтологич. ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как тип развития Э.-нисхождение противоположна восхождению, совершенствованию. Учение об Э. всегда чревато пантеистич. выводами, хотя и не исключает трансцендентного понимания первоисточника мира. В монистич. системах (платонизм, неоплатонизм) учение об Э. как об «естественной» продуктивной силе первоначала, «невольно» производящей низшее от преизбытка творч. мощи, объясняет появление зла в мире: зло есть отсутствие блага, и оно неизбежно потому, что уже первое порождение обладает меньшим совершенством по сравнению с первопринци-пом. Неоплатонизм специально разработал две концепции, дополняющие понятие Э.:
- неизменяемость высшего при порождении низшего;
-возвращение низшего к первоистоку (единому и уму-нусу), возможное в чувств. мире только благодаря воле к преодолению
оторванности души от её умопостигаемой «отчизны». В дуали-стич. системах (пифагореизм, гностицизм) Э. обычно провоцируется сознат. актом предвечной «дерзости» (τόλμα). Один из наиболее распространённых образов
Э. как «истечения» — солнце и солнечный свет (ср. Платон, Государство VI 508 а—509 d) — был воспринят христ. теологией (особенно Псевдо-Дионисий Ареопа-гит), а также арабо-мусульм. и европ. ср.-век. мыслью. К пантеистич. выводам концепция Э. привела Иоанна Скота Эриугену; её влияние несомненно у немецких мистиков 14 в. (Экхарт и др.), а также у Николая Кузанского
Плотин
Плотин (204-270.) Основателе м Н. обычно родом из Египта
-учился в Александрии (его учитель Аммоний).Затем возглавил школу в Риме.
- Его ученик Порфирий систематизировал труды учителя в шесть разделов по 9 трактатов.
Отсюда и название «Эннеады»» (девятки). О плотине мы знаем из «Жизни Плотина» Порфирия
-Идея Блага как принципа бытия (Платон) сливается с Божеством и становится принципом жизни- Единым.
- во главе иерархии бытия стоит сверхсущее Еиное-благо, постижимое только в сверхумном экстазе и выразимое только средствами отрицат. (апофатич.) теологии
-Единое ни от чего не зависит и является основанием всего сущего, условием единства любого сущего которое не существует вне единства. Вне единства ничто не существует
-Единое божественный абсолют, явл-ся причиной самого себя, самопродуцирующей активностью,
-Единое выше бытия, мысли, жизни. Поэтому его нельзя помыслить,познать, выразить.
-Все истекает (эманирует) из переполненного переизбытком Блага Единого. Извечный источник божественного света, освещающего все вокруг
-Эманация – последовательная деградация идеального первоединства
-Сначала единое эманирует в Мировой УМ или ДУХ который вклчакт в себя всю совокупность идей. Мысля идеи Единое творит их и выступает первообразом их и вещей
- Ум, переисполненный Блага и изливается Мировой душе, которая имеет две стороны – одна оращена к Уму, другая – к чувс-му миру, выступая принципом его смодвижения. Она объемлет души звезд, растений,животных, людей. В ней уже меньше Блага и ед-ва
- Последняя степень деградации Единого – Материя- лишена блага и единства, есть угасание свечения Единого и есть Небытие, Тьма, источник зла.
-Материя несамостоятельное начало. Зло несубстанционально, есть недостаток Блага.
Этика Плотина вытекает из онтологии
- мировая душаобъемлет все инд-е душы
-рождение инд-й души в теле означает дробление единой души. Поэтому любая душа и в связи с Божественной душой и с чувственным миром
-для обычного человека тело важнее душ, и он мало заботится о душе и она зависит от прихотей тела
-для возвышенного человека характерна обращенность к глубинам души, соединенной с Мировой, способность к интеллектуальному сверхчувственному умосозерцанию и обретение покоя и безмятежнолсти. Тут душа хоть и в теле, но оттела не зависит.
- высшая добродетель и цель жизни отрешится от чувственного мира и телесности и слиться с единым достигаемой через
- Теорию – страстное созерцание сливающее душу с Мировой душой
- Катарси с – очищение, слияние с Мировым Умом
- Экстаз –мистическая связь с Единым
- Только совер-е нравственной жизни приводит к экстазу. Жизнь есть б-ба за нравственное соверш-е
Дальнейшее развитие
-у Ямвлиха - основателя школы в Сирии (умер около 330 г.)
- Прокла – организовавшего последнюю неопл-ю школу в Афинах в 5 в. (410-485)
Колоссальное воздействие на Патристику и хр-во, средневек-ю филос и теологию.
Литература
1. Антология мировой философии В-4-х томах/ Под ред. В.В. Соколова. – М.: Мысль,1969-1972.
2. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Мысль, 2007.
3. Богомолов А.С. Античная Философия. – М.: МГУ, 1983.
4. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. – М.: Мысль, 1990- 1994 г.
5. Аристотель. Собрание сочинений. − М. Мысль, 1976-1983
6. Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия. От истоков до наших дней. В -4-х т. – СПб.:Петрополис., 1992-1997 г.
7. Адо П. Что такое античная философия? – М., 1999.
8. Клопстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. В 2-х т. – М., 2003.
9. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречения знаменитых философов. – М., 1979.
10. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М.,2005.






