Не стоит бояться смерти.
Можно перенести страдания.
Можно достичь счастья.
- Не бояться смерти. «Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет»
-Не бояться Богов. Они не вмеш-ся ни в ход природы ни в дела людей. Богам нужно воздавать поклонение, но не следует бояться их или ожидать от них помощи.
-испытал влияние основателя школы киренаиков Аристиппа: наслаждение — единств. благо для человека, наслаждение понимаемое как отсутствие страдания.
-Лучшим средством избегнуть страданий - самоустранение от тревог и опасностей, ограничение потребностей, отстранение от обществ. и гос. дел, достижение независимости от внеш. услови й (призывал своих последователей «прожить жизнь незаметно»).
-Атараксия – невозмутимое, безмятежное, разумная (разумное ограничение потребн.) жизнь, мудрость, созерцательная жизнь в кругу друзей. Уход от общества.
-Счастье достижимо, если не требовать от жизни многого и выбирать те желания (потребности), которые не ведут к страданиям:
|
|
-естественные и необходимы (удовлетворять);
- естественные но не необходимые (неудовлетворение полового желания не угрожает отдельному инд-ду (удовлетворять умеренно);
- не естественные и не необх-е (честолюбие, слава и гипертрофированные из первых двух групп) –(воздерживаться, ибо они вызывают беспокойство и смятение духа Весьма опасной (после страхов перед богами и смерть) считал любовь и предостерегал смертных;
- чем меньше потребностей, тем меньше страданий и больше наслаждений. Неограниченно только наслаждение дружбой и наукой (философией)- высшие дух-е насл-я.
-Философия Э. оказала значит. влияние на ново-европ. философию (Гассенди и др.).
4.2.2.ЭПИКУРЕИЗМ,
- материалистич. направление в др.-греч. и рим.философии, названное по имени его основателя Эпикура.»
. -Самым видным учеником Эпикура был Метродор из Лампсака в полемически заострённой форме он подчёркивал, что источником всех благ являются телесные наслаждения;
- Преемником Эпикура был Эрмарх из Митилены), настаивавший на том, что целесообразность лежит в основе всех законов.
-Преемник Эрмарха по руководству школой Полистрат в соч. «О безосноват. пренебрежении ходячими мнениями» доказывал, что нравств. принципы были приняты по согласию людей для общей пользы.
- Систематизатором Э. был Филодем из Гадары (1 в. до н. э около 99-55 гг.).
В конце 2 в. до н. э. появляются последователи Эпикура среди римлян, самым выдающимся из которых был Тит Лукреций Кар (1 в. до н. э.). «Оприроде вещей» ед-е произведения в котором дается точное изложение взглядов Эпикура и Демокрита.
|
|
В кон. 2 в. Диоген, житель города Эноанды в М. Азии, изложил основы учения Э. в виде огромной надписи, большие отрывки к-рой дошли до нас.
В 17 в. традиция Э. была возрождена во Франции Гассенди.
Школа просуществовала до поздней античности стимулируя размышления об обретении счастья не прибегая к помощи богов (катализатор атеизма). Поэтому, труды Э. фальсифицировались, придавались огню. Эпикурейцы принимались в негативный смысл людей, предающихся низменным чувственным удовольствиям.
Стоицизм
- школа др.-греч. философии, получившая название от портика в Афинах, где она была основана Зеноном из Китиона ок. 300 до н. э.
- периодизация:
· Древняя Стоя (3—2 вв. до н. э.; Зе нон, Хрисипп, Клеанф и их ученики),
· Средняя Стоя (2—1 вв. до н. э.; Панетий, Посидоний )
· Поздняя Стоя (римский С.— Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Мусоний Руф, Гиерокл-стоик, )
- От первых двух периодов не дошло ни одного целого соч., так что система С. реконструируется на основе фрагментов.
-Стр-ра фил:
· Физика
· Логика
· Этика занимает в ней ведущее место, опираясь на физику (натурфилософию) и логику.
Ф-я как плодоносное поле – физика – земля и лес, логика − ограда; этика –урожай, плоды.