Нечего бояться богов

Не стоит бояться смерти.

Можно перенести страдания.

Можно достичь счастья.

- Не бояться смерти. «Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть насту­пает, то нас уже нет»

-Не бояться Богов. Они не вмеш-ся ни в ход природы ни в дела людей. Богам нужно воздавать поклонение, но не следует бояться их или ожидать от них помощи.

-испытал влияние основателя школы киренаиков Аристиппа: наслаждение — единств. благо для человека,  наслаждение понимаемое  как  отсутствие страдания.

-Лучшим средством избег­нуть страданий -  самоустранение от тревог и опасностей,  ограничение потребностей, отстранение от обществ. и гос. дел, достижение независимости от внеш. услови й (призывал своих последова­телей «прожить  жизнь незаметно»).

-Атараксия – невозмутимое, безмятежное, разумная (разумное ограничение потребн.) жизнь, мудрость, созерцательная жизнь в кругу друзей. Уход от общества.

-Счастье достижимо, если не требовать от жизни многого и выбирать те желания (потребности), которые не ведут к страданиям:

-естественные и необходимы (удовлетворять);

- естественные но не необходимые (неудовлетворение полового желания не угрожает отдельному инд-ду (удовлетворять умеренно);

- не естественные и не необх-е (честолюбие, слава и гипертрофированные из первых двух групп) –(воздерживаться, ибо они вызывают беспокойство и смятение духа Весьма опасной (после страхов перед богами и смерть) считал любовь и предостерегал смертных;

- чем меньше потребностей, тем меньше страданий и больше наслаждений. Неограниченно только наслаждение дружбой и наукой (философией)- высшие дух-е насл-я.

-Философия Э. оказала значит. влияние на ново-европ. философию (Гассенди и др.).

 

 4.2.2.ЭПИКУРЕИЗМ,

- материалистич. направление в др.-греч. и рим.философии, названное по имени его основа­теля Эпикура.»

. -Самым видным учеником Эпикура был Метродор из Лампсака в полеми­чески заострённой форме он подчёркивал, что источником всех благ являются телесные наслаждения;

- Преемником Эпикура был Эрмарх из Митилены), настаивавший на том, что целесообразность лежит в основе всех за­конов.

-Преемник Эрмарха по руководству школой Полистрат в соч. «О безосноват. пренебрежении ходячими мнениями» доказывал, что нравств. принципы были приняты по согласию людей для общей пользы.

- Систематизатором Э. был Филодем из Гадары (1 в. до н. э около 99-55 гг.).

В конце 2 в. до н. э.  появляются  последователи Эпи­кура среди римлян, самым выдающимся из которых был Тит Лукреций Кар  (1 в. до н. э.).  «Оприроде вещей» ед-е произведения в котором дается точное изложение взглядов Эпикура и Демокрита.

В кон. 2 в. Диоген, житель города Эноанды в М. Азии, изложил основы учения Э. в виде огромной надписи, большие отрывки к-рой дошли до нас.

В 17 в. традиция Э. была возрождена во Франции Гассенди.

   Школа просуществовала до поздней античности стимулируя размышления об обретении счастья не прибегая к помощи богов (катализатор атеизма). Поэтому, труды Э. фальсифицировались, придавались огню. Эпикурейцы принимались в негативный смысл людей, предающихся низменным чувственным удовольствиям.

 

Стоицизм

- школа др.-греч. философии, получившая название от портика  в Афинах, где она была основана Зеноном из Китиона ок. 300 до н. э.

- периодизация:

· Древняя Стоя (3—2 вв. до н. э.; Зе нон, Хрисипп, Клеанф и их ученики),

· Сред­няя Стоя (2—1 вв. до н. э.; Панетий, Посидоний )

· Позд­няя Стоя (римский С.— Сенека, Эпиктет,   Марк Аврелий, Мусоний Руф, Гиерокл-стоик, )

- От первых двух перио­дов не дошло ни одного целого соч., так что система С. реконструируется на основе фрагментов.

-Стр-ра фил:

· Физика

· Логика

· Этика зани­мает в ней ведущее место, опираясь на физику (натур­философию) и логику.

Ф-я как плодоносное поле – физика – земля и лес, логика − ограда; этика –урожай, плоды.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: