Философия – обучение добродетели. Характер светской массовой религии

 

Онтология.Физика. Космологияия

- Мир (космос) представляется  находящимся в бесконечной пустоте одушевлённым сферич. телом, разумным живым существом, организующим все свои части в целесообразно устроенное целое.

- Реально существуют только тела (бестелесными считались: значения слов и предложений, пустота, место и время);

- в мире, едином самом по себе, различались два начала

· пассивное «бескачеств. вещество», или «субстанция») и

· активное, и всепроникающий ЛОГОС, или бог (Пантеизм)

Саморазвитие мира происходит циклически;

- каждый цикл кончается превращением всего в огонь;

- космос (вещи и события) повторяются, возобновляются после каждого переодического воспламенением («экпиросис») и очищения (катарсис).

- в начале каждого нового цикла «творч. огонь», он же бог-логос ( влияние Гераклита.Традиц. боги объясня­лись аллегорически как проявления единого бога, Зевса-логоса.)  порождает из себя четы­ре первоосновы: огонь, воду, воздух и землю, а из них все тела в мире. Этот творч. процесс описывается как излияние из мирового логоса «осеменяющих логосов», определяющих природу отд. тел.

- Логос, пронизы­вающий весь мир, является природой  всеобъем­лющего тела-мира, его самопорождающей имманентной силой и природным законом, управляющим мировым развитием. Т. о., ЛОГОС является и промыслом  и судьбой, рассматриваемой как после­довательность событий, или цепь, совокупность всех причин.

- Мир – единый, одушевленный, разумный организм подчиненный божественному закону, Логосу
- Фатализм
- в мире господствует жесткая необходимость, исключающая случайность и свободу.

- в позднем С. необходимость отождествляются с судьбой, роком. Человек, включенный в космический порядок ничего не может изменить в порядке вещей. Кто сопротивляется судьбе, того она насильственно влечет.

- Судьбу отд. тела определяет его природа, целесообразно включён­ная во всеобщую природу.

- Творч. огонь в соединении с, воздухом, пронизывая мир в виде огневидного дыха­ния (пневма), связывает всё в одно непрерывное целое и создаёт симпатию космическую всех отд. частей и тел; на основе неё возможно предсказание. Отсюда доктрина полной взаимопроницаемости тел. 

-Человеческая природа тождественна космической. Человек живет по тем же законам, что и природа. Человек, космос, природные вещи – есть лишь разная степень напряжения божественного огня.

- Дыхание харак­теризуется напряжением (τόνος) и одноврем. движением в двух направлениях: движение к центру тела создаёт его единство, движение к периферии и сила напряжения создают качества, к-рые также являются телами. Каждое тело бесконечно делимо, равно как и время, определяемое как мера движения мира.

        Антропология, душа, психологи я.

Душа человека, часть мировой разумной души, дыха­ния - телесна и проницает всё тело, а со смертью отделя­ется от тела, переставая быть носителем личностных свойств.

«Ведущая часть» души расположена в сердце, в ней происходят все психологич. процессы.

Пер­вое естеств. побуждение человека — стремление к са­мосохранению; в силу разумной природы человека это «расположение к себе» распространяется и на расположение к др. лю­дей, и на всё человечество;

-благодаря причастности всех людей Логосу они являются гражданами единого мирового гос-ва — Космополиса.

- При этом следует участвовать в обществ. жизни реального государства, если только это не вынуждает к безнравственным по­ступкам. При невозможности жить и действовать раз­умно и морально стоики считали оправданным само­убийство.

Гносеология

Познание возникает на основе ощущений и представлений и единственный исходный источник знаний;

 - душа ребенка неисписанная чистая доска, заполняемая образами, даваемыми органами чувств;

-вещи воздействуют на органы чувств, порождают ощущения;
- на основе ощущений появляются общие представления;

- когда «разума даёт своё согласие на такое представление, признавая его истинным, то на основе этого суждения достигает­ся истинное знание — происходит постижение;

-Пред­ставление, возникающее от реально существующего объекта и полностью соответствующее ему, называется «постигательным»;

-Повторные восприятия и представления формируют понятия;

- не признавали объективное существование общего. В мире единичных вещей нет общего. Общее может быть у восприятий.

- Все понятия можно разделить на естественные ( одинаковые для всех людей представления, которые возникаю в рез-те повторения однородных восприятий ) и понятия, образуемые размышлением ( свободные модификации естественных);

-Критерий истины – ясность, отчетливость, очевидность. Самоочевидные ясные истины «каталепсис» ( схватывание). Познание должно исходить (основываться) из каталептических представлений.

- Адекватность представалений определяется разумом.

 

Логика

Логика С., разработанная Хрисиппом, содержит о совр. т. зр. теорию познания, учение о языке и логику в собств. смысле.

-В целом,   логика С. делилась на ритори­ку и диалектику, а последняя − на учение об «обозна­чающем» (звуки речи) и «обозначаемом» (значения, смыс­ловая сторона речи, λεκτά- лектон, которое есть значение, особая реальность и не сводится ни к слову, ни к вещи и может быть либо истинным, либо – ложным.

- Понятия конъюнкции, дизъюнкции, импликации и отрицания, приводились пять аксиоматич. схем умо­заключений, а также правила сведения к ним всех др. правильных умозаключений.

- логика как учение о обозначающем, то есть о словах;

- в слове различали две стороны− звучание (обозначающее) и смысл (значение)

 

Э тика (Фатализм послужил основанием этики )

-Конечная цель человека, счастье, добродетельная жизнь. определяется как жизнь согласно природе, логосу. Только такая жизнь добродетельна.

Добродетель, определяющаяся как ра­зумение  (φρόνησις) (этический рационализм),

- знание о добре и зле,— единств. благо, а порок — единств. зло; всё остальное считается безразличным (άδιάφορον), т. к. может лишь содействовать или добродетели, и пороку. В безразличном выделяются вещи «предпочтительные, которые могут быть полезны и содействовать добродетели (напр., здоровье, богатство) и «непредпочтительные» (болезнь, бедность).  Я- отсюда и действия-поощряемые, наказываемые и дозволенные. Т.е. все вещи на важные и не важные (безразличные) по отношению к главному – добродетели. Все вещи на зависимые и не зависящие от субъекта (внутренние и внешние). Основное внимание на первые.

Этический ригоризм (в противоложность эпикурейской гедонистической этике). Добродетель есть единственное благо, высшая цель, высший мотив), высший смыс, достижения которого не зависит от внешних факторов (богатство, статус, болезнь….). Т.е. только здесь высшее место и простор для самоутверждения и соревнования, определения ценности личности. Здесь простор для утверждении человеческого в человеке. Я – и история должна быть историей подвига (а не историей войн, обогащения – где богатство ваше там и сердце ваше – хр-во ).

 Добродетель –высшее счастье. Если в гедонизме – долг, это увеличение наслаждений, то здесь высшее наслаждение – выполнение долга (Кант, христианство). Делай, что должно и будь, что будет.

Признавали 4 добродетели, против 4 пороков:

-разумность (неразумность);

-умеренность (распущенность);

-справдливость и несправедливость);

 доблесть и трусость, малодушие)

Страсть есть душевное волнение противное здравому смыслу и природе. Чтобы достичь добродетели -необходима победа разума над страстью.

Этич. идеал стоиков — мудрец, достигший добродетели и бесстрастия (апатия), «довлеющий себе» (автаркия), т. е. не зависящий от внеш. обстоятельств.

-Он действует в согласии с природным законом, т. е. добровольно сле­дует судьбе;  Мудрец тот, кто любит свой рок, ведет себя природосообразно. Люди не любящие свою судьбу тщетно волнуются и страдают. Таких людей большинство. Вот почему в мире так много несчастных. (Нет, не по воле провиденья, мы на тоску обречены….).

- Все е поступки мдреца - правильны, они — «прямодеяние», т. к. исходят из постоянного доброде­тельного склада души, внутр. невозможности поступить иначе.

- В этих поступках важно не достижение внеш. цели, часто не подвластное человеку, а только этич. характер действия и отношения человека к миру и к др. людям, всецело зависящий от самого человека (моральность мотивации)

-Другие люди, в т. ч. и стремящиеся к добродетели («продвигаю­щиеся»), совершают либо проступки, либо «надлежа­щие поступки» — этически оправданные и обязатель­ные, но не предполагающие, однако, постоянного ду­шевного склада, как у мудреца.).

- Раз от судьбы не уйти –надо закалять свою волю, чтобы безропотно принимать судьбу. Свобода трактуется С. Как признание необходимости и следование ей. Это разумная необходимомть, присущая человеку, в отличие от животного, которому дана лишь естественная неосознанная необходимость

Т.е., смысл жизни в достижении счастья! Счастье в добродетели, следовании долгу, судьбе, в прямодеянии, автаркии, внутренней свободе, независимости, атараксии

-Римский С. характеризуется ограничением философии этикой, уси­лением религ. тенденций, влиянием неопифагореизма и платонизма и использованием аргументации и взгля­дов др. школ.

- С. оказал сильное влияние на складываю­щийся неоплатонизм и христ. философию;

-       Близость идей позднего стоицизма и раннего христианства при­вела к тому, что в 4 в. в христ. среде была создана апокрифич. переписка С. с апостолом Павлом.

-его этика, в частности учения о внутр. духовной свободе личности и о естеств. законе, вновь привлекли к себе внимание в 17—18 вв.

- В истории натурфилософии С. примеча­телен монистич. взглядом на мир как единый само-развивающийся организм. Получил распространение как массовая светская религия.

Апатия (греч. άπάοεια, букв.— отсутствие страданий, бесстрастие, от ά — отрицат. частица и πάβος — стра­дание, чувство, страсть), термин др.-греч. филос. шко­лы стоиков, обозначавший способность мудреца, носи­теля стоич. нравств. идеала, не радоваться тому, что вызывает наслаждение у обычных людей, и не испы­тывать страданий от всего того, чего страшатся люди, вплоть до обращения в рабство, пыток и самой смерти. Мудрец, достигший А., управляет собой, руководст­вуясь одним только разумным нравств. законом. В отличие от Эпикурейцев (атараксия) не через уход от общества а через стоическое принятие проблем и исполнение долга.

Римские стоики

 

1.Сенека Луций Анней [ок. 5 г. до н. э.,  (Кордова −Испания),— 65 г. н. э., Рим],

- рим. философ, поэт и гос. деятель. Родоначальник римского С.

- В 49—54 воспитатель бу­дущего имп. Нерона, после его вступления на престол в 54 в течение ряда лет оказывал решающее влияние на управление империей, затем впал в немилость и, обвинённый в участии в заговоре, был вынужден по­кончить самоубийством.

-До нас дошли «Нраветв. письма к Лу­цилию», «О милосердии», «О благодеяниях», «О гневе». и ряд этич. соч. в форме, приближающейся к филос. диалогу, уте­шит. послания, «Исследования о природе». 

- Мировоззре­ние С. отразилось и в написанных им трагедиях.

Как и Цицерон, С. был эклектиком;

-В основе его филос. воз­зрений лежат идеи греч. стоицизма (сильное влияние Посидония), к-рые он сочетал с элементами др. на­правлений. Так, после отстранения от власти С. стал использовать эпикурейские аргументы против участия в гос. делах («О душевном покое», «О досуге») и неод­нократно цитировал Эпикура.

- под вл. киников – презрение к материальному достатку (не в богатстве счатье) – сам владелец огромного богатства увеличенного и раостовщичеством. Богатство следует призирать, чтобы не отказыаться от него, а не беспокоиться о нем. Он говорил, что собирает богатство не в своей душе, а в своем доме. (т.е. не отдает ему душу, не является его рабом). Более того, только при обладаниибогатством можно проявить пренебрежение к нему.

- С влиянием киников свя­зан характерный для С. общий тон его произведений, в к-ром эмоциональное увещевание, переходящее в проповедь, преобладает над аргументацией.

- Как и другие рим. стоики, С. рассматривал философию не столько как систему теоретич. взглядов, сколько как учение о достижении нраветв. идеала и счастья в жизни;

Проблема смерти в центре. Задача философии научить жить и умирать, дать человеку нез-ть и душевный покой. Вся жизнь д.б. подготовкой к смерти. Дурно живет тот, кто не умеет хорошо умереть. Научиться достойно переносить удары судьбы, лишения, опасности. Оади этого жизнь – постоянная борьба со страстями и искушениями.



Проблема духа. Главная роль духа в жизни че-ка. Противник рабства. Нет рабства позорнее добров-го. Доб-ое рабство – полная зависимость от тела. Кто является рабом тела обременен страхами, заботами и обречен на позор. Достигший власти над телом способен проявить невообразимую силу. Угождать телу настолько, насколько необходимо для поддержания его крепости и укрепления духа. Избыточное вниманиеведет к изнеженности, развращает дух.

Рабство социальное. Внутренняя свобода важнее внешней. Толко тело раба принадлежит господину. Нельзя заставить захотеть. Душу нельзя продать или купить, как тело. Ты госполдин души и никто более. Рабство состояние тела, а не души. Нередко раб выше господина добровольно пребывающего в рабстве у своих страсти

Проповедь пассивности. Мы не можем изменить мировой порядок а лишь стойко переносить, отдаться воле законов природы. «Каждый человек несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным»

 в стоич. физике (т. е. в натурфилософии) его привле­кали прежде всего её пантеистич. аспекты, в к-рых С. искал опору для душевного равновесия («О счастливой жизни» 15, 5, и др.).

В духе стоицизма С. настаивает на телесности всего сущего, но в то же время склоняется к представлению о божестве, наделённом чертами личности. особенно «О благодарениях» VI 23).

-Стоич. ми­ровой пожар, по С.,— возмездие за накопившееся в мире зло.

-У С. встречаются крайне редкие в антич­ности утверждения о возможности безграничного про­гресса человеч. знания

- С. пытается преодолеть пропасть, к-рая в учении стоиков отделяет нраветв. мудреца (появляю­щегося, по словам С., раз в 500 лет) от безнравств. бе-зумцев, к числу к-рых относились все прочие люди. С. признавал в принципе равенство всех людей, в т. ч. и рабов («Письма» 47, и др.), в то же время с презрением относился к производит. труду и даже к творч. деятельности, ориентированной на ма­териальные потребности людей

-С. приписывает ценность деятельным попыткам приближе­ния к идеалу, ведущим к определ. моральному прогрес­су; в этом случае он говорил о восхождении души к богу

2.Эпиктет (Επίκτητος — рабская кличка, букв.— «При­купленный») (ок. 50 - ок. 140 гг. н.э.)

-греч. философ-стоик Был рабом одного из фаворитов Неро­на, позднее отпущен на волю.

- Слушал лекции стоика Мусония Руфа.

- После изгнания философов из Рима Домицианом в 89 поселился в Никополе (Эпир), где проповедовал стоич. мораль в беседах и уличных спорах по примеру Сократа; как последний, ничего не писал; жил в крайней бедности.

-Филос. проповеди Э. сохранились в записи его ученика Флавия Арриана. В центре их — выработка и сохранение такой нравств. позиции, при к-рой человек в любых условиях богатст­ва или нищеты, власти или рабства сохраняет внутр. независимость от этих условий и духовную свободу. Для этого он должен разделить все вещи и дела на зави­сящие от него и не зависящие, в первых мужественно исполнять свой долг вопреки всему, вторые игно­рировать.

- У человека можнол все отнять но не мысли и волю

-Свободен и богат тот, кто ни в чем не нуждается

-Наслаждение низводит ч-ка до животного (против эпикур-ев)

−Счастье в жизни, согласной с природой, направдляемой божественным промыслом

- Аскетич. мораль Э., а также внеш. форма его «диатриб» во многом близки христ. проповеди.

 

3.Марк Аврелий Антонин (121- 180, Рим,— Вена)

- рим. философ-стоик, император (с Ϊ61).  «К самому себе» содержащего записи кратких рассуждений по вопросам мироустрой-ства и этики.

- Практицизм и скептицизм М. А. не позво­лили ему быть вполне последоват. стоиком. Стоич. ф соч-ся сидеямн эпикурей­цев, перипатетиков и киников.

- Всё происходящее в мире рассматривает как проявление промысла природы, отождествляемой с богом — активным, разумным и материальным началом, проникающим весь мир и объ-единяющим его в единое целое.

 - сильнее, чем в раннем стоицизме, проявляется личносное религ. отно­шение к миру как к богу и требование активного co-трудничества каждого человека с мировыми силами.

- Как и Эпиктет, М. А. подчёркивает различие между внеш. миром, не зависящим от человека, и собств. внутр. миром, единственно подвластным человеку. Во внешнем мире господствует Судьба, либо Божественное провидение. Внутренний мир подвластен человеку.  

- Счастье достигается приведением своего поведения, чувств и взглядов в соответствие с внеш. миром, в к-ром всё происходит согласно естеств. закону, т. е. paзуму всеобщей природы.

− Высшее благо в общеполезной д-ти, в стремлении служить друг другу (основа благополучия о-ва и человека).

 - Во мн. записях, отступая от стоич. доктрины, М. А. рассматривал человеч. разум как неч-то полностью отделённое от души и как единственное подлинно человеч. начало.

-В нек-рых случаях разум признаётся божеств. истечением в духе неоплатонизма или отождествляется с внутр. божеством человека, как и у Посидония.

-М. А. не отрицал гераклитовского учения о мировых пожарах с той решительностью, как это делал Панетий, но, как и последний, склонялся к идее непрерывных превращений первостихий. ---−Часто варьируемая у М. А. гераклитовская идея текучести всего существующего, тема смерти, нек-рые платонич. и неопифагорейские мотивы, создающие впечатление резиньяции и пессимизма, принадлежат к общим мес-там увещательной литературы.

 

Выводы

-обосновывает внутреннюю свободу, уверенность, стойкость;

-давал утешение представителям различных слоев и получил широкое распространение;

-исповедовал идеи равенства, которая получила массовый характер в демократических общинах первых христиан с их позицией общей любви.

 

Неоплатонизм

Представители

Плотин

Порфирий

Ямвлих (сир-я шк.),

Юлиан (перг-я шк.,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: