Среди учеников Сократа был и Платон, а его учеником был Аристотель

 

4 Классическая философия античности V – IV вв. до н.э .-

-в эпоху развитого полиа и демократи

- завершенные филос-е системы

-развитый катег-й аппарат востреб-й по сей день

-опора филос-ии на разные отрасли знаний (естест-е, политика, право, искусства и др.

-огромный авторитет как самост-е дух-е явл-е

-учебные завеления (Академия и Лицей).

 

4.1.Платон (428-349 гг. до н.э.) из Эгина (близь Афин).

-наст-е имя Аристокл. Платон означает широкопл-й. Из влият. Аристокр-й семьи. По отцу -род царя Кодра, по матери из рода Солона (одного и з семи мудрецов). Занимался наукой и искусством. Встреча с Сократом изменила жизнь -философия. После смерти Сократа путеш-л (Египет, Сицилия, Юж. Италия). В 40 лет в 385 г. школу у которой во владении роща, возделанная в честь героя Академа. – Академия стала прототипом высших уч.зав. Просущ-ла 900 лет. Закрыта имп-м Юстинианом в 529 г. Совершил две поездки в Сицилию по приглашению тирана Сиракуз Дионисия Младшего для реформ на основе идей. Но, безрезультатно.

 

-Работы: «Государство», «Законы», «Апология Сократа», «Парменид»,»Горгий», «Федон», «Филеб», «Тимей», «Гиппий большой». Дошло 34 диалога и 13 писем

 

Онтология (учение о бытии)

- Родоначальник объективного ид-ма.

-материальные вещи, чувственно воспринимаемый мир изменчивы, непостоянны, преходящи;

-вещи - лишь копии, воплощение, отображение чистых, бестелесных, вечных, неизменных, совершенных идей, их некоторое подобие, приближение идей, эйдосов. Эти идеи выступают и в качестве идеалов, к которым стремится все остальное.

- Мир вещей это инобытие идей.

- Реальным существованием, истинным бытием обладают лишь сверхчувственный, умопостигаемый мир идей, эйдосов, существующий вне пространства и времени. Идеи-парадигмы. ( Образ списан образ с мира культуры, где все именно так )

- Изменчивый мир чувственных вещей есть лишь отблеск мира идей, отражающих вечную природу мира и человека. Мир природы – инобытие идей.

-Мир вещей возникает из соприкосновения идей с материей, которая есть неистинное бытие, небытие, зло, осквернение.

-Материя – то в чем возникает чувственное подобие умопостигаемого образа.  (Либо и материя инобытие идеи - монизм,  либо 2 начала - дуализм?).  Материя – «то в чем», вместилище восприемница (эйдосов), мать, кормилица. Ум (нус) – отец, а мир вещей- «ребенок».

-Единство, иерхическая упорядоченность мира идей выражается в понятии Единое, которое есть высшее благо.

Структура бытия.

- выше всего ЕДИНОЕ – неопределенная основа всякого бытия, условие возможности мира идей и мира вещей,выше всякого бытия

- УМ - мировой разум, структуирующий хаос, происходит от единого, не исчерпывает единое и где-то противостоит ему, является сущностью всего живого, всех вещей и их отношений, их проектом, обобщением всего существующего

− Мировая душа – подвижная субстанция объединяющая единое, ум и все существующее.

Душа м. б. мировой, человека и вещей (гилозоизм)

Мир вещей, предметный мир

Учение о душе человека

-Душа человека – часть мировой души, нематериальна, бессмертна.

-Тело смертно, корень страстей и зол.

-Чем меньше тела, тем больше души. Душа живет смертью тела. Истинный философ желает смерти. Философия «упражнение в смерти». При смерти умирает только тело, душа же, ответив за поступки в подземном царстве, приобретает новую телесную оболочку.

-Душа ничего не уносит в Аид кроме воспитания и образования. Реинкарнация. Метемпсихоз.

-Три уровня (начала) души: (в «Федре»)

· вожделяющее (расположено в брюшной полости, присуще всему живому, является рабом тела, связано с удовлетворением телесных потребностей, препятствует высшим, духовным проявлениям;

· аффективное (яростное, пылкое) располагается в груди, связано со стремлением к справедливому, благородному;

· разумное – находится в голове, при его господстве обеспечивается гармония других начал. Нарушение гармонии – страдание. Восстановление гармонии – удовольствие. В «Федре» душа – образ колесницы с двумя конями (один благороден, другой причастен злу) и возничим – разумное начало. Разум высшее начало, регулирующее, гармонизирующее стремления

Социальная философия

Трем началам души соответствуют три класса (ремесленники и крестьяне, воины и правители-философы) и три добродетели (воздержанность, мужество, мудрость). Общая добродетель души – справедливость есть результат гармоничного сочетания всех частей души, под рук-вом разума.

У философов – правителей преобладает разумная часть и мудрость как добродетель, закл-ся в знании идей и принятии решений направленных к добру, справедливости.

У воинов – защитников безопасности гос-ва - аффективная и мужество (умение подчинять страсти долгу)

У трудящихся – вожделяющая часть и благоразумие (сдержанность в телесных желаниях, эгоистических интересах и владении собой добросовестный физический труд обеспечивающий материальную жизнь гос-ва).

В «Федре» также в зависимостим от преобладания части души дана иерархическая типология душ:

-души богов;

-человеческие души – 9 градаций: мудреца, царя, практического деятеля, врача, прорицателя, поэта или худ-ка, ремесленника, софиста, тирана).

-души животных.

  Философия политики и этика

Политика и этика – основаны на учении о человеке, его душе (микрокосм)

Работы: «Гос-во», «Политик», «Законы»

- «политика», «власть» - искусство соединение (плетение) интересов в полисе на общее благо;

-всякая власть имеет ввиду благо подвластных, а не выгоду властвующего;

- гос-во - совместное поселение людей для взаимопомощи и совместного удовл-я потреб-й;

- гос-во, это общественно-образующая интегративная основа (защита, разреш-е конфл-в, поддержание е порядка)

- аналогия устр-ва госва с космосом и устройством и связям частей человеческой души - разум, аффективная (яростная), вожделяющая). Гос-во – «макрос антропос» - громадный человек. Все населени полиса д.б разделено на три сословия;

 - разуму, разумному началу соответствуют правители - философы (интелл-е и нравст-е сов-во, причастность высшему вечному благу и способность воплотить небесный мир идей в земной жизни - разрабатывают теории, познают мир, управляют, учат);

- яростному – воины (физические упражнения, тренировки, поддержание порядка, защита безопасности);

- вожделяющему началу – землевладельцы и ремесленники (физический труд, созд-е мат.благ);

-допускается физический труд рабов, варваров;

-каждый занимается тем, к чему предназн-н. Причины кризисов, смут, в порче нравов, самовласт- ном стремлении к переходу низших сословий в высшие. Выход – возврат в первоначальное истинное сост-е.

 

-сплоченность, связь единомыслие обеспечивают два первых класса – стражи;

-стражи – общность имущества, быта, совместная жизнь и питание. Запрещается иметь семью, совместное воспитание детей, общность жен. Денег нет, частной собственности нет;

- частная собственность порождает стяжательство, порчу, конфликты и войны;

-третье сосл-е – имеет ч/с, занимается хоз. жизнью на основе разделения труда, торговли, денег.

-Платон за ограничение хоз. активности и сохранение аграрного замкнутого самодостаточного государства (автаркия);

-Прообраз - Спарта с сохранением патриарх отношений, организацией жизни по типу военного лагеря, группового брака, общинной собственности.

 

С идеальным государством (формой правления) соотносятся различные справедливые и несправедливые формы:

 

Монархия (справедливая власть одного)

- тирания – несправедливая одного жестокого правителя – самая опасная, закономерно и циклически возвращающая (цель – не допустить);

- Аристократия (справедливая власть меньшинства);

- олигархия – несправедливая власть меньшинства;

Демократия (справедливая власть большинства);

- тимократия − несправая власть большинства (военных, вождей, армии).

Всего семь типов + 1 идеальный тип общежития, который стоит выше государства и законодательства не нуждается в них – общество (форма правления, власти) будущего.

 

 В работе «Законы»

- Идеальное госуд-во – смешанная форма совм-я дем-ю (демокр-й принцип ариф.рав-ва − б-во голосов) и монархию (пр-п геом-го рав-ва −выбор по заслугам и достоинству)

В работе  «Госуд-во»

 -формы основанные на законемон-я, арист-я, демок-я.

- незаконные, вопреки закону и обычаю – тирания,   олигархия и извращенная демократия

Идеальное же – единоличное правление руководствующееся знанием. Склоняется к монархии или аристократии.

 

 

- Идеальное гос-во мудро мудростью правителей, мужественно мужеством своих воинов, рассудительно повиновением худшей части – лучшей.

- Предназначение государства в обеспечении высшего блага справедливости, гармонии человеческой души и государственного устройства, индивидуальных добродетелей и общественной справедливости, преобладанием интересов целого− над интересами частей, отдельной личностью.

-Государство справедливо, если все в нем служат ему как целостности и занимаются своими делами

-Справедливый строй обеспечивается цензурой, системой воспитания и образования культивирующих религиозность, неприятие безбожия. Государство осуществляет воспитание граждан («Законы»)

- Этические взгляды в работах «Государство», «Федон», «Горгий», «Филеб» и др. Условием нравственного поступка является истинное знание, или благо. Этический рационализм. Отрешится от телесного, мирского и стремиться уподобиться богу, не соприкасающемуся ни с каким злом.

 

Гносеология –теория познания (в «Федоне»)

-идея «анамнезиса» –  познание, есть воспоминание о том, что душа созерцала в мире чистых идей до вселения в тело;

-истинное знание («эпистеме»), умопостигаемое, беспредпосылочное знание через ноэзис –интуитивное усмотрение, созерцание мира идей (они заключены в каждой душе) – высшая ступень доступная лишь мудрецам;

- дианойя – рассудочное знание путем размышления;

рационализм (истинное сверхчувственное, умопостигаемое знание дает интеллектуальная интуиция, эйдетическое созерцание и разум − рассудок, размышление) − чувственные образы лишь повод для припоминания). Чистые вечные идеи не могут быть познаны посредством чувств;

-причина стремления к знанию и познанию является стремление к высшему благу, которое венчает иерархию идей и проявляется в истине, добре, красоте;

-мир умопостигаемый и видимый предполагает различие между достоверным знанием и представлением, знанием и мнением, «эпистеме» (обоснованное) и «докса»;

-представление надо возвести к знанию- символ пещеры в «Государстве» кн. 7;

-иерархию наук венчают диалектика и математика позволяющие постичь первоначала. Мир чисел и геометрических форм − между миром чистых идей и миром вещей;

-можно научить искусству счета, живописи, игре на цитре, пению, медицине, но не поэтическому искусству (гениальности, талану)

-добродетели можно научить - через знание блага (этика)

 

  Методология (учение о методах познания)

1) диало г (где мысль запечатлевается при обсуждении - в душе и противопоставляется записанному на бумаге, дающему мнимую мудрость) в «Федре»;

2) диалектик а, как умело направляемая беседа, искусство ставить вопросы и давать ответы, выхватывать из потока становления незыблемое и через разделение - схватывать неделимое, тождественное - идеальные сверхчувственные сущности;

-диалектика как восхождение к высшим родам и абсолютному, отыскание единого во многом и использование метода «диарезы»- расчленениеединого, тождественного на противоположности;

3) математический метод. Математика и диалектика противопост-ся мифологическому конструированию.

4) мифологический подход. Миф бездоказателен, но либо традиционно авторитетен, либо результат непосредственного созерцания сверхчувственного мира, либо средство педагогическое, иллюстративное;

4. Подходы (подтексты выявляемые)

- иронический (в диалогах) как у Сократа;

-эротический. В основе связи - эрос, стремление к высшему, абсолютному (благу), миру высших и чистых идей, предзаложеному в самой структуре бытия. 3 формы эроса. Определение любви («производство человека в красоте»);

-эсхатологический (решает большинство проблем как последние вопросы или через их призму (бытия и небытия, жизни и смерти).

  Философия искусства- эстетика

В работах: «Гиппий больший», «Государство», «Федр», «Филеб» «Федон» «Ион». «Софист»

- деление искусств по принципу:

а) создания либо предметов – молчаливое созидание (живопись, скульптура)

б) либо  созидание убеждений − с помощью речи (риторика, арифметика, астрономия)

в) заботящиеся о теле (гимнастика, медицина)

г) либо о душе (политика, право, справедливость)

 

Гиппий больший»- «что такое прекрасное?»

- «Пир» -прекрасное ассоциируется с вожделенным объектом Эроса.

-«Ион» - мистический и иррац-й характер вдохновения

- «Государство» - идея «мимесиза»

 

В основе эстетики учение об идеях(совершенный прекрасный мир).

Идея красоты – сущность, образец, принцип как таковой.

Вещи красивы в меру причастности к высшему благу, чистым и вечным идеям;

Искусство – копии третьего порядка - Теория подражания (мемесиза).

Искусство – тоже ремесло, но доведенное до совершенства.

Красива вещь если и утилитарна и предмет любования.

Искусство рождается из Эроса, вдохновения, любви к прекрасному, совершенному (3 степени).

Художник −  демиург, творящий на основе идеалов прекрасные предметы.

Вдохновение есть вид одержимости, безумия («Федр», «Ион»), но отличает художников, как и ремесленников от колдунов и магов.

Оставляет только те искусства, которые  играют воспитательную и служебную функцию.

Недопустимость сюжетов, разрушающих бодрость духа, инспирируют неумеренные переживания.

Осуждает трагедии, вызывающие страхи, ослабляющие волю, приучают безделию и безмерным, и бесплодным наслаждениям.

 

 

4.2.Аристотель  (384-322 гг. до н.э.).

- родом из фракийского города Стагир на гр-це с Макед-ей (поэтому - Стагирит)

-с 17-ти лет в Академии Платона как слуш-ль, а потом как сотрудник, преподаватель. После смерти Платона покидает «Платон мне друг, но истина дороже»

- Стал учителем 13-ти летнего А. Македонского в г. Пелле –столице Макидонии. В течение 12 лет

-на 50 году жизни вернулся в Афины, основал школу – «Лицей» (вблизи храма Апполона Ликейского). К школе примыкал сад- прохаживались (перипатетики - прогуливающиеся)

Работы: «Органон» (Категории, Об истолковании, 1и 2-я Аналитики, О софистических опровер-ях). Андронник Родосский, «Метафизика», «Физика» «О душе», «Политика», «Афинская полития» «Никомахова этика», «Поэтика», «Риторика» и др.

- философ, ученый энциклопедист, основатель перипатетической школы, логики, психологии идр.

 

Система философии:

1.Теоретическая фил-я. (умозрительная) – знание ради знания

1.1.Метафизика (онтология) – первая философия (то, что не существует отдельно и не движется);

1.1.1 Общая метафизика – сущее, бытие, его атрибуты, принципы и причины.

1.1.2 Частная мет-ка – изучает особый вид бытия (неподвижный вечный перводвигатель) – теология (споры об их соотношении)

1.2  Физика (отдельные стороны бытия, то, что существует отдельно и движется).

1.3  Математика (то, что не существует отдельно и не движется – абстракции).

1. Практическая – знание ради деят-ти (этика, политика, право, экономика).

2. Поэтическая - знание ради тв-ва (риторика и поэтика).

3. Логика – не самост-я часть, а пропедевтика ко всем

 

Онтология

- критика платоновских идей, разрыва мира идей и мира вещей. Это гипостазирование. Идеи – копии, понятия о вещах, а не наоборот. Идеи –отображение вещей и их свойств.

- реально существуют конкретные отдельные вещи - индивидуумы (неделимые) субстанции, реальность первого порядка, а роды и виды (дома вообще, лошади) - реальности вторичные

- В основе мира – 2 начала: пассивная материя ( субстрат, материал, потенция) и форм а (акт, активное духовное начало, энергия, энтелехия, телос, целевая причина, целесообразная жизненная сила, осуществление вещи, переход ее из возможности в дейст-ть).

-Т.о. в этом проявляется  дуализм с тенденцией к объективному идеализму.

форма не существует вне вещи, помимо множества отдельных вещей, составляют их структуру и суть, цель.

- форма из трансцедентного прообраза (Платон) превращается в имманентный принцип вещей.

- Существует иерархия форм. Высшей формой всех форм выступает Бог (не персонифицированный)- перводвигатель, вечный, неподвижный, чистая энергия, энтелехия и высшая цель, сам себя мыслящий ум (нус) вне времени, а в вечности (эон), запредельный космосу в акте непрерывного и моментального творения осуществляющий все космические потенции. Он неподвижен, иначе нужен еще один двигатель

  - Телеология – учение о цели. Причиной движения от низшего к высшему является внутрення цель ( форма, понятие, логос, энтилехия) предмета, которая реализуется в процессе развития.
- Движение, развитие (кинесис) это переход от возможности в действительность, осушествление формы. В онтологию вносится динамизм, идея развития, понятии потенциального и актуального.

- Отдельная вещь и ее возникновение обусловлена 4-мя причинами:

-материальная,

-формальная,

-действующая и

-целевая (конечная).

Иногда объединяют. Движущая формальная и целевая могут совпадать (в сфере жизни и перводвигателя).

- Система основополагающих отношений вещей описывается в системе категорий: сущность (субстанция-индивид), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, обладание, действие, страдание.

Физика - частная онтология, натурфилософия, наука о природе и ее отдельных сферах их сущности, формах, принципах. Основные принципы натуфилософии: финитизм (конечность вселенной); телеологизм (все целесообразно, все имеет свое место, природу и стремится к нему); квалитативизм и континуализм, протест против квантификационизма и применения математики; дуализм подлунного мира и единой четырех элементов и надлунного квинтэссенции, отменяющая всеобщность физических законов; иерархизм (ценностное превосходство высших ступеней над низшими); антикосмогонизм (первый перестал порождать вселенную и перешел к структурно-имманентному анализу).

 

  Теория познания (гносеология)

- Познание начинаетсяс удивления.

-При изучения мира отталкиваться от самой дейст-ти ( Не как у Платона).

-Первая ступень – чувственное поз-е не ведет, однако к мудрости.                                       

- Эпистеме о единичном невозможно. Знать, значит знать первые причины, общее постигаемое посредством разума и логики отделяющей общее от частного, истинное от ложного. Логика органон.

− Признание объективной истины и ее референциальной концепции.

- Универсалии (прежде всего четыре причины)и категориии структуируют хаос впечатлений.

- Универсалии не врождены, а постепенно усматриваются (в онто- и филогенезе) через ступени познания – ощущения, память- опыт(эмпирия) – наука−мудрость.

- Высшие принципы (архе) научно- философского знания недоказуемы и познаются непосред- ственно − интеллектуальной интуицией (Нус), либо, отчасти – путем индукции (эпагоге).

 

  Методология и логика              

-Платон – метод науки (эпистеме) – диалектика.

-Аристотель – диалектика вспомогательная эвристическая дисциплина.Диалекутический силлогизм (эпихерма) исходит из правдоподобных, вероятностных предпосылок (положений, принимаемых большинством или мудрыми) и приводит к доксе (мнению).

-Главное место – аналитика, теория аподектического (доказательного) силлогизма исходящего из достоверных и необходимых посылок.   

- Аподиктика,      как дедуктивно-аксиоматический метод моделирует геометрическое доказательство и заимствует его терминологию (доказательства, начала, элементы, аксиомы).

−законы логики.

- Логика.

 

Антропология и учение о душе.

 

- человек высокоорганизованное животное отряда млекопитающих (материализм) отличающееся мышлением, разумом, политическим способом существования

-органическое тело в отличие от искусственного и неорганического обладает возможностью жизни, с со способностью ощущения, переживания связанных с душой.

 -душа  - энтелехия, активное целесообразное начало живого тела.

- душа – форма живого тела, принцип его организации и действия а не самостоятельная сущность.

- переживает и мыслит не душа, а целостный организм.  Т.е. с Аристотеля появляется представление о душе как неотъемлемой части органического тела.

Структура (уровни) души.

- растительная (вегетативная)  - функция питания, роста и размножения;

- животная (чувственно-двигательная) - ощущение, стремление к приятному и избегание неприятного, являетсяся критерием животного организма;

- разумная – способность к рассуждению и размышлению, высшая часть души;

- признавал бессмертие разумной части души.

-разум обусловливает волю в ее стремлении к благу.

 

 

Практическая философия Праксиология. Философия человеческого поведения - знание ради деятельности (этика и политика, экономика).

 Этические и политические взгляды основаны на представлении о человеке (антропология) и его душе. «О душе»

- Работы: «Никомахова этика», «Евдемова этика», «Афинская полития (очерк истории государственного устройства Афин)

 

- Этика имеет дело практическим разумом, поиском   правильной нормы поведения котораясоциально обусловлена и не может быть дедуцирована подобно положениям науки и иметь всеобщий характер.

-Эвдемонизм – высшее благо, цель и смысл жизни в достижении счастья (эвдемония).

-Но у Аристотеля эвдемонизм не гедонистический а аретологический («арете» - добродетель, добротность, функциональная пригодность).

- Высшее благо, цель, смысл жизни и высшее удовольствие для человека – добродетель.

- Добродетели делятся на дианоэтические (интеллектуальные) и этические и

- Арете (добродетель) дианоэтическая – правильная деятельность разума теоретического (отыскание истины ради нее самой).

  Арете (добродетель) этическая – деятельность практического разума  – установление нормы поведения. Этическая добродетель, добродетельная воля невозможна без разума (ограничивающего иррациональные эмоции, побуждения), размерности, меры, ухода от крайностей, пороков, следования принципа золотой средины, средины между двумя пороками, следование наилучшему из возможного.

-Счвстье в деятелности души по осуществлению своего арете.

-Чем выше в ценностном отношении арете, тем полнее счастье.

-Наивысшее степень эвдемонии в «созерцательной жизни», занятиях философией.

 

 

- Политика (область права, государства). В широком смысле включает этику.

 

- Человек сушество пол- е. «Вне политики существуют только ангелы и животные»

- Госуд-во –следствие природного влечения людей к общению, общеж-ю, совместной жизни и ви естественно вырастающая, исторически поздняя но высшая форма его, объемлющая все предшествующие.

Основные формы общения, общежития:

 -семья

 -сельская община (семья и община основаны на стремленииии к прод-ю рода и отцовской власти)

 -государство (для удовлетворения жизненных потребностей и достижения благой жизни).

-Генетически − семья, соседская община, полис. В синхронном плане – наоборот (иверсия), субординация, соподчинение.

- Гос-во основывается на единомыслии граждан в отношении добродетели. Образуется благодаря моральному общению.

-Благодаря г-ву другие формы общения достигают завершения и цели. Полис (государство, городская община, всеобъемлящая и высшая форма общения (кайнойя).

- Гл.цель политики – отыскать соверш-е гос-во. Конечная цель- счастливая жизнь. Осн. задача госуд. − пайдейя− воспитание граждан в нравственной добродетели (арете)

-государство, ч/с, рабство − естественны, вытекают из природы людей. Против Платоновского обобществления.

- Классиф-я государств (форм правления) в «Политике» по двум критериям: числу (один, немного, б-во) и цели (общее или личное благо правителей).

-на основе второго критерия + правильные и неправильные

- наложение критерие дает шесть видов:

Неправильные:

 - тирания

 - олигархия

- демократия

Правильные:

- монархия (царство)

-аристократия

- полития

Идеальная форма полития – смешанная вкл-я признаки олигархии (немногие выдающиеся) и демократии (сохраняется соотношения подчиненности и разделения между собранием и магистатурой). В политии преодолеваются крайности олигархии и демократии и преобладает средний класс прекращению внутренних распрей, на почве неравенств возникающих".

 

Теория среднего класса

- Те г-ва имеют хороший строй, где средний класс представлен в большем к-ве.., где он перевешивает обе крайности, обеспечивает равновесие и препятствует перевесу одной из сторон..,  обеспечивает прекращение внутренних распрей, возникающих на почве неравенств и несправедливости".

 

Экономика

Аристотель различал два типа денежного обращения и обретения богатства, состояния - Экономика и Хрематистика

  

-Наживать состояние и обмениваться в процессе труда- естественно. Есть нормальные способы, естественные – земледели, животноводств, даже торговля (обмен) но есть меновая торговля и денежная торговля, торговля, которая ведет к накоплению денег. Накопление потребительских благ имеет естественные пределы

 -Цель экономики – естественное богатство, вещи для жизни, искусство ведения хозяйства Цель хрематистики – неестественное богатство, накопление в денежной форме, обладание деньгами.

- Если экономика – искусство приобретать полезные вещи, то хрематистика – искусство делать деньги через торговлю.

-Если формулу экономики можно представить как деньги – товар, то формулу хрематистики: деньги – товар – еще большие деньги.

-Поэтому экономика имеет предел – разумное личное потребление. За этим пределом приобретение бессмысленно. У хрематистики предела нет и потому Хрематистика это процесс накопления денег.

-Хрематистика рассматривает ситуацию, когда прибыль и накопление денег стало основной целью деятельности (например, ростовщичество, спекулятивная торговля). Деньги выступают в качестве богатства и цели, теряя своё предназначение средства обмена. Она, в отличие от экономики – не естественна.

2).Хрематистика (от греч. χρηματιστική — обогащение) - наука об обогащении, искусство накапливать деньги и имущество, получать прибыль..Накопление богатства как самоцель, как сверхзадача, как поклонение прибыли. Главный элемент хрематистики –торговля ради денег и ростовщичество или как сейчас это называют "кредитно-финансовая система".

Аристотель противопоставлял хрематистику и экономику как целенаправленную деятельность по созданию благ, необходимых для естественных потребностей человека. При этом роль экономики Аристотель видел в удовлетворении насущных потребностей и в создании средств, необходимых для поддержания хозяйства). К хрематистике Аристотель относился отрицательно.

. Экономическая концепция Аристотеля:

- 1. Проблемы рабства: преимуще ственно иноземцев. Доказывал грекам, что рабство само по себе их не касается и не несет угрозы для свободного гражданства. Рабство естестввенно.

- 2. Примирение демоса и знати на базе ограбления аграрной периферии и эксплуатации рабов-иноземцев. Аристотель предлагает усилить "средний класс ", так как это ведет "к прекращению внутренних распрей, на почве неравенств возникающих".

- 3. Защитник частной собственности (отрицать ее уже было нельзя), нашел корни собственности у животных.

- 4. Натурализация хозяйства, переход к земледелию. Добродетель земледельца - прикован к своему участку, всегда занят хозяйственными делами, мало интересуется политикой и редко ходит на собрания. Противоположность - ремесленник, который толчется на городских площадях.

- 5. Ограничение крупной торговли, запрет спекуляции ростовщичества, мелкая торговля для поддержки экономических связей и разделения труда.

- 6. Богатство - совокупность полезных вещей, то, что служит удовлетворению человеческих потребностей.

7. Родоначальник анализа феномена стоимости и денег, их природа

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow