Надзор за исполнением органами ФСБ законов РФ осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры

Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам ФСБ содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов ФСБ в предмет прокурорского надзора не входят.

Что делать в неотложных случаях (например, во время теракта)?

Борьба с терроризмом (вот тут разночтения: в законе – прокурора, а Володарский сказал – судью):

В неотложных случаях, когда имеется угроза непосредственная, то можно проводить контрразведывательные мероприятия без получения судебной санкции, надо поставить суд в известность в течение 24 часов, а ещё через 24 часа необходимо получить санкцию суда. Если разрешение не дал, то скачанная информация удаляется и не может выступать в качестве доказательства. (Володарский)

В самом законе же сказано, что сотрудники органа по борьбе с терроризмом при угрозе террористического акта или поимке лица, подозреваемого в причастности к террористическому акты, могут беспрепятственно входить в жилое помещение, приостанавливать оказание услуг связи, ограничивать использование сетей связи и средств связи. В течение 24 часов после этого орган по борьбе с терроризмом обязан уведомить об этом прокурора.

Борьба с преступностью:

Деятельность органов федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также настоящим Федеральным законом.

Обязанности и права ФСБ (их очень много, из них нам нужно знать только эти):

· Выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством РФ к ведению органов ФСБ, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;

· Выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения, возбуждение и/или рассмотрение дел, о которых отнесены КоАП к ведению органов ФСБ;

В 2015 г введены нормы о возможности применения оружия, т.е. расширение силовых полномочий, однако они строго регламентированы определенной процедурой (необязательно знать).

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность сотрудника ФСБ:

· Гражданство РФ:

· Способность выполнять возложенные на него обязанности, для которой необходимо наличие определенных личных, профессиональных, психологических качеств, достижение определенного возраста, наличие соответствующего образования, состояния здоровья.

Квалификационные требования к уровню образования, стажу, профессиональным знаниям и навыкам устанавливаются руководителем федерального органа власти в области обеспечения безопасности или уполномоченными им должностными лицами;

Требования, препятствующие назначению:

1. Наличие гражданства иностранного государства;

2. Наличие судимости, в том числе снятой или погашенной, если в их отношении прекращено уголовное судопроизводство за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;

3. Членство в политических партиях и иных общественных объединениях, преследующих политические цели, или участие в их деятельности и некоторые другие;

Негласность проявляется в наличии внештатных сотрудников:

Органы ФСБ могут привлекать отдельных лиц с их согласия к содействию в решении возложенных на органы ФСБ обязанностей на гласной и негласной основе, в том числе в качестве внештатных сотрудников. Такие лица имеют право получать вознаграждение, т.е. они имеют чисто материальную заинтересованность, они также должны заключать контракт о конфиденциальном сотрудничестве с органами ФСБ.

Однако запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, несовершеннолетних, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных организаций.

Следственный комитет РФ:

Отпочковался от прокуратуры, поэтому во многом копирует ее. Похожая структура организации, территориально-предметного устройства. Однако есть определенные отличия:

1. Прокуратура – ряд полномочий по созданию, контролю делят Президент РФ и законодательная власть; СК РФ – был создан по инициативе Президента РФ, поэтому все полномочия, в т.ч. кадровые, сконцентрированы в его руках. Он осуществляет руководство деятельностью СК РФ, утверждает Положение о СК РФ и устанавливает штатную численность СК РФ, в том числе численность военных следственных органов СК РФ;

2. Из ведения прокуратуры были выведены следственные функции. Теперь основной задачей СК РФ является оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подведомственностью, установленное уголовно-процессуальным законодательством, остальные функции СК РФ носят дополнительный характер, вытекают из основной функции. К таким вспомогательным функциям относятся (можно не учить, просто некоторые, чтобы быть в курсе):

· Осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов СК РФ и их должностных лиц;

· Организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

· Осуществление международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

· Обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина и др.;

Принципы деятельности СК РФ (по сути те же, что и в прокуратуре; некоторые принципы перекликаются с принципами судебной системы):

1. Принцип единства – СК РФ является единой централизованной системой следственных органов и учреждений СК;

2. Принцип централизма – СК РФ действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю СК;

3. Принцип независимости – СК РФ осуществляет полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций (законодатель не хочет сказать, что СК также независим, как и судья, так как все же отчетность перед начальством есть; поэтому по факту запрет на вмешательство носит декларативный характер, отчетность все равно есть; в том числе Председатель СК РФ отчитывается перед Президентом РФ);

4. Принцип неприкосновенностиособый порядок привлечения к уголовной ответственности, однако все равно таких особых гарантий, как у судей, нет. Проверка сообщений о совершенном сотрудником СК преступлении, возбуждение в отношении него уголовного дела (за исключением случаев, когда он был застигнут на месте преступления) и производство расследования – исключительная компетенция следственных органов СК. Сотрудник СК, в отношении которого возбуждено уголовное дело, на период производства расследования отстраняется от должности, однако за время отстранения ему выплачиваются денежное содержание и доплаты. Не допускается задержание, привод, личный досмотр руководителя следственного органа СК и следователя, досмотр их вещей и используемых ТС, за исключением случаев, когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других лиц, а также в случае задержания на месте преступления (таким образом, существует подследственность, так как привлечение к уголовной ответственности осуществляет сам СК, что выступает дополнительной гарантией невмешательства в его деятельность);

5. Принцип гласностиСК РФ действует гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, о государственной и иной охраняемой законом тайне (таким образом, гласность не является абсолютной – например, она ограничена тайной следствия);

6. Принцип деидеологизации и деполитизациисотрудники СК не могут являться членами политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели и принимать участие в их деятельности; создание и деятельность объединений, преследующих политические цели, и их организаций в следственных органах и учреждениях СК РФ запрещается. Сотрудники СК РФ не вправе совмешать свою основную деятельность с иной деятельностью на возмездной основе, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом такая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством РФ;

Обязательность исполнения требований сотрудников СК (рамочный характер, более конкретный список в УПК) (полномочия похожи на полномочия прокуратуры в сфере общего надзора):

Сотрудник СК при осуществлении процессуальных полномочий вправе:

1. Входить в жилые и иные предназначенные гражданам помещения, на принадлежащие им участки при совершении преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо наличии достаточных данных полгать, что совершилось или совершится преступление;

2. Беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями и иметь доступ к их документам и материалам;

3. Требовать от руководителей и должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых документов, материалов и иных сведений; производства документальных проверок, ревизий, исследований и т.д., привлекать к участию в них специалистов;

4. Вызывать должностных и иных лиц для объяснения и производства следственных действий;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: