Основные задачи МВД:
1) разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;
2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
3) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;
4) управление органами внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) и внутренними войсками МВД России (далее - внутренние войска).
Отдельные полномочия МВД:
1) формирует на основе анализа и прогнозирования состояния преступности, охраны общественного порядка и собственности, а также обеспечения общественной безопасности основные направления государственной политики в сфере внутренних дел
2) разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению;
|
|
3) организует и проводит мероприятия по обеспечению безопасности граждан и правопорядка в общественных местах;
4) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность;
5) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам;
6) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль в области оборота оружия
7) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, контроль деятельности ведомственной охраны;
8) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
Система МВД:
В единую централизованную систему МВД России входят:
· органы внутренних дел, включающие в себя полицию;
· внутренние войска;
· организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России;
· В состав органов внутренних дел входят:
· центральный аппарат МВД России,
· территориальные органы МВД России,
· образовательные, научные, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России,
|
|
· окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России,
· представительства МВД России за рубежом,
· иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел;
Министр внутренних дел:
МВД России возглавляет Министр внутренних дел Российской Федерации (далее - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр несет персональную ответственность за выполнение задач и осуществление полномочий, возложенных на МВД России, и за реализацию государственной политики в сфере внутренних дел.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Количество заместителей Министра устанавливается Президентом Российской Федерации.
Полномочия министра внутренних дел:
· образовывает в пределах своей компетенции территориальные органы МВД России, воинские части внутренних войск, организации и подразделения, осуществляет их реорганизацию и ликвидацию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· издает нормативные правовые акты МВД России, в том числе совместно с руководителями других федеральных органов исполнительной власти; заключает межведомственные соглашения, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в сфере внутренних дел;
ФСБ:
Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.
Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации.
Такая же территориально-предметная структура, как и у прокуратуры:
1. Территориальный критерий:
1) Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
2) Управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам РФ;
2. Предметный критерий:
1) Управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в органах управления;
2) Управления (отделы, службы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе;
Принципы деятельности:
1. Законность (прежде всего процедурная);
2. Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
3. Гуманизм;
4. Единство системы органов ФСБ, а также централизация управления ими;
5. Конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности (Расширение конспирации – специальный режим документации, заперт распространения персональных данных сотрудников, работников; регламентацию не разглашают даже перед судами и другими правоохранительными органами);
Направления деятельности:
1. Борьба с терроризмом;
2. Борьба с преступностью;
3. Разведывательная деятельность;
4. Пограничная деятельность;
5. Обеспечение информационной безопасности;
Контрразведывательная деятельность:
Контрразведывательная деятельность - деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями (далее в настоящей статье - органы контрразведки), а также должностными лицами указанных органов и подразделений посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.
|
|
Основания для проведения контрразведывательных мероприятий должны быть ясными, понятными и четкими, их перечень является исчерпывающим (сами основания не пишу, так как их, вроде, не надо знать).
В процессе контрразведывательной деятельность могут проводится гласные и негласные мероприятия. В рамках негласных мероприятий могут быть затронуты основные конституционные права. Поэтому необходимо осуществлять определенный контроль, который возлагается на суд:
· При необходимости проведения контрразведывательных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, необходимо возбудить перед судом соответствующее ходатайство. Это может делать только руководитель органа контрразведки или его заместитель. В постановлении о возбуждении ходатайства необходимо изложить мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в проведении соответствующих мероприятий, а также подтверждается обоснованность ходатайства;
· Рассмотрев ходатайство, судья выносит постановление либо о допустимости проведения таких контрразведывательных мероприятий, либо об отказе в проведении таких мероприятий;
· Срок вынесенного постановления не может превышать 180 суток, если судьей не было приято иное решение. При необходимости можно продлить срок на основании вновь представленных материалов;
· Отказ судьи в проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих конституционные права, орган контрразведки, ходатайствующий об их применении, может обжаловать в вышестоящий суд;
Где-то тут мы упоминал 24 статью про прокурорский надзор, но я точно не помню, где (по-моему, она касалась того, что ФСБ не полностью зависит от суда и им контролируется, поскольку осуществляется прокурорский надзор):