Организационные формы и качество обучения в современном высшем образовании. Личность и профессиональная деятельность преподавателя высшей школы

1. Организационные формы образования и обучения, их особенности.

2. Современные требования к преподавателю высшей школы

 

1. Организационные формы образования и обучения, их особенности.

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

По количеству охваченных обучающихся выделяют индивидуальные, групповые и фронтальные формы учебной работы.

К организационным формам обучения, которые одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов, относят лекции, практические занятия, лабораторные работы, практикумы, самостоятельную работу, научно-исследовательскую работу студентов, учебную, производственную, преддипломную практики и др.

Среди перечисленных форм работы в вузе важнейшая роль отводится лекции, которая одновременно является самым сложным видом работы и поэтому поручается наиболее квалифицированным и опытным преподавателям (как правило, профессорам и доцентам).

В зависимости от выбранных критериев можно выделить следующие виды лекций.

1. По общим целям: учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.

2. По научному уровню: академические и популярные.

3. По дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности).

4. По способу изложения материала: бинарные или лекции-дискуссии (диалог двух преподавателей, защищающих разные позиции), проблемные (см. п. 5.4), лекции-конференции [Пидкасистый П. И., Портнов М.Л. - 1999; Бордовская Н.В., Реан А.А. - 2000].

 

2. Современные требования к преподавателю высшей школы

Основные тенденции в подготовке преподавателей высшей школы, к которым можно отнести:

Компетентностный подход

Расширение научно-исследовательской деятельности преподавателей

Непрерывность образования; развитие, наряду с педагогикой, андрагогики и геронтогогики

Изменение роли преподавателя в вузе: от субъект-объектной системы отношений между преподавателем и студентом к субъект-субъктной

Гуманизация и гуманитаризация образования

Масштабное внедрение практико-ориентированных методов обучения

Проектирование метапредметных образовательных программ

Источник: С.Б.Серякова СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА /// Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2014 г. – с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: