1. Организационные формы образования и обучения, их особенности.
2. Современные требования к преподавателю высшей школы
1. Организационные формы образования и обучения, их особенности.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
1. В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
По количеству охваченных обучающихся выделяют индивидуальные, групповые и фронтальные формы учебной работы.
К организационным формам обучения, которые одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов, относят лекции, практические занятия, лабораторные работы, практикумы, самостоятельную работу, научно-исследовательскую работу студентов, учебную, производственную, преддипломную практики и др.
Среди перечисленных форм работы в вузе важнейшая роль отводится лекции, которая одновременно является самым сложным видом работы и поэтому поручается наиболее квалифицированным и опытным преподавателям (как правило, профессорам и доцентам).
В зависимости от выбранных критериев можно выделить следующие виды лекций.
1. По общим целям: учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.
2. По научному уровню: академические и популярные.
3. По дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности).
4. По способу изложения материала: бинарные или лекции-дискуссии (диалог двух преподавателей, защищающих разные позиции), проблемные (см. п. 5.4), лекции-конференции [Пидкасистый П. И., Портнов М.Л. - 1999; Бордовская Н.В., Реан А.А. - 2000].
2. Современные требования к преподавателю высшей школы
Основные тенденции в подготовке преподавателей высшей школы, к которым можно отнести:
Компетентностный подход
Расширение научно-исследовательской деятельности преподавателей
Непрерывность образования; развитие, наряду с педагогикой, андрагогики и геронтогогики
Изменение роли преподавателя в вузе: от субъект-объектной системы отношений между преподавателем и студентом к субъект-субъктной
Гуманизация и гуманитаризация образования
Масштабное внедрение практико-ориентированных методов обучения
Проектирование метапредметных образовательных программ
Источник: С.Б.Серякова СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА /// Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2014 г. – с.