(В.Кожушнян «Жил-был я»)
Жанр произведения сам автор определяет как «Записки с окраины бывшего Отечества, или Капсулы-воспоминания обломавшего крылья идеалиста». «Повесть-размышления», — так обозначил жанровую форму произведения во вступительной статье Б. Челышев, член Союза писателей России.
Это воспоминания о прожитых годах, о событиях, оставивших след в душе автора, перемежающиеся философскими размышлениями о смысле человеческого бытия, о добре и зле, о правде и неправде, о памяти, об одиночестве среди людей, о неразвитости чувства собственного достоинства — источнике многих унижений и обид.
Идея произведения – «За всё, что происходит рядом с тобой на этой земле, ведь и я в ответе». Сюжет повести отличается необычностью. Автор идёт «по волнам своей памяти». Поэтому повесть состоит из десяти, казалось бы, не связанных друг с другом рассказов-воспоминаний, которые, тем не менее, связаны общей темой всего произведения, размышлениями о смысле человеческой жизни, о памяти, об ответственности человека за всё происходящее на земле, о прощении.
|
|
1.. Сибирь. Усть-Илимск. Литературный герой на собрании, где предстоит избрать секретаря партийной конференции. В. Кожушнян правдиво, с иронией описывает внутреннее состояние героя, который произнёс речь, разоблачающую кандидата в секретари, но...это был всего лишь внутренний монолог: «сработала... обывательская мудрость: стенку лбом не прошибёшь!» Интересны философские отступления об унижении и самоуничижении.
2. Рассказ посвящён воспоминаниям из раннего детства. Воспитывала литературного героя бабка, верящая «в пришествие Коммунизма». Дед, попав под амнистию, искалеченный невольничьим трудом на воркутинских шахтах, надломленный духовно и физически, «люто ненавидел... бабкины бредни». Автор повести размышляет о главном постулате взглядов анархистов князя Кропоткина и Бакунина – человек должен быть свободным!
3. В.Кожушнян рассуждает о том, как важно человеку быть незакомплексованным, приведя в качестве примера историю сдачи экзамена по лексике знаменитому языковеду, автору учебника «Лексика» А. В. Калинину. Представляет интерес описание психологического состояния человека, находящегося в стрессовой ситуации, работа агентов КГБ по сбору информации.
4.. В четвёртой новелле повести автор размышляет о том, что Родина начинается прежде всего с заботы о себе, о своих близких, своём очаге. «Всё остальное – лживый пафос и агитаторские приёмчики». Печаль и тоска на многих лицах – «печать неосознанности своего пребывания на земле. Зачем пришёл в этот мир? Чем улучшил ты его своим приходом? И что останется после тебя?»
|
|
5. История любви, рассказанная героем повествования автору, вывод: «Без влюблённых Земля наша станет грудой серых камней, а моря её – бессмысленными лужами» – поучительны и интересны. В. Кожушнян призывает беречь любовь, какой бы она ни была, пусть даже грешной, не дать угаснуть этому трепетному огню.
6. В центре внимания автора – жизнь И.Балабанского, «замешанного на маниловщине с лёгким большевистским налётом». Как молодого перспективного кадра бросили его на организацию и укрепление далёкого северного аэропорта. Пьянство, разврат – правдивое изображение жизни командира воздушного вокзала. Автор обращает наше внимание на то, что, к сожалению, очень много отбитых от дела сотен тысяч людей пополняют многочисленные «отряды рэкетиров и бандитов всех мастей, блестяще организованных опытной рукой... Эта страна ещё долго будет бурлить, маяться, страдать...пока активная часть подданных её не получит в свои руки настоящее дело, пока профессионалы не вернутся к своим отеческим берегам». Созидание «тверди земной спасёт страну», – делает вывод автор.. Изображается развратная жизнь пар
7.. В центре внимания автора – жизнь И. Балабанского, «замешанного на маниловщине с лёгким большевистским налётом». Как молодого перспективного кадра бросили его на организацию и укрепление далёкого северного аэропорта. Пьянство, разврат – правдивое изображение жизни командира воздушного вокзала. Автор обращает наше внимание на то, что, к сожалению, очень много отбитых от дела сотен тысяч людей пополняют многочисленные «отряды рэкетиров и бандитов всех мастей, блестяще организованных опытной рукой... Эта страна ещё долго будет бурлить, маяться, страдать...пока активная часть подданных её не получит в свои руки настоящее дело, пока профессионалы не вернутся к своим отеческим берегам». Созидание «тверди земной спасёт страну», – делает вывод автор.
8. Изображается развратная жизнь партдеятелей, предательство, отречение от любви во имя сохранения должностного портфеля.
9. Философские размышления о том, как зажечь свет в душе, о добре и зле, человеческой подлости.
10.. Повествование об ответственности журналиста за печатное слово.
11. Тема – война в Приднестровье, описание событий той поры в г. Бендеры. Изображение психологического состояния человека, которого подстерегает смерть.
Таким образом, в повести-размышлении 10 новелл – ровно столько, сколько наказов-заветов в Библии: не убий, не укради, не возжелай жены ближнего своего и т. д. И тематика новелл, основные вопросы, проблемы, поднятые В. Кожушняном, созвучны заповедям Нового завета, созвучны душе каждого мыслящего человека.
Судьба личности, по мнению автора, зависит от того выбора, который делает сам человек. Нельзя быть пассивным и равнодушным, нельзя быть послушно управляемой «толпой». Выбор истинных ценностей принесёт успокоение душе человека, свет... нужно освободиться от балласта корысти, зависти, жадности и производной от этих низменных качеств – подлости. Как это сделать?.. Почаще наводить ревизию в своей душе и согласовывать своё житие с совестью, которая и есть Бог».
Борис Челышев
Талант и мастерство
Есть писатели, которые от произведения к произведению как бы «ходят по замкнутому кругу»: те же темы, проблемы вне пространства и времени, привычные приемы и способы построения сюжета, раскрытия характера героев. Чаще всего такое бывает в телесериалах и фильмах-боевиках, которые с лихвой плодит полчище «драмаделов». Но есть и такие, у которых каждое новое произведение – открытие и откровение. Потому, беря очередную книгу знакомого автора, мы предваряем чтение вопросом: а что нового он скажет тебе? о чем он еще не говорил?
|
|
Мы не пересказываем сюжет повести Валерия Кожушняна «Горнюха», не анализируем подробно ее содержание. Устраивает она читателя или нет – дело вкуса. Мы не хвалим и не порицаем постановку проблем в данной повести, не смакуем и не ужасаемся, когда встречаем на страницах сексуальные сцены. Кому они претят, советуем перечитывать на ночь «Бедную Лизу» Н. Карамзина. Там сплошная любовь и ни грамма секса. Мы хотим лишь разобраться в особенностях мастерства автора повести Валерия Кожушняна.
Реализм – очень емкое понятие. Он начинался с простого фотографирования действительности, прошел стадию пресловутого «социалистического реализма» с лакировкой действительности. Знавал реализм и заумный психологизм, и философские барахтанья, и голую социологию. На трудном пути реалистического отображения жизни были и поиски с находками, и заблуждения с шараханьями из стороны в сторону.
Так где же место В.Кожушняна, пусть маленькое, крохотное, но свое в этом самом реализме?
Он много помыкался по белу свету. Работал плотником, художником-оформителем, путейцем, журналистом, редактором, экспедитором-снабженцем. Ему знакомы и Западная, и Восточная Сибирь с таежными лесами, Хабаровский край и Крайний Север. Да разве перечислишь города, и веси, где ступала его нога! Жизнь в Москве и учеба в университете как будто бы должны были повлиять на художественное сознание молодого писателя, на взгляды, на стилевую манеру, на творческий Подход к материалу - куда денешься? Ведь многие прошли через это горнило учебы, приобрели «литературный лоск». Но нам думается (судя по повестям), писатель избежал «книжно-литературного влияния» и сохранил свое собственное «Я», завоеванное в тяжелой реальной жизни.
Так какова же творческая платформа, где истоки художественного мастерства писателя?
Его повести можно отнести по жанру к социально-бытовым. Реальная основа «Горнюхи», как и предшествующих, автобиографична, в этом нет сомнения. Автор знает жизнь не по книгам, а по собственным переживаниям. Но при этом он не скатывается и до «бытовухи». Он не отстраняется от «большой жизни», от исторических и современных судеб своего народа, не живет по принципу «добру и злу внимая равнодушно». И его реализм – не копирование действительности. Это не выхваченные из жизни случайности, а типические образы в современных условиях бытия. Конечно, образ человека, воссозданный любым талантливым писателем, в том числе и Кожушняном, во многом тайна. Можно разложить по теоретико-литературным полочкам приемы и способы, которыми «пользовался» он, создавая своего героя (внешний вид, стиль речи, манера поведения и т.д.). Можно по-школьнически произвести подобную операцию и с повестью "Горнюха". Но это не даст читателю ровно ничего! И все же, когда ты закроешь последний лист книги, то живыми долго будут стоять перед тобой Горнюха с Олесей, Серега с Клавдией Матвеевной да и другие персонажи. И почему мы, несмотря на явные недостатки, так полюбили этого Горнюху? Да потому что он – наш: сын, муж, брат; и в чем-то мы сами!..
|
|
Психологизм как способ раскрытия характера героев свойственен любому писателю-беллетристу. Но психологизм психологизму – рознь. Во всяком случае, такой, каким он бывает не только в жизни, но и наличествует в художественном произведении. Об этом говорит нам и творчество классиков литературы. Ф.М.Достоевский описывал на целых страницах, большими абзацами внутреннее состояние своих героев; А.П. Чехов делал это двумя-тремя штрихами. И тот, и другой достигали поразительных результатов в раскрытии психологии своих героев. Разумеется, мы далеки от того, чтоб ставить в один ряд В.Кожушняна с А. П.Чеховым и Ф.М.Достоевским. Но ведь принципы и приемы раскрытия характера – одинаковы!
Что же касается повести "Горнюха", то не стоит искать в ней пространных и глубоких исследований человеческой души. А вот возьмем хотя бы один эпизод. Он удивителен по своей психологической цельности и отсутствием фальшивых ноток, даже в деталях. Он в полной мере показывает и мастерство автора:
«Очнулись они глубокой ночью. Приняли оба душ и взялись наверстывать упущенное. Однако Горнюха вел себя сдержанно и даже отрешенно, чем невыносимо раздражал Клавдию Матвеевну. Она поняла, что в этот момент он ускользает от нее, уходит, и этот уход будет безвозвратным. Шестым чувством, звериным чутьем растревоженной самки узрела она конец своей счастливой, пусть и наполовину, но семейной жизни. Боль, обида и неизбывная горечь захлестнули ее сердце и она разрыдалась. Переходила то на вой, то на причитания и не могла никак остановиться. Это была стопроцентная истерика, и никакие волевые качества уже не спасали. Горнюха испуганно вскочил, но его неумелые успокоительные действия словно подлили масла в огонь. Клавдия с еще большей силой завелась. Она сползла на пол и билась в рыданиях, от которых у Горнюхи мороз прошел по спине. От испуга и растерянности он побелел. Секунд пять сидел в полном оцепенении, затем опрометью бросился в ванную комнату, где хранились сердечные капли. Торопливо прыснув в чашку лекарство, метнулся обратно в спальню. Клавдия каталась по ковру и жутко выла, стуча кулаками по полу. Горнюха склонился над своей подругой и пытался силой влить ей лекарство, но женщина вырвалась, села и в упор уставилась на своего любимого. Она прекратила издавать устрашающие звуки, молча взяла чашку с остатками снадобья и выпила. Вздохнула со всхлипами и опустила голову...»
Наряду с психологизмом новую повесть В. Кожушняна отличает стилевая манера. Она свойственна и для первых его повестей. Это – юмор.
В художественном произведении ирония, юмор, сатира могут быть самого различного характера. Они бывают еле уловимы; могут быть в виде скрытого и открытого сарказма. Читая повесть «Горнюха», встречаешь часто блестящие искорки юмора в виде метафор, сравнений. Ну вот, к примеру: «Она проявила весьма необузданный темперамент. Знаменитая искусительница Кармен показалась бы в тот момент стороннему наблюдателю просто обленившейся кухаркой на грани климакса». Но чаще автор обращается к народным пословицам, поговоркам. Это – его разговорная стихия: «Дядька Матвей глянул на часы и в сердцах хлопнул ручищей по столу, аж графин подпрыгнул, и вслух произнес: «Хэх, твою в копыто теляти мать, доховалась?! Ты у мене счас у куфайке пойдешь!».
Хотелось бы упомянуть еще об одной особенности мастерства автора. Это – емкость. В небольшой по объему повести он рассказал о судьбах самых различных по характеру, поведению людей. Причем показал их не бегло, общими штрихами, авторскими характеристиками, а глубоко и всесторонне – в живых сценах, эпизодах. Иному автору пришлось бы подобный сюжет уместить в романе-«кирпиче». А тут – небольшая повесть, к тому же в духе сегодняшнего времени.
Не знаем, что дальше создаст Валерий Кожушнян. Новая его повесть «Горнюха» – свидетельство того, что его талант и мастерство далеко не исчерпаны. Дай бог идти и дальше ему – вперед и выше.
Владимир Масленников
«Не хлебом единым...»
А, точнее, не только деньгами жив человек. К такому выводу приходит читатель, когда заканчивается «Жажда денег», написанная Юрием Барановым на основе житейских историй, герои которых – наши современники. Впрочем, в сегодняшнем понимании, «героев» в этих рассказах как раз и нет. Нет «благородных киллеров», «добрых» воров в законе, преуспевающих бизнесменов-банкиров и леди-боссов, заполонивших телеэкраны и макулатурное книгоиздательство. В «Жажде денег» рассказ за рассказом раскрывается горький опыт «обогащения» простых смертных, число которых в процентах переваливает за девяносто. Именно они, ослепленные лживой рекламой «новых возможностей» старого капитализма, пытаются реализовать эти самые «новые возможности». И главный стимул, в конечном итоге, не просто заработок «больших денег». Не случайно название сборника ассоциируется с «Жаждой жизни» из серии рассказов о золотоискателях Джека Лондона. Но если герои американского писателя бросали сытую обеспеченную жизнь ради молниеносного обогащения на золотых приисках, то героям «Жажды денег» терять практически нечего. Водоворот «перестройки» и «демократии» затянул их на социальное дно общества, где вчерашний инженер, учитель, слесарь, фрезеровщик, не говоря уж о пенсионерах, мечтает не о золотых слитках и миллионах в швейцарских банках, а всего-то о нормальной сытой жизни.
Рассказы Юрия Баранова, на мой взгляд, несколько натуралистичны, наполнены подробным описанием второстепенных деталей. Но в целом текст читается легко, и мелкие недочёты скрадываются главным эффектом – узнаванием себя, своих родственников, товарищей по работе, соседей по подъезду и просто знакомых людей. По признанию автора, сюжетами многих рассказов как раз и послужили истории людей, на своём личном опыте познавших изнанку постсоветского «бизнеса». Правдивость изложенного материала стала главным аргументом при решении печатать рассказы в газете «Приднестровье». В течение полутора лет подписчики и постоянные покупатели газеты имели возможность знакомиться с творчеством Ю. Баранова. «Жажда денег» имела немало откликов и была востребована читателями «Приднестровья», а это более пяти тысяч подписчиков, не считая продажи газеты в розницу. Конечно, небольшой тираж издаваемой книги не удовлетворит спроса всех желающих её прочитать. Но реалии таковы, что сегодняшняя цена полиграфических услуг, (по вполне объективным причинам), настолько высока, что себестоимость выпускаемых книг на порядок выше покупательской способности людей, любящих и умеющих оценить современную литературу. Тем не менее, тираж сборника не запылится в киосках «Союзпечати» и на полках книжных магазинов.
Надо отметить, что «Жажда денег» – первая книга Юрия Баранова. Но уж точно не «первый блин». На суд читателя предложен добротный литературный материал, а чтение сборника несомненно вызовет интерес у книголюбов. Большинство рассказов написано с мягким юмором, но очень часто это смех сквозь слёзы сопереживания героям, не по своей воле пустившимся в погоню за «лёгкими деньгами». Особенно запомнились «три Иваныча» из рассказа «Пряники московские». Досыта нахлебавшись «больших заработков» в Москве, вернулись они в Тирасполь и здесь, дома, нашли применение своим силам. Не случайно автор не советует в разговоре с «Иванычами» ругать их родной город: «Уж очень больно любят они спорить на эту тему»...
После выхода «Жажды денег» наверняка найдутся критики, которые небрежно бросят: «Каждый кулик своё болото хвалит». И действительно, большинство героев «Жажды денег», помыкавшись по свету, находят свой «Клондайк», своё счастье именно в «родном болоте». Просто оно, это «болото» имеет очень древнее название: «Родина». А её, как известно, не выбирают. Здесь только рождаются, живут и умирают. А «болото» оно, или пляж на Гавайях, – какая разница?
В этом кратком вступлении не хочется ни хвалить, ни ругать автора – критики ещё доберутся до этой благодатной почвы. Главное – «Жажда денег» не оставит р авнодушным читателя – а это и есть сверхзадача любой книги, издаваемой в наши дни. К сожалению, немало макулатуры в ярких обложках штампуют сегодня и типографии Москвы, и типографии Тирасполя. Но о книге Юрия Баранова можно сказать только одно: «Дай Бог, не последняя!»
Юрий Заяц