Собирание и издание фольклора в советское время

Собирание и издание фольклора в советское время получает невиданный размах. Уже в первое пятилетие Советской власти русский фольклор интенсивно собирают: в Сибири - М. К. Азадовский; в Вологодской, Архангельской, Тверской и Псковской губерниях - М. Д. Едемский - в Новгородской губернии - Н. М. Элиаш; в Красноярском крае — М. В. Красноженова; в Саратовской губернии - Б. М. Соколов и Т. М. Акимова; в Воронежской губернии - А. М. Путинцева и др.

Затем эта работа расширяется. В ней принимают участие различные научные и культурные учреждения. Так, в 20-е годы сбором фольклора занимаются: Государственная академия художественных наук (Москва), Государственный институт истории искусств (Ленинград), многие краеведческие музеи.

Одной из важнейших собирания фольклора становится организация фольклорных экспедиций. Так, братьями Б. М. и Ю. М. Соколовыми в 1926—1928 гг. была организована экспедиция «По следам Рыбникова и Гильфердинга», которая дала богатый материал. Ценный фольклорный материал собрала также комплексная искусствоведческая экспедиция (1926—1929) на Севере (в Заонежье, Мезени и Печоре).
Деятельность по собиранию фольклора активизируется в 30-е годы. Эту работу проводят Институт русской литературы АН СССР, Институт этнографии АН СССР, Государственный литературный музей, Всесоюзный дом народного творчества, Московский институт истории, философии и литературы, областные дома народного творчества и другие учреждения.

Записываются произведения русского фольклора и в годы Великой Отечественной войны. Активную работу в этой области проводят В. Ю. Крупнянская, С.И. Минц, В. М. Сидельников, В. А. Тонков и другие фольклористы. Большую работу по записи фольклорных произведений, бытующих в военных условиях, проделали сами фронтовики.
Широкий размах собирание фольклора получает в послевоенные (50—70-е) годы.

  В советское время впервые в истории русской фольклористики стал активно собираться рабочий фольклор (запись произведений в устном бытовании, извлечение их из архивов и дореволюционной печати).

Уже в первые годы своего развития советская фольклористика стремится к самой тесной связи с современностью, ставит и решает актуальные научные задачи.

В работах послевоенных лет, посвященных изучению советского фольклора, довольно отчетливо выражены два взаимосвязанных аспекта исследования — исторический и теоретический. Первый из них наиболее отчетливо проявился в сборнике статей «Русский фольклор Великой Отечественной войны» (1964, ред. В. Е. Гусев), а второй в книгах И. 3. Ярневского «Устный рассказ как жанр фольклора» (1969) и В. М. Потявина «Современные русские народные песни» (1976, вып. 2).

Основательное изучение истории русского фольклора, содержания и формы фольклорных произведений, их бытования и идейно-эстетических функций дало возможность поставить и решать многие теоретические вопросы: фольклор как особый вид искусства, классификация жанров русского фольклора, фольклор и действительность, художественный метод в фольклоре. Наиболее полное освещение эти вопросы получили в книгах: Гусев В. Е. Эстетика фольклора (1967);

Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства (1971);

Пропп Влад.Яков. Фольклор и действительность (1976).
В процессе развития советской науки о фольклоре разрабатывается ее методология. Эта работа прежде всего осуществляется в исследовании конкретных вопросов истории и теории фольклора.

Однако вопросам методологии посвящаются и специальные обобщающие исследования, например книги Б. Н. Путилова «Методология сравнительно-исторического изучения фольклора» (1976) и Л. И. Емельянова «Методологические вопросы фольклористики» (1978).

Особенно большая работа ведется по исследованию использования фольклора русской литературой. Здесь фольклористика тесно смыкается с литературоведением. В разработке этой проблемы активное участие принимают известные фольклористы и литературоведы. Так, фольклоризмом древнерусской литературы занимаются В. Н. Перетц, А. С. Орлов, Ю. М. Соколов, Н. К. Гудзий, В. П. Андрианова-Перетц, Д. С. Лихачев и др. Вопросы использования фольклора русской литературой XVIII в. изучают Н. Л. Бродский, Г. А. Гуковский, П. Н. Берков, Д. Д. Благой, В. Д. Кузьмина, С. Ф. Елеонский и др.

Особенно большая работа нашими учеными проводится по изучению фольклоризма русской литературы XIX в. В этой области работают Б. М. Соколов и Ю. М. Соколов, Б. М. Эйхенбаум, А. М. Астахова, М. К. Азадовский, Н. П. Андреев, В. Г. Базанов Н. И. Кравцов, К. И. Чуковский и др.

Использование фольклора советскими писателями исследуют Ю. М. Соколов, Н. К. Пиксанов, Б. А. Бялик, А. Л. Дымшиц, В. М. Сидельников, И. С. Эвентов, М. А. Батин, Д. М. Молдавский, П. С. Выходцев, А. А. Мордвинцева, И. С. Правдина и др. Работа по исследованию фольклоризма русской литературы с годами все больше расширялась по своей тематике, совершенствовались ее методология и методика, углублялась ее проблематика, расширялся круг рассматриваемых вопросов. Если первые работы, как правило, ограничивались только констатацией фольклорных источников, используемых в литературных произведениях, то впоследствии стали рассматриваться и те изменения, которым подвергается фольклор в литературном тексте, характеризуют его идейно-художественные функции, выясняется роль фольклора в формировании жанров, методов и стилей в литературе.

Наиболее ценными работами в этой области являются книги: Андрианова-Перетц В. П. Древнерусская литература и фольклор (1974); Русская литература и фольклор (XI—XVIII вв.). Сб. статей (1970); Русская литература и фольклор. Первая половина XIX века. Сб. статей (1976); П. Ф. Матвейчук. Творчество М. Горького и фольклор (1959); П. С. Выходцев. Русская советская поэзия и народное творчество (1963).

Лекция № 2. Обряд и обрядовые жанры фольклора.




План.

1. Возникновение обрядов и обрядовой поэзии.

2. Календарно-обрядовая поэзия. Основные праздники земледельческого календаря.

3. Семейно-обрядовые циклы (родильный, свадебный).

 

Вопрос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: