Возникновение обрядов и обрядовой поэзии

 

Народные праздники – это богатейший источник к познанию внешней и внутренней жизни народа. Они тесно связаны с мифами, поверьями, преданиями, сказаниями.

Миф – (от греч. повествование, басня, предание) плод коллективной фантазии, рассказ о богах, героях, демонах, духах, отражающих представления о непознанных силах природы, общества.

Поверье – суеверное предание, а также убеждение, основанное на таком предании или приметах.

Предание – созданный устно, имеющий установку на достоверность, рассказ об исторических событиях и деяниях реальных лиц, а также происхождении тех или иных названий.

Сказание – в фольклоре общее родовое название повествовательных произведений исторического и легендарного характера, сочетающее ретроспективность изложения с поэтической трансформацией прошлого. Среди сказаний различают предания, легенды.

Народные праздники обнаруживают нравственные и религиозные чувствования. В них с наибольшей полнотой раскрывается народная личность.

Большая часть праздников родилась в языческие времена, где с богослужебными обрядами соединялось судопроизводство и промышленность.

Праздники имеют глубокую взаимосвязь не только с внутренней жизнью народа, но и с внешней природой. В глубокой древности они учреждались по естественным эпохам года, были освещены народными мифами. Будучи поэзией жизни, праздники сливались с символами, иносказаниями, песнею, плясками.

Постепенно возникали так называемые обряды.

Обрядэто совокупность установленных обычаем действий, совершаемых в определенной последовательности и связанных с религиозными представлениями и с бытовой традицией.

В древности обрядовая поэзия у многих народов была связана с охотой и рыбной ловлей, позднее – с земледельческим трудом.

Обряд исполнялся в важные моменты жизни древних славян и оказывал воздействие на самочувствие и самосознание человека, а также передавал от поколения к поколению накопленный социальный опыт.

Обрядовая поэзия – вид фольклора, сопровождавший календарные и семейные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года. Обрядовая поэзия тесно связана с традицией.

Обрядовая поэзия имела ритуально-магическое значение, взаимодействовала с народными обрядами (см. отличия!), содержала элементы драматической игры, а также содержала правила поведения человека в быту и тру­де, выполняла психологические и поэтическиефункции.

В обрядовой поэзии прочно укоренилось поклонение славян-язычников божествам.

Так, князем Владимиром в дохристианский период его правления были поставлены в Киеве идолы следующим божествам (Четьи Минеи, Св. Димитрий): «Начальнейший Перун, его же вероваху быти бога грому и молниям и облаком дождевым; вторый Волос, мнимый быши бог скотов; третий Позвизд или В и хор, бог воздуха; четвертый Ладо, бог веселия; пятый Купало, бог плодов земных; шестый Коляда, бог празднования в зиме бывающего, и иние меньшие боги, не точию в Киеве, но и по всем Российския державы странам».

Были еще боги: Даждьбог (олицетворение бога солнца), Стрибог (повелитель ветров), Хорс (бог солнца), Симаргл (бог пламенной силы и бог огня), Мокошь (единственное женское божество, олицетворение Матери - Сырой Земли).

Несмотря на все более распространяющееся христианство, в народе долго «жили» если не главные, то второстепенные божества, в которых верили и которым поклонялись. Чаще всего это были символы житейских потребностей: Ярило, Купало, Лад, Чур, Авсень, Зничь, Веснянки, Осенянки, Зимнянки, Водяны или Водяные, Моряны, Огняны, Ветряны. Русалки, Кикиморы, Шишиморы, Шишиги, Карачуны, Яга-баба, Ведьмы.

В лесах владычествовал Леший, в полях – Полевой, в домах – дедушка Домовой иногда его называли Постенем, а в подпольях – Лизуном.

Все эти мифологические существа входили в семейный быт простого народа, содействовали или противодействовали ему в жизни.

Подобно древним народам мира, у славян огромные камни были предметом обожания, с камнями связано много суеверий (Корочюнов камень, Конь камень и др.).

Суеверия были связаны с колодцами, студенцами, озерами, дупловатыми деревьями, дубами.

Многие предания принимали форму простого суеверия (суеверие - религиозный предрассудок) и теряли коренное свое значение, присоединяясь к христианским праздникам и обрядам в виде старого обычая и поверья.

Не один праздник не обходился без обряда. Праздники церковные и народные по духу своему различны.

Церковные праздники свидетельствуют об истине событий, составляющих сущность Веры Христианской, представляют разительную противоположность с древними языческими, простонародными. Праздники церковные – это живые уроки об истинах Евангельских, они введены Церковью для возбуждения в нас благоговения и благодарности к Богу.

Народные праздники созданы свободной фантазией народа во тьме язычества и выражают поэзию древнего быта.

Предметом христианских праздников является духовность. Народных – чувственность.

Обрядовые праздники принято делить на трудовые (земледельческие, связанные с сельскохозяйственными работами) и семей­ные (связанные с миром отдельной семьи – со свадьбой, рождением, похоронами и позднее – проводами рекрутов в армию).

Русские обряды генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическое сходство с обряда­ми многих народов мира. Так, на славянские обряды сильно повлияли скандинавские, германские, финские и восточные праздники, а также греческие и римские.

Издревле существует пословица: Что город, то норов; что деревня, то обычай; что подворье, то поверье.

Обрядовый фольклор составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые входили в состав традиционных народных обрядов.

Обрядовый фольклор синкретичен по своей сути, поэтому его целесообразно рассматривать в составе соответствующих обрядов. Вместе с тем отметим возможность иного, строго филологического подхода. Ю. Г. Круглов выделяет в обрядовой поэзии три вида произведений: приговоры, песни и причитания. Каждый вид со­ставляет группа жанров.

(Д/з: узнать и записать – какие жанры составляют приговоры и причитания).

Особенно важны песни — древнейший пласт музыкально-поэтического фольклора. Во многих обрядах они занимали ведущее место, сочетая магическую, утилитарно-практическую и художественную функции. Песни исполнялись хором. Ритуаль­ные песни отражали сам обряд, способствовали его формирова­нию и реализации.

Ю.Г.Круглов в работе «Русские обрядовые песни» выделяет песни ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые, лирические.

Заклинательные песни были магическим об­ращением к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и семье. В песнях величальных поэтически идеализи­ровались, прославлялись участники ритуала: реальные люди или мифологические образы (Коляда, Масленица и др.). Противо­положны величальным были корильные песни, которые высме­ивали участников ритуала, нередко в гротескной форме; их со­держание было юмористическим или сатирическим. Игровые пес­ни исполнялись во время различных молодежных игр; в них описывались и сопровождались имитацией полевые работы, ра­зыгрывались семейные сцены (например, сватовство). Песни лирические — наиболее позднее явление в обряде. Их главное назначение — выражать мысли, чувства и настроения. Благода­ря лирическим песням создавался определенный эмоциональ­ный колорит, утверждалась традиционная этика.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: