Тема: История медицины как наука. Врачевание в первобытном обществе

Лекция № 1

 

 

План:

 

 1. История медицины как часть истории человечества.

2. Интернациональный характер развития медицины.

3. История медицины как наука.

4. Периодизация и хронология всемирной истории медицины.

5. Источники изучения истории медицины.

6. Характеристика первобытной эры.

7. Периодизация и хронология первобытной эры и первобытного врачевания.

8. Источники информации о болезнях первобытного человека и врачевании в первобытную эру.

9. Гипотеза «золотого века» и ее опровержение.

10. Становление первобытного общества и первобытного врачевания (свыше 2 млн.лет назад – ок.40 тыс.лет назад).

11. Врачевание в период расцвета первобытного общества (ок.40 тыс.лет назад – Х-V тысячелетия до н.э.).

12. Врачевание в период разложения первобытного общества (с Х-IV тысячелетий до н.э.).

 

 

История медицины - это наука о развитии медицинских знаний и деятельности в соответствии с развитием человеческого общества.

Она изучает закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, естествознанием, культурой, составной частью которой она является.

Лекции по истории медицины призваны раскрыть общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до современности, продемонстрировать достижения каждой новой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития духовной культуры человечества; показать взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара, познакомить с историей врачебной этики в различных странах.

 Медицина интернациональна.

В ее становлении и развитии участвуют все народы мира. Изучение истории медицины приводит к пониманию глобальности общечеловеческих проблем и задач в области медицины и охраны здоровья населения.

 Изучая прошлое медицины, мы можем оценить достижения современной медицины и проследить перспективы ее развития. Знание истории медицины имеет большое значение для формирования мировоззрения будущего медицинского работника, обогащая его теоретическими знаниями, умением анализировать происходящие события, воспитания чувства гуманизма и патриотизма.

Таким образом, изучение истории медицины:

1. формирует научное мировоззрение;

2. повышает уровень общей и профессиональной культуры;

3. знакомит с историей развития врачебной этики;

4. дает критерии для правильной оценки и понимания современного этапа развития медицины и здравоохранения (чтобы понять современную медицину, мы используем опыт предыдущих поколений).

История медицины состоит из двух разделов: общей и частной истории медицины.

Общая история медицины изучает узловые вопросы развития медицины в целом, еѐ характерные особенности и отличительные черты, важнейшие открытия и достижения. Частная история медицины – изучает возникновение и развитие отдельных специальностей (терапии, хирургии, педиатрии и т.д.) и деятельность выдающихся ученых-врачей в этих областях знаний.

В основу изучения данного предмета положена периодизация и хронология всемирной истории медицины, основанная на принятой в современной исторической науке периодизации всемирной истории:

1. Возникновение медицины или врачевание в первобытном обществе (приблизительно 2 млн. лет тому назад- IV тысячелетие до н.э.).

2. Медицина эпохи античности или врачевание в древнем мире (IV тыс. до н.э. – V в.н.э.).

3. Медицина средневековья (V-XV вв.н.э.).

4. Медицина эпохи Возрождения и нового времени (XVI-XVIII вв.).

5. Медицина нового времени (XVIII-XIX вв.).  

6. Медицина новейшего времени (XX в).

 Прошлое медицины воссоздается на основе изучения фактов и источников.

Все исторические источники делятся на 7 основных групп: письменные, вещественные (материальные), этнографические, устные (фольклорные), лингвистические, кино фото документы.

1) Письменные источники -это рукописный или печатный документ, выполненный на папирусе, керамике, бумаге, камне, глине, дереве, коре и др. Они могут быть подлинными или копиями.

2) Вещественные (материальные) источники, основную часть которых составляют археологические памятники, включают и антропологический материал (ископаемые останки человека). Наука, которая занимается изучением болезней древних людей по костным останкам, называется палеопатологией.

3) Этнографические источник и характеризуют явления культурной и общественной жизни, унаследованные человечеством от предшествующих эпох. К ним относятся суеверия, обряды, верования, обычаи, поверия и т.д.

 4) Устные (фольклорные) источники- это созданные народом и характеризующиеся устной формой передачи образов реальной действительности.

 5) Лингвистические источники- отображение в речевой форме реальной исторической действительности.

6) Кино-, фотодокументы- источники, фиксирующие события, которые могут быть воспроизведены повторно.

7) Фонодокументы, которые отображают звуковую сторону исторического факта и представляют собой фонограмму, сделанную в момент события.

 

Врачевание в первобытном обществе

 

История первобытной эры изучает человеческое общество от возникновения человека (более 2 млн. лет назад) до формирования первых цивилизаций (IV тысячелетие до н. э.).

 По своей продолжительности первобытная эра охватывает более 99% всей истории человечества.

Все народы нашей планеты прошли этот этап исторического развития (универсальный этап).

Анализ этого пути от самых истоков имеет важное практическое значение для понимания исторического развития медицины в целом.

В истории первобытной эры различают периоды:

1) Становление первобытного общества.

2) Расцвет первобытного общества.

3) Разложение первобытного общества.

 Достоверные научные знания о врачевании первобытной эры базируются на данных:

1. археологии (орудия труда, остатки первобытных построек, святилища, останки человека, предметы первобытной культуры). 2. палеопатологии (изучает патологические изменения останков первобытного человека, его скелета).

 

До возникновения палеопатологии бытовало представление о том, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли как результат цивилизации.

Подобной точки зрения придерживались весьма образованные люди, например Жан-Жак Руссо, который верил в существование «золотого века».

Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут на себе следы травматических повреждений и тяжѐлых болезней (опухоли, туберкулѐз, остеомиелит, артрит, остеома и рахит).

Даже при отсутствии сведений о других болезнях можно предположить, что почти все современные заболевания существовали и в глубокой древности.

Часто встречались травматические дефекты, связанные с повреждением мозгового черепа.

Одни из них свидетельствуют о травмах, полученных во время охоты, другие – о пережитых трепанациях черепов в ритуальных целях.

Палеопатология позволила также определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека: она не превышает 30 лет.

Первобытный человек погибал в борьбе с природой, которая была сильнее его.

Становление первобытного общества и первобытного врачевания (более 2 млн. лет назад – около 40 тыс. лет назад) Переход от ближних предков человека (австралопитеков) к подсемейству гоминид (т. е. людей) – длительный эволюционный процесс.

 В установлении границы между животным миром и человеком существуют два подхода:

1) Антропологический (человека отличает прямо хождение; бипедия (передвижение на двух нижних (задних) конечностях); крупный высокоразвитый мозг; свободная кисть с противопоставляющимся большим пальцем, способная к тонким трудовым операциям).

2) Философский (социальная сущность человека, его мышление, язык, общественные отношения).

Прародиной человечества является Африканский континент. Зачатки врачевания Формирующееся человеческое общество прошло в своѐм развитии две основные стадии:

1. эпоху древнейших людей – архантропов;

2. эпоху древних людей – палеоантропов (неандертальцев). Архантропы – прямоходящие, вели кочевой или полукочевой образ жизни.

Они изготовляли простейшие орудия труда из камня, дерева, занимались собирательством, рыболовством и охотой, организовывали первые жилища и добывали огонь высеканием и трением.

Орудийная деятельность способствовала формированию примитивной членораздельной речи, зачатков языков, развитию мышления и первобытного сознания.

Археологические исследования последних лет показали, что уже ближайшие предки древних людей – австралопитеки – наряду с собирательством занимались охотой на мелких и крупных животных, т. е. были всеядными.

Следовательно, тысячелетний эмпирический опыт и повседневная трудовая практика древнейших людей позволяли им познавать целебные и токсические свойства растений, минералов, органов и частей животных и использовать их в борьбе с недугами.

Древнейшие люди уже проявляли заботу о больных сородичах. Зачатки гигиенических навыков также стали формироваться уже у архантропов в процессе обживания пещерных жилищ и применения огня.

У них не было погребений и связанных с ними религиозных представлений, культа умирающих.

Неандертальцы жили в пещерах, под открытым небом в искусственно сооружаемых жилищах.

Продолжали заниматься коллективным целенаправленным собирательством, рыболовством и загонной охотой; поддерживая огонь в очаге.

Огонь использовали для приготовления пищи и в охоте на крупных хищников, шкуры которых шли на изготовление одежды и утепление жилищ.

Благодаря этому они пережили резкое ухудшение климата, ледниковый период и расселились в обширных северных районах Евразии.

Неандертальцы стали производить первые захоронения умерших.

Появление захоронений свидетельствует о развитии у древних людей начальных абстрактных представлений о посмертной жизни, т. е. о формировании абстрактного мышления и окончательным выделением человека из животного царства как существа социального.

Это так же подтверждается частыми находками скелетов тяжелобольных древних людей, которые могли выжить, только находясь под защитой коллектива сородичей и получая достаточное количество пищи, которую сами они не добывали. Так на территории Франции обнаружен скелет мужчины, который умер в возрасте 45 лет, будучи полным калекой (об этом свидетельствует череп с повреждением латеральной стенки левой глазницы, атрофированная правая плечевая кость, явления выраженного артрита).

 Археологические и палеопатологические исследования предоставили достоверные сведения о целенаправленном использовании первобытным человеком лекарственных растений.

Анализ многочисленных проб почвы из захоронения мужчины показал, что он был погребѐн на ложе из веток деревьев и лекарственных цветов 8 видов (тысячелистник, золототысячник, алтей и др.).

 Все они были разложены на уровне торса и у основания стоп. 16 Врачевание в период расцвета первобытного общества (около 40 тыс. лет тому назад до н. э.)

Первобытный человек населил тропические пояса Африки и Евразии, Северной Европы и Сибири, Австралии и Америки. Развитие первобытного коллективизма, орудийной техники, изобретение лука и стрелы обусловили дальнейший подъѐм и совершенствование социальных отношений.

 Произошло возникновение общинно-родового строя:

1) в форме ранней родовой общины охотников, собирателей и рыболовов;

2)в форме более развитой поздней родовой общины земледельцев и скотоводов.

В ранней родовой общине женщины играли важную роль, заботясь о детях, поддержании огня, ведении хозяйства.

Всѐ это обусловило формирование материнско-родового культа – культа матерей – прародительниц, охранительниц очага.

Но главой рода могли быть в равной степени и женщина, и вождь-мужчина, рождѐнный от женщины данного рода. Врачевание было коллективным занятием.

 Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседними коллективами.

Развитая (поздняя) родовая община земледельцев и скотоводов характеризуется, прежде всего, переходом от присваивающего хозяйства к производящему – земледелию и разведению домашних животных.

Были одомашнены собака, овца, коза, бык и лошадь; изобретены керамика, прядение и ткачество, колѐсный транспорт и парусная лодка; освоены строительство зданий из кирпича и подземная добыча камня.

К концу периода (IV тысячелетие до н. э.) из живописи начала развиваться рисуночная письменность – пиктография.  Врачевание и зарождение культов и верований Аборигены Австралии, используя флору и фауну своего континента, применяли для лечения нарушений пищеварения эвкалиптовую смолу, касторовое масло и луковицы орхидеи; останавливали кровотечение при помощи паутины, золы или жира игуаны; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану; при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали местные глины.

Аборигены Австралии и Америки использовали паровую «баню» при простудах, горячие и холодные компрессы, массаж, промывание кишечника и т. д.

Первобытные врачеватели владели также и приѐмами оперативного лечения: обрабатывали раны лекарствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; накладывали «шины» при переломах; знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовали их для обезболивания; умели делать кровопускания, применяя изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений.

В Новой Гвинее, первобытные врачеватели племѐн аборигенов вскрывали вену при помощи мелких стрел, которые они пускали с близкого расстояния из туго натянутого лука.

Но первобытный человек не мог предвидеть или объяснить причины стихийных бедствий, понимать явления окружающей его природы, что порождало фантастические иррациональные представления об окружающем мире.

Начали зарождаться первые религиозные представления:

1) Тотемизм – вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определѐнным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалиптом). Его считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней.

 2) Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства неодушевлѐнных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда, плодоносящие деревья или полезные предметы обихода. Потом появились амулеты и талисманы (от чумы, холеры, ранения в бою и т. п.).

3) Анимизм – вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы. Эти представления связаны с культом умерших.

4) Магия – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Результатом являлось изменение погоды, удача на охоте или выздоровление от болезни. Лечебная магия – врачевание ран и недугов, основное на культовой практике. Простые церемонии и ритуалы мог совершать каждый.

В глубинах пещер стали создаваться специальные святилища, на стенах которых изображались «служители культа»- «колдуны». Во Франции это была полусогнутая фигура с длинным хвостом, ногами человека и лапами зверя, длинной бородой и оленьими рогами.

 Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней: возникновение недуга понималось, как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка.

 Подобные толкования оказали и на приѐмы врачевания, целью которых стало изгнание духа болезни из тела больного.

У многих народов было принято кормить больного горькой пищей, неприятной для «вселившегося духа».

Стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики – шаманство.

 К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа.

Первый трепанированный череп ископаемого человека найден в Латинской Америке в 1865 году.

Причина трепанации - вопрос до сих пор дискуссионный.

Чаще она производилась в ритуальных целях.

Возможно, первобытный человек надеялся, что через отверстие в черепе дух болезни легко сможет покинуть тело больного.  Врачевание в эту эпоху продолжало оставаться коллективным. Врачевание в период разложения первобытного общества (с Х тысячелетия до н. э.) Разложение первобытно-общинного строя началось в X – IV тысячелетиях до н. э.

Происходило зарождение частной собственности и частного хозяйства, классов и государств.

Важнейшим событием явилось изобретение в IV тысячелетии до н. э. иероглифической письменности.

Расширялся круг лекарственных средств, совершенствовалось родовспоможение, изготовлялись инструменты для врачевания металла (медь, бронза, железо), стала применяться ампутация конечностей (например, у захваченных в плен рабов), развивалась лечебная помощь раненным общинникам во время участившихся войн.

К числу оперативных методов врачевания относятся: ритуальное обрезание, ампутация конечностей, кесарево сечение.

В период разложения первобытного общества становление классового неравенства вело к внутриплеменному расслоению и укреплению культа племенных покровителей и религиозных представлений.

Это обусловило появление профессиональных служителей культа.

Основным их занятием было врачевание.

В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки сохранились народные врачеватели – знахари.

 Знахарь прекрасно знает флору и фауну окружающей местности, посвящѐн в законы и обычаи племени, хранит их и предаѐт по наследству.

Будучи тонким психологом, артистом и фокусником, он прекрасно понимает свою аудиторию, которая беспредельно верит ему.

Подготовка знахарей велась индивидуально.

Выбор ученика начинался с испытания.

Многократно заставляли до обморока дышать дымом в специальной хижине.

А затем подвергали испытанию весьма прожорливыми большими муравьями.

 Оценка первобытного врачевания, его рациональные традиции и огромный эмпирический опыт явились одним из истоков традиционной медицины последующих эпох – современной научной медицины.

Иррациональные традиции первобытного врачевания возникли в тяжѐлых условиях борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой.

Таким образом, можно выделить основные черты медицины первобытного общества:

 1. несмотря на то, что развивались фетишистские, тотемистические, анимистические представления о болезнях, и первобытные люди при их лечении, прежде всего, прибегали к заговорам и обрядам, все же рациональное врачевание имело место и постепенно укрепляло свои позиции.

2. В первобытном обществе совершился переход от инстинктивной само- и взаимопомощи (пред. медицина) к сознательной взаимопомощи и к формирующейся медицине.

 

Рекомендуемая литература:

Сорокина Т.С. История медицины изд.,переработ, и дополн. – М.: Академия, 2014. – 560 с. Ны: Учебник для студ.Высш. мед.учеб. заведений /3-изд..

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: